Курсовая работа
Социально-психологические взаимодействия в патогенезе шизофрении
Глава I. Практическая часть
1.1 Актуальность
В ряде областей психиатрии и патологии терапевтического профиля в настоящее время широко анализируется социально-психологический механизм патогенеза и, связанные с ними, социально-психологические факторы риска. Вполне обоснован интерес к преморбиду, к факторам, увеличивающим риск данного заболевания. Наметившееся отставание в решении проблемы шизофрении и по настоящее время приходится объяснять сложностью патогенетических механизмов.
Активно разрабатываются как биологическое, так и социально-психологическое направление патогенеза; предпринимаются попытки систематизации соответствующих факторов риска.
Фактически постоянным является интерес к генетической предрасположенности. Ее роль в последние годы определяется в пределах 60%. Накопленный опыт уже в настоящее время позволяет сделать широкие обобщения как психиатрического, так и общебиологического плана. Однако сугубо теоретический подход увеличивает риск «раствориться» психиатрии в теоретических науках биологической и философской направленности. К тому же, исследования, опирающиеся на четкую клиническую диагностику, показывают определенную связь генетических факторов преимущественно с психопродуктивными расстройствами; убедительных доводов зависимости между наследственной отягощенностью и личностными изменениями выявить не удается.
Все больше сторонников приобретают компромиссные мнения: при шизофрении значимо только минимальная мозговая дисфункция и только для развития психопродуктивных расстройств; наиболее типичная психотическое проявление органической церебральной дифицитарности — вербальный галлюциноз не зависит от нозологической принадлежности психоза. Попытки связать церебральную дифицитарность с негативными расстройствами оказались безуспешными. Доказано, что отмечаемая при шизофрении и психоорганических заболеваниях сходство мнестических отклонений и «скорости интеллектуальных функций» является чисто внешне, оно не связано со структурной неполноценностью мозга.
В связи с этим следует разделять расстройства на позитивные и негативные, с признанием продуктивных нарушений показателем компенсации, негативных — показателем декомпенсации.
В последние годы констатируется частое сочетание психических и соматических заболеваний, предполагается наличие общих для них патогенетических механизмов. Однако в перечень таких «микстов» шизофрения не входит. Заслуживает внимания факт редкого сочетания шизофрении с тяжелой соматической патологией. Даже у больных с шизофренией пожилого возраста соматические и неврологические болезни обычно протекают с рудиментарной симптоматикой. Нетипично сочетание злокачественно протекающей шизофрении с алкоголизмом, хронические невротические расстройства в последующем в шизофрению не трансформируются, но у таких больных увеличен риск развития хронически протекающих терапевтических болезней.
Отмечаемая определенная «отстраненность» шизофрении от многих психических и терапевтических болезней указывает на обоснованность целенаправленного анализа результатов клинико-патогенетических исследований в других областях психологии, психиатрии и патологии внутренних органов.
Доказано, что наличие в преморбиде хронических невротических расстройств увеличивает вероятность злокачественного прогрессирования алкоголизма, табакокурения, а также ряда болезней внутренних органов. В таких исследованиях выявлена малая значимость при хронически протекающих неврозах ситуационных воздействий текущего периода, признаны более важными психотравмирующие ситуации и дефекты воспитания периода детства.
Для объяснения патогенетических механизмов таких «микстовых» форм патологии используется социально-психологическая теория «фрустрации-агрессии»: хронические невротические расстройства, указывают на факт пребывания личности в состоянии фрустрации; отклонения же поведения, алкоголизация, развитие многих болезней внутренних органов расцениваются показателем выхода из фрустрации через механизмы косвенной гетеро- и аутоагрессии.
1.2 Гипотеза
Сопоставление (с использованием математической объективации) параметров, отражающих условия воспитания в детстве с подобными замерами, характеризующими ситуацию после достижения совершеннолетия позволили сформулировать положение: увеличена вероятность нахождения личности в состоянии хронической фрустрации в случаях несовпадения социальной и социально-психологической «ниши», в которой личность постоянно находится после достижения совершеннолетия, той, которая была ей заложена условиями воспитания в детстве.
