Создание наглядных пособий по архитектуре - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Создание наглядных пособий по архитектуре

Министерство образования Хабаровского края

Краевое государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Хабаровский педагогический колледж»

ПЦК технологии, дизайна и рекламы

СОЗДАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ПО АРХИТЕКТУРЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

Выполнила: Чередниченко

Владилена Станиславовна

Специальность: 070602 Дизайн

Курс: 4, группа 241 – д

Научный руководитель:

преподаватель первой

квалификационной категории

Соболева О. С.

Хабаровск 2008 г.

Введение

Данная тема дипломной работы была выбрана потому, что в Хабаровском педагогическом колледже практически нет интересных, современных наглядных пособий. Ведь на самом деле это весьма актуально тем, что есть возможность помочь преподавателям в профессиональной деятельности, в обучении нового поколения молодых студентов знаниям в области мировой художественной культуры.

Разработка данных пособий является реальным заказом преподавателя Хабаровского педагогического колледжа. Разработка была выполнена с целью – улучшить качество преподавания ученикам, непосредственно по дисциплине истории изобразительного искусства.

Для разработки пособий была выбрана архитектура Древней Греции, Готики и Русское искусство. Греция является очень красивой страной. Множество туристов приезжают со всего земного шара, чтобы посмотреть на замечательные достопримечательности, неповторимость пейзажей и великолепные древнегреческие архитектурные сооружения далеких времен. Невероятный готический стиль, зародившийся во Франции ничуть не хуже по своей грандиозной готической архитектуре старинных замков и соборов.

Перед тем, как приступить непосредственно к разработке эскизов наглядных пособий, были рассмотренные уже имеющиеся наглядные пособия у преподавателей ХПК (Приложение 1). По итогам исследования были сделаны следующие выводы:

– наглядные пособия должны

– быть удобочитаемыми;

– нести краткую, но важную информацию;

– быть легкими и практичными в использовании;

Так же в работе над проектом помогла следующая литература:

Энциклопедия для детей «Аванта», Большая художественная энциклопедия, Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.

Таким образом, цель дипломной работы: создание наглядных пособий по архитектуре для дисциплин эстетического цикла.

Задачи:

1. Изучить особенности архитектуры Греции, Готики и Древней Руси.

2. Провести исследование в области изучения наглядных пособий.

3. Выполнить серию эскизов наглядных пособий по архитектуре, используя графические редакторы.

4. Создать наглядные пособия по архитектуре Греции, Готики и Древней

Руси.

Объектом исследования являются наглядные пособия, предмет – создание наглядных пособий с использованием компьютерных технологий.

В работе использовались общенаучные методы исследования:

– анализ специальной литературы, наглядных пособий;

– синтез – обобщение результатов анализа, выводы, положенные в основу собственного проекта;

– эксперимент способствовал вариативности композиционного, цветового решения элементов пособий;

– метод сравнения помог выбрать оптимальный, удачный вариант пособий.

А так же использовался частный метод дизайнерского проектирования

– «мозговой штурм», который был направлен на выработку большого количества случайных идей.

Методологической базой исследования является комплексный подход в дизайне, позволяющий учитывать множество факторов: методы создания визуального образа, психологию человеческого восприятия, функциональность использования наглядных пособий.

В первой главе пояснительной записки раскрывается вопрос о учебно наглядных пособиях, о том, как они используются, для чего они предназначены. Так же из 1 главы можно узнать из чего они состоят, что включают в себя.

Вторая глава посвящена ходу работы над дизайн-проектом. Здесь раскрываются приемы, методы и последовательность работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

1.1 Основные требования к наглядным пособиям

Как средства обучения учебно-наглядные пособия используются с целью формирования у студентов точных и конкретных образов изучаемых предметов и явлений действительности, более полных представлений о них для лучшего понимания учебного материала.

Эта группа средств обучения наиболее многочисленна и включает различные источники учебной информации. Большое число видов учебно-наглядных пособий затрудняет их классификацию по какому-либо одному основанию, ввиду чего можно попытаться систематизировать их по различным классификационным признакам.

Учебно-наглядные пособия предназначены для реализации зрительных форм наглядности: изобразительной, натуральной. Систематизированные по признаку этих форм наглядности, учебно-наглядные пособия представлены на схеме 1. Согласно такой их классификации наглядные пособия подразделяются на изобразительные и натуральные пособия.

Изобразительные пособия состоят из плоскостных и объемных пособий и соответственно включают плакаты, схемы, фотографии, чертежи, графики, таблицы и диаграммы, модели, макеты, разрезы и муляжи. Здесь уместно отметить постоянно возрастающее количество аудиовизуальных учебных пособий в составе изобразительных средств обучения, используемых в образовательном процессе по учебным дисциплинам.

Натуральные пособия представляют собой реальные предметы, рассматриваемые вне их естественных условий и приспособленных к процессу обучения. К этому виду учебно-наглядных пособий относятся приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, коллекции различных минералов, гербарии и др.

При дальнейшей классификации учебно-наглядных пособий необходимо выделить раздаточные дидактические материалы, предназначенные для использования их студентами и преподавателями во время аудиторных занятий и при выполнении домашних заданий А.Ф. Щепотин, А.П. Шеховцов: методическое пособие. Москва 2000 г. .

Схема 1

1.2 Особенности греческой архитектуры

Греческий гений не столько увлекается новым, сколько стремиться к лучшему. Вся его деятельность направлена к тому, чтобы облагородить существующие формы. В результате достигается удивительная соразмерность и точность соотношений.

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.

Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия ордерная система, архитектурный ордер.

Об ордерной системе известно из научного сочинения римского архитектора Витрувия. Он жил в 1 веке н.э. при написании своего трактата Витрувий пользовался трудами греческих архитекторов, к сожалению, не дошедшими до нас.

Греческая архитектура развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорической и ионической. Названия этих ордерных систем произошли от названий двух главнейших греческих племен – дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части малой Азии.

Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.

В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам. Созданная ими архитектура гармонировала с их характером и образом мышления.

Позже в архитектуре появился третий ордер – так называемый коринфский. Название его произошло от города Коринф, в котором, по преданию, создавался новый ордер. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры.

Афинский Акрополь

Слово акрополь – Арки – полис – означает «высокая часть города». Афинский акрополь расположен на естественной скале, с плоской вершиной удлиненной формы. Длинная сторона площадки 300 метров, наибольшая ширина 130 метров. Площадка расположена на высоте 150 метров над уровнем моря.

Раскопки показывают, что первые поселения появились на месте будущего акрополя еще в догреческие времена. В 7 – 6 веках до н.э. здесь уже находились храмы, позже варварски разрушенные персами.

В 5 веке до н.э. Афины становятся во главе морского союза, который был образован путем объединения морских сил греческих государств для борьбы против персов (490, 480 -476 годы до н.э.).

Союз ставил своей задачей объединить всю Грецию в могучее государство. Патриотический подъем, солидарность всех слоев населения, дух свободной личности в период правления демократа Перикла (443 – 429 годы до н.э.) – все это способствовало возникновению совершенного ансамбля Акрополя – общественного и культурного центра не только Афины, но и всего греческого государства. Строительство огромного ансамбля было поручено Фидию – великому скульптору.

У подножия скалы, с западной стороны, начинается путь на Афинский акрополь.

Первое сооружение, которое встречается на пути, – пропилеи или входные ворота. Основная часть пропилей состоит из двух портиков, завершающихся фронтальными – западным и восточным. Оба портика выполнены в дорическом ордере, внутренние колоны вдоль центрального прохода – ионические. Пропилеи – первое сооружение, где были применены два разных ордера. Перед короткой стороной пропилей библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя. Этот храм посвящен Нике Аптерос – «Бескрылой победе».