Клинический опыт подсказывает, что при большинстве хронически протекающих болезней происходит преимущественно заострение преморбидных особенностей личности. Качественные ее изменения имеют место только при шизофрении. В рамках эволюционного подхода сформулирована гипотеза: готовность к развитию шизофрении, прежде всего личностных отклонений, обуславливается эволюционно и является своеобразным вариантом адаптации к меняющимся в поколениях социальным и психологическим условиям.
1.3 Цели и задачи
Существует предположение, что родственники больных шизофренией в течении минимум трех поколений находились в постоянно меняющихся социальных и социально-психологических «нишах», что, в свою очередь, могло вызвать повышенную (вернее, достигшую рамок болезни) лабильность кардинальных составляющих личности. Проверка этой гипотезы и явилась целью нашего исследования.
Необходимо определить круг социально-психологических параметров в семьях испытуемых, которые в последующем подвергнуть анализу в двух экспериментальных и контрольной группах.
1.4 Предмет и объект
Для разработки комплексных психогигиенических и психопрофилактических программ предлагается использовать мотивационную концепцию личности. В ее рамках структура личности определяется по анализу основных социально ориентированных форм деятельности (семейной, служебной и хобби). Важным здесь находят тот факт, что при изучении факторов, влияющих на её формирование в возрастном аспекте, можно ориентироваться на доступные однозначной трактовке разными исследователями социальные и педагогические параметры (состав, образовательный ценз семьи родителей, показатели успеваемости и социальной активности в школе и т. п.); это, в свою очередь, позволяет использовать математические приемы объективации результатов.
1.5 Организация, материалы
Для проверки этой гипотезы был адаптирован опросник, который применялся для изучения социально-психологических механизмов и факторов риска при многих формах психической и терапевтической патологии.
Для целенаправленного анализа патогенетических механизмов и систематизации факторов риска требуется репрезентативная выборка испытуемых. Поэтому требуется новый диагностический подход, основу которого может составить четкое разделение на случаи с преобладанием явно негативных и позитивных расстройств, с использованием доступных однозначной трактовке симптомокомплексов.
Отбирались больные в возрасте не старше 45 лет. Все испытуемые были инвалидами 2 или 3 группы. Рабочими диагнозами здесь обычно были простая или параноидная формы шизофрении. Особенности преморбида, течения болезни на начальных этапах условно игнорировались. Главным требованием было: фактическое преобладание позитивных или негативных расстройств в течение последнего года наблюдения.
Преобладание негативных нарушений определялось по расстройствам мышления. Обязательным было наличие выраженного резонерства и минимум двух из перечисленных проявлений, относимых обычно к речевой разорванности: 1) соскальзывание (из двух предложений составляется новое); 2) задержка (начало фразы, отвлечение, продолжение фразы); 3) смешение (из двух понятий образуется одно новое); 4) подмена (одно представление заменяется другим); 5) атактическое замыкание (сочетание несовместимых понятий); 6) смещение речевых понятий по времени через несколько вопросов; 7) сочетание противоположностей.
Преобладание позитивных расстройств определялось по наличию преимущественно расстройств восприятия. В качестве обязательного признака было наличие галлюцинаций, минимум вербальных псевдообманов. Это сочеталось с минимум одним (идеаторным, сенсорным или моторным) вариантом автоматизмов. У больных имел место катестезический по генезу бред. Расстройства мышления здесь ограничивались только резонерством.
В исследование включены 327 испытуемых (однако в замерах, отражавших показатели жизни прадедов, сведения по всем пунктам удалось получить только у 219). У 108 человек (69 для прадедов) в течение последнего года, предшествовавшего обследованию, преобладали негативные расстройства; у 106 (73 для прадедов) преобладали психопродуктивные отклонения; в качестве контроля обследованы 113 (77 для прадедов) фактически здоровых (соматически и психически) человек. Использован опросник, состоящий из 185 вопросов, ответы на которые заполнялись по методике жестко стандартизированного интервью. Количественные показатели обработаны математически.
Глава II. Аналитическая часть
Интерес к психологическим и им подобным факторам, способствующим развитию шизофрении, проявляли не только психоаналитически ориентированные исследователи. Так, М. Е. Вартанян, определявший удельный вес наследственности в пределах 90-92%, находил значимой (около 8-10%) роль ситуационных (психологических) воздействий. Целенаправленные изучения психологических (в том числе и психотравмирующих) ситуаций и в настоящее время считается значимым. Закономерен интерес к таким факторам и в свете последних данных, так как роль наследственной отягощенности определяется в большинстве работ преимущественно в пределах 60%.
Результаты биологического направления исследований существенно конкретизировались со времени начала применения современных сложных параклинических методик. При использовании компьютерной томографии у больных шизофренией отмечена аномалия развития лимбической системы, патология киппокампа, расширение желудочков мозга, снижение плотности паренхимы. Это стимулировало целенаправленный поиск биологических факторов риска. Появились публикации о повышенной вероятности возникновения шизофрении у родившихся зимой, в случаях перенесения матерями гриппа во II-III триместре беременности, при осложнениях в родах.
Такие исследования, на первый взгляд, подтверждали мнение о том, что шизофрения — это деструктивный процесс, приводящий к органическим изменениям в головном мозге, которые начинаются с нарушения функции базальных ганглиев.
В то же время, высказываются сомнения в достоверности данных о перенесенных матерью больного 30 и более лет назад транзиторных простудных заболеваний, в адекватной оценке факта патологии беременности и родов. Опять же, при учете клинических особенностей шизофрении такие вредности удается, больше формально, связать только с психопродуктивными расстройствами. В исследованиях обобщающего плана утверждается, что подобные исследования без дифференциации шизофрении по синдромам продуктивными быть не могут.
Минимальную мозговую дисфункцию находят у практически здоровых людей, у больных с неврозами. Поэтому все больше сторонников приобретают компромиссные мнения: при шизофрении значимо только минимальная мозговая дисфункция и только для развития психопродуктивных расстройств; наиболее типичное психотическое проявление органической церебральной дифицитарности — вербальный галлюциноз не зависит от нозологической принадлежности психоза.
Попытки связать церебральную дифицитарность с негативными расстройствами так же оказались безуспешными, равно как и предпринимавшиеся поиски значимости генетической предрасположенности для развития изменения личности. Отмечаемое при шизофрении и психоорганических заболеваниях сходство мнестических отклонений и «скорости интеллектуальных функций» является чисто внешним, не имеет «локальной привязки», при их изучении более адекватными будут нейропсихологические и нейрофизиологические методики.
Накопленный клинический опыт позволяет согласиться с мнением, что для решения проблем шизофрении требуются новые диагностические подходы, с четким разделение расстройств на позитивные и негативные, с признанием продуктивных нарушений показателем компенсации, негативных — показателем декомпенсации. Изучение синдромокинеза при шизофрении показывает, что с нарастанием тяжести негативных расстройств психопродуктивные отклонения, что отражает тенденцию к стабилизации дефекта. Конкретизация закономерностей синдромотаксиса позволяет формулировать достаточно четкие прогностические критерии. Выявленные в таких исследованиях зависимости являются базисом для разработки реабилитационных программ. Есть основания считать, что результаты изучения клиники шизофрении позволяют наметить направление по исследованию социально-психологических механизмов патогенеза и, связанных с ними, факторов риска.