Пройдя пропилеи, выходим на открытое пространство. Перед взором открывается величественная панорама с бронзовой статуей Афины. Гигантская статуя Афины Промахос была выполнена скульптором Фидием. Воительница предстает в золотых доспехах и шлеме, со щитом и копьем в руках. Афиняне почитали и боялись ее.

Чуть правее статуи, на небольшом расстоянии, в честь богини Афины, покровительницы города, зодчими Иктином и Калликратом был построен величественный храм из мрамора – Парфенон. Храм строили 9 лет. Строительство начали в 477 году до н.э., но только 432 году до н.э. со – стоялось освящение храма. Храм был построен на месте Парфенона, разрушенного персами в эпоху архаики. Старый храм имел такую же длину, но ширина его была меньше, выполнен он был из туфа. Парфенон занимал самую верхнюю часть Акрополя, являясь центральным сооружением всего ансамбля. Внутри храма – 12 -метровая статуя Афины, выполненная Фидием.

За статуей, к северу от Парфенона, расположен второй по размерам, двойной храм – Эрехтейон посвященный Афине и Посейдону. По преданию, на этом месте Афина и Посейдон вели спор за власть над городом. Эрехтейон был построен в ионическом ордере и представлял собой несимметричное в плане здание. Здесь было применено интересное архитектурное решение – портик кариатид, находящийся на южной стороне храма О. Шуази. Р.В. Варданян « Мировая художественная культура архитектура» стр. 36 .

1.3 Готический стиль

В 11 и 12 веках в Западной Европе развернулось, возникнув в северной Франции, широкое строительство. Новый архитектурный стиль получил название готики. Это название было предложено в 15 веке итальянскими теоретиками искусства, выразившими таким образом свое отношение к казавшейся им варварской архитектуре западной и северной Европы. Характерная особенность готического стиля – стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.

До начала 14 века в строительстве соборов преобладала форма базилики Сл. терминов. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы Сл. терминов которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля О. Шуази. Р.В. Варданян « Мировая художественная культура архитектура» стр.45.

1.4 Архитектура Древней Руси

Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры — архитектура Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. В создании удивительного своеобразия древнерусской архитектуры участвовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии и Польши, позже Франции, Англии, Швейцарии. И все равно архитектура Древней Руси — уникальное, яркое выражение национального духа. Если каменное зодчество возникло на Руси в основном с появлением новой веры после 10 в., то деревянная архитектура пришла из глубокой древности и всегда была основной формой гражданского и храмового строительства.

Основная проблема всякого строительства — это устройство перекрытия. На Руси утвердилась система прочных, сводчатых, купольных перекрытий, почти неприменяемая в Египте и Древней Греции, но очень развитая на Востоке и в Древнем Риме. Стесанные немного под углом камни, выкладываемые по дугам или сужающимися кольцами, позволяют перекрыть значительные площади, но огромные нагрузки от распора свода требуют значительной толщины слоя стен. Эта строительная система и определила облик древнерусских каменных храмов. Существовали и другие системы перекрытий: например, шатровые, заимствованные из деревянной архитектуры, где суживающиеся кверху грани как бы опирались друг на друга; или ярусные, где каждый последующий ярус ставился на скошенные углы предыдущего.