Для объяснения патогенетических механизмов сложных форм патологии нередко используется социально-психологическая теория «фрустрация — агрессия»: хронические невротические расстройства и другие эмоциональные отклонения указывают на факт пребывания личности в состоянии фрустрации, отклонения поведения, алкоголизация, многие терапевтические болезни — разные варианты выхода из фрустрации через механизм косвенной аутоагрессии. При таком подходе принципиально важной становится конкретизация факторов, способствующих пребыванию личности в состоянии фрустрации.
2.2 Интерпретация результатов
социальный психологический шизофрения личностный
Наиболее четко различия социально-психологических взаимодействий и их значение в патогенезе просматриваются при сравнении испытуемых с негативными расстройствами (I группа) и фактически здоровых лиц (III группа).
Имеет свои различия широко обсуждаемая в литературе значимость национальной принадлежности. В семьях прадедов и по линии матери, и по линии отца достоверных различий по этому показателю не выявлено. Но в семьях дедов по обеим линиям различия были на уровне статистической значимости. Анализ соответствующих замеров показал, что достоверно чаще по линии матери у испытуемых с преобладанием негативных расстройств по национальности не русским был дед; по линии отца у больных достоверно чаще, бабки по национальности были русскими. Подобные тенденции прослеживались и в семьях родителей. Это позволяет предположить определенную роль межнациональных браков, заключаемых в нескольких поколениях. Компенсаторные возможности семьи в значительной мере определяются семейными традициями. В межнациональных семьях такие возможности не столь четкие. Поэтому обсуждаемый параметр допустимо отнести к факторам риска.
Выявлены также различия при анализе замеров, отражающих социальное происхождение родственников в трех учитываемых поколениях. В семьях дедов по линии матери у больных I группы чаще из семей рабочих только деды, в семьях прадедов по линии отца прабабки были чаще выходцами из крестьян; в семьях дедов по линии отца тех же испытуемых деды были чаще из крестьян бабки из рабочих. В том же поколении по линии отца и в той же группе только деды были чаще выходцами из семей интеллигенции.
Аналогичные значимые различия были и при сравнении анализируемых показателей у родителей испытуемых. В целом, есть основания при обобщенном анализе различий на I место у больных с негативными расстройствами поставить разность социального происхождения супругов во всех трех поколениях.
Подобные различия обнаружены и при анализе образовательного статуса. Значимых расхождений в семьях прадедов по линии матери не выявлено. Но у мужчин в семьях прадедов по линии отца обследованных I группы реже имелись случаи начального образования, чаще неполного среднего, среднего или среднего специального, а также высшего. У прабабок по линии отца по всем этим показателям значительных различий не выявлено.
Если у дедов по линии матери начальное образование было в I группе реже, то у бабок оно констатировано чаще. Число случаев неполного среднего, среднего и среднего специального образования у дедов и бабок по линии матери в этой группе больше. В семьях дедов по линии отца (в I группе) только у мужчин было начальное образование, реже — все виды средних. У женщин здесь чаще было только высшее образование. Аналогичные тенденции прослеживаются и в семьях родителей сравниваемых групп.
Эти показатели должны в значительной мере соотноситься с измерениями, отражающими служебный статус. При анализе таких данных на уровне семей прадедов по линии матери значимых различий в сравниваемых группах не найдено. При рассмотрении же аналогичных показателей в семьях прадедов по линии отца только прадеды испытуемых I группы чаще занимали руководящие должности. В семьях дедов по линии матери только деды испытуемых с преобладанием негативных расстройств чаще были руководителями; по линии отца деды такие должности занимали реже. У родителей испытуемых I группы только отцы чаще были руководителями разного уровня. В целом, у больных шизофренией с преобладанием ко времени обследования негативных расстройств в трех поколениях просматривается несоответствие социального статуса супруга и супруги.