Некоторые храмы перестраивались столько раз, что и опытный специалист с трудом разберется в нагромождении разновременных стилей. Попробуем дать хронологические рамки архитектурных стилей, бытующих в Подмосковье. Изящные, легкие, обычно белокаменные и одноглавые храмы конца 14 — 15 в. в 16 столетии сменяются массивными монументальными, чаще пятиглавыми и кирпичными, из крупного “большемерного” кирпича храмами. Однако в середине 17 в. по велению патриарха Никона шатровые храмы были запрещены. Окна по-прежнему узкие, оформление скупое — настоящие храмы-крепости. Но от этого времени уцелело не так много. В 17 столетии нарастает желание обогатить, украсить, расцветить храмы. Все шире применяется соединение красно-коричневой кирпичной кладки с богатым узорочьем из белого резного камня: наличниками окон, фигурными колонками, поясками, гребнями. Уже с начала 17 в. появляются отдельно стоящие колокольни (прежде были звонницы — столбы с перекладинами или арками для колоколов), которые почти не сохранились. Замечательно красив тип обычно небольших усадебных храмов, не имеющих внутренних подпорных столбов, тяжесть главы и барабана распределялась на стены через суживающуюся кверху систему арок, так называемых кокошников. Во второй половине 17 столетия все более насыщенным и богатым становится декоративное убранство церквей, все богаче фантазия зодчих, совершенней и изысканней работа мастеров: строителей, резчиков, художников. Начинается эпоха, называемая “русским барокко”. Применительно к Москве и Подмосковью часто употребляется термин “московское барокко”. Это стилевое направление зародилось в конце 17 в. и в провинции протянулось до середины 18 в., и даже позже видны его следы. В основе этого направления лежит обращение к западноевропейской культуре и идущее от деревянного зодчества стремление к узорочью и богатству архитектурного убранства. Храмы этого стиля, по своей конструкции представляющие “восьмерик на четверике”, часто встретятся вам в Подмосковье, хотя редко без утрат и переделок. И, наконец, апофеоз древнерусской архитектуры, высший взлет фантазии зодчих — ярусные, башнеобразные храмы, “под звоном” или “под колоколы”, когда колокола располагаются в верхнем или предпоследнем ярусе храма. Стиль центрических храмов с лепестковыми в плане притворами носит название “нарышкинское барокко”.

Таким образом, можно сделать вывод, что архитектура Греции, Готики и Русская архитектура играет роль не только в мировом искусстве, но и актуальна в наше время. Развитие искусства необходимо изучать, знать стили мировой архитектуры. Наглядные пособия, созданные в данном проекте, помогут в этом.

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

2.1 Концепция разработки наглядных пособий

Для выполнения данного проекта была выбрана тема – наглядные пособия. Прежде чем перейти к выполнению практической части, подробно изучался литературный материал по теме проекта. Изучение литературы во многом помогло созданию теоретической части, а так же получению определенных знаний в области создания наглядных пособий. После того как была выбрана наиболее подходящая литература, можно было приступать к работе над пояснительной запиской. В ходе этого были найдены схемы архитектурных строений.

Было проведено аналоговое исследования для выявления наличия наглядных пособий ХПК. По итогам этого исследования было отмечено, что колледж не имеет грамотных, сделанных на профессиональном уровне наглядных пособий. В кабинете физики имеются пособия в виде плакатов с необходимой информацией, сделанные вручную.

Разрабатываемый проект должен привлекать к себе внимание студентов, поэтому подбирался определенный цвет, шрифт, композиционное решение пособия и его стилевое единство. Варианты пособий согласовывались с заказчиком на протяжении всей работы.

2.2 Композиционное решение

Прежде чем начать работу над композиционным решением была проведена поисковая работа. После поисковых эскизов началась работа на компьютере в программе Adobe Photoshop. Первым наглядным пособием стало пособие по архитектуре Древней Греции. В ходе поисковых набросков возникла идея о создании древнего свитка, а позже небольшой карты, идея о создании именно с картой возникла с детской энциклопедии «Аванта». Для общего стиля всех пособий, была взята древняя карта. Выявление центра – подчеркивание той части, которая выражает главную идею. Как правило, центр находится где-то чуть выше середины пособия, но он может быть смещен каким-либо “активным” элементом композиции – ярким, большим предметом, другим контрастным объектом. Затем, была поставлена ордерная система Греции с вынесенными элементами под ней. Это и стало центром композиции. Справа от нее размещены верхние части колон в разрезе в увеличенной форме для лучшего понимания ордерной системы. И в самом низу, параллельно ордерной системе, расположен Ансамбль Акрополя в Афинах. Для динамичности были добавлены полосы для лучшего композиционного восприятия.