Можно сказать, что несоответствие образовательного ценза и социального статуса супругов является риском распада семей. Поэтому логичным становится рассмотрение замеров, отражающих в поколениях стабильность семей. И прадеды, и прабабки по линии матери в I группе реже были в браке один раз и чаще — повторно. В семьях прадедов по линии отца эти особенности характерны только для мужчин. Сходные отличия в I группе имеют место в семьях дедов по обеим линиям. При этом в семьях дедов по линии матери у испытуемых I группы супруг был в браке чаще повторно. В семьях дедов по линии отца также мужчины были в браке чаще повторно. Такие же различия выявлены и в семьях родителей I и III групп.
В целом, полученные данные стыкуются с высказанным ранее предложением о повышенном риске распада семей при образовательном и социальном несоответствии. Но при изучении негативных расстройств в рамках шизофрении более важным становиться отклонение от общего стандарта, типичного для каждого поколения. Среди фактически здоровых лиц число первичных и повторных браков в поколениях примерно равное. В поколениях больных I группы повторно в брак вступал один из супругов (чаще мужчины).
Лица из неполных семей не редко становятся пациентами наркологических клиник; у них чаще имеет место задержка развития мотивационной сферы. Данные настоящего исследования показывают, что неполные семьи, к тому же с высокой вероятностью повторного заключения брака только одним из супругов в нескольких поколениях являются фактором риска развития выраженных негативных расстройств в рамках шизофрении.
Рассмотренные выше положения следует соотнести с данными, отражающими количество детей в семьях. Здесь у обследуемых выявлены существенные отличия показателей от таковых у здоровых лиц. В семьях прадедов по обеим линиям чаще был один ребенок, реже — двое детей. В семьях же дедов по линии матери чаще было более двух детей. В семьях дедов по линии отца чаще был один ребенок и реже типичное для группы контроля наличие двоих детей. В семьях родителей в I группе чаще было более чем двое детей. Есть основания отметить у испытуемых I группы наличие в 3-х поколениях отходящего от стандарта количества детей и, следовательно, наличие в 3-х поколениях нестандартных (при сравнении с общей массой населения) внутрисемейных ситуаций. Это также можно отнести к факторам риска развития негативных расстройств у больных шизофренией.
Кроме того, обоснованность такого мнения подтверждает анализ миграционных процессов в поколениях. У испытуемых I группы и прадед и прабабка по линии матери в течении жизни в отличие от III группы реже жили в пределах одной республики. Но в семьях прадедов по линии отца в пределах одной республики жили только мужчины. В семьях же дедов по линии матери только женщины реже вели оседлый образ жизни, в то время как в семьях дедов по линии отца чаще мужчины не переезжали. Отцы испытуемых I группы реже постоянно проживали в пределах одной республики. Отмеченные выше тенденции по несовпадению анализируемых замеров в общем характерны так же для области.
В семьях прадедов по линии матери испытуемых I группы только прадеды реже родились в селе. В семьях же прадедов по линии отца у них же различия не достигали уровня значимости. В семьях дедов по линии матери мужчины чаще рождались в селе, а бабки — реже. В семьях дедов по линии отца в селе чаще рождались только бабки. К тому же, только отцы чаще рождались в селе. В целом, наиболее повторяемые ситуации в поколениях больных с негативными шизофренными расстройствами — несовпадение места рождения (село-город) одного из супругов. При анализе миграции в целом, у больных с наличием выраженных негативных расстройств в трех поколениях прослеживаются переезды из села в город и наоборот и только одного из супругов.
Подобных анализ социально-психологических факторов риска в последние годы проводится достаточно интенсивно, но учет анализируемых параметров проводится преимущественно на двух поколениях (пациенты и их родители). В таких исследованиях отмечена значимость несовпадения замеров, отражающих условия воспитания в первые годы жизни, с аналогичными показателями, характеризующими социально-психологические условия, в которых личность постоянно находится после достижения совершеннолетия. Но эти выводы получены при изучении ситуаций, не имеющих прямого отношения к шизофрении.
Настоящие данные позволяют говорить об отходе от стандарта условий жизни в нескольких поколениях. Это четко прослеживается при изучении больных с преобладанием в клинической картине негативных расстройств.