Следующей разработкой стало пособие – Готическая архитектура. За основу была так же выбрана древняя карта. За основу по центру расположен Готический храм. В котором отлично гармонирует в левом верхнем углу – система аркбутанов и контрфорсов. Слева расположены готические окна, справа вид пролета Нотр-Дамм де Пари. На практике часто используют метод выделения центра путем вписывания композиции в простую геометрическую фигуру – квадрат, ромб, треугольник, круг, овал. Внизу находиться портал готического храма, собор в Шартре, Нотр – Дамм де Пари.

Огромную роль в композиции играет ее целостность – в правильной композиции ни один из элементов нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого. Для нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущее изображение как набор пятен – силуэтов отдельных элементов, которые компонуют на плоскости до достижения необходимого эффекта. Все элементы композиции должны быть связаны чем-либо воедино стилем рисунка, выравниванием, цветами, размерами и т.д. Именно по этому выло выбрано в этом пособии эффект заключения необходимых объектов в прямоугольные формы.

архитектура греция готика наглядный пособие

2.3 Цветовое оформление пособий

Прежде чем приступить к работе над цветом, был выбран цвет карты, которым стал бежевый. Он был сделан с переходом от светлого к темному, что позволяет добиться эффекта реалистичной карты. В пособии с архитектурой Древней Греции были выбраны именно те цвета, присущи именно этом стране. Фон черно-белый с желто-оранжевым, отлично сочетаются друг с другом. Эти цвета являются основными, так как максимум должно быть 3 цвета в любой дизайнерской разработке. И они являются ключевыми в Древней Греции. Использование разных оттенков, привело к отличному цветовому решению всей работы. Цветовая гармония – важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.

Заключение

Для того чтобы создать диплом, стояло несколько задач, без которых невозможно было выполнить данный проект. Провести анализ литературы, из которой нужно было выбрать самое главное, чтобы теоретически защитить тему. Следующей задачей стояло провести исследования в области изучения наглядных пособий. Были изучены литературные источники, фото материалы, что в дальнейшем помогло разработке блоков в данном проекте. Из литературных источников были обработаны фото материалы в графической программе Adobe Photoshop, что существенно повлияет на выполнение работы. Были разработаны предварительные эскизы наглядных пособий по архитектуре, используя графические редакторы. Были изучены варианты оформления стендов для специальности изучающих ИИИ. В разработке диплома была изучена программа Adobe Photoshop и закреплены навыки работы с графической программой, которая необходима в дизайнерской работе. Были созданы пособия по архитектуре Греции, Готики, Древней Руси. Цель, стоящая в данном проекте была достигнута за счет поставленных задач. Таким образом, разработанные варианты наглядных пособий являются одним из средств обучения формирования у студентов точных и конкретных образов изучаемого материала как наглядным примером действительности.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Базилика – античная и средневековая постройка обычно храм в виде удлиненного прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.

Арка – дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энциклопедия мировой культуры

2. Бригитта Курман-Шварц. Готические витражи

3. А.Ф.Щепотин, А.П. Шеховцов: методическое пособие. Москва 2000г.

4. О. Шуази. Р.В. Варданян « Мировая художественная культура архитектура»

5. Воронцов А. И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983 г

6. Энциклопедия для детей «Аванта»

7. Большая российская энциклопедия

8. Бруно Клейн. «Зарождение и развитие готической архитектуры во Франции и соседних странах»

9. Энциклопедия искусство

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Наглядные пособия по предметам преподавателей ХПК

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Андрей Бобров
Андрей Бобров
Закончил КГТУ, строительный факультет. Сейчас работаю по специальности, я –преподаватель вуза. Написал 15 научных статей. В компании «Диплом777» работаю с 2015 года. В свободное время я подрабатываю тут и помогаю студентам в написании курсовых и контрольных работ. Часто заказываю создание чертежей и эскизов. Нравится моя работа за то, что могу помогать и делиться своими знаниями.

Ещё статьи