При сравнении учитывавших замеров у пациентов с психопродуктивной симптоматикой (II группа) и у практически здоровых лиц (III группа) значимые несовпадения имели место преимущественно во II поколении. В I и III поколениях различия обычно были незначительными. Это не позволяет отметить связь психопродуктивных расстройств с анализируемыми социально-психологическими показателями.
Наиболее четко различия социально-психологических взаимодействий и их значение в патогенезе просматриваются при сравнении испытуемых с негативными расстройствами (I группа) и фактически здоровых лиц (III группа).
Данное исследование позволяет подтвердить положение о том, что в случаях несовпадения социально-психологической “ниши”, в которой личность постоянно находится после достижения совершеннолетия, той, которая была ей заложена условиями воспитания в детстве, увеличена вероятность нахождения личности в состоянии хронической фрустрации.
Родственники больных шизофренией в течение минимум трех поколений находились в постоянно меняющихся социально-психологических условиях, что вызывает повышенную лабильность кардинальных составляющих личности. Клинически это проявляется негативной симптоматикой.
Таким образом, готовность к развитию личностных отклонений при шизофрении обуславливается эволюционно и является своеобразным вариантом адаптации к меняющимся в поколениях социально-психологическим условиям.
Заключение
Полученные данные позволяют считать значимыми социально-психологические факторы риска в развитии только негативных расстройств, основу которых составляет приобретенная в поколениях патологическая «гибкость» кардинальных качеств личности. Вероятность появления такой «гибкости» увеличивается в случаях проживания пробандов нескольких поколений в постоянно меняющихся, отходящих от стандартных, привычных, социальных и социально-психологических «нишах».
Приложение
СООТНОШЕНИЕ УЧИТЫВАЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ НЕГАТИВНЫХ (I группа), ПОЗИТИВНЫХ (II группа) РАССТРОЙСТВ И У ПРАКТИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ (III группа).
| Группы испытуемых | I | II | III | |
| 1. Прадед по линии матери по национальности русский | 46 66,67% | 58 79.45% | 59 76,62% | |
| 2. Прабабка по линии матери по национальности русская | 50 72,46% | 59 80,82% | 61 79,22% | |
| 3. Прадед по линии матери выходец из семьи крестьян | 46 66,67% | 57 78,08% | 62 80,52% | |
| 4. Прабабка по линии матери выходец из семьи крестьян | 63 91,30% | 56 76,71 % | 65 84,42% | |
| 5. Прадед по линии матери выходец из семьи рабочих | 21 30,43% | 9 12,33% | 12 15,58% | |
| 6. Прабабка по линии матери выходец из семьи рабочих | 0 | 13 17,81% | 9 11.69% | |
| 7. Прадед по линии матери выходец из семьи интеллигенции | 2 2,90% | 7 9,59% | 3 3,90% | |
| 8. Прабабка по линии матери выходец из семьи интеллигенции | 6 8,70% | 4 5,48% | 3 3,90% | |
| 9. Прадед по линии матери неграмотный | 6 8.70% | 4 5,48% | 6 7,79% | |
| 10. Прабабка по линии матери неграмотная | 4 5,80% | 5 6,85% | 5 6,49% | |
| 11. У прадеда по линии матери начальное образование | 49 71.01% | 59 80,82% | 62 80,52% | |
| 12. У прабабки по линии матери начальное образование | 56 81,16% | 58 79.45% | 65 84.42% | |
| 13. У прадеда по линии матери неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 13 18,84% | 9 12.33% | 7 9.09% | |
| 14. У прабабки по линии матери неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 4 5.80% | 8 10,96% | 6 7,79% | |
| 15. У прадеда по линии матери высшее образование | 1 1,45% | 1 | 2 | |
| 1,37% | 2,60% | |||
| 16. У прабабки по линии матери высшее образование | 5 | 2 | 1 | |
| 7,25% | 2.74% | 1,30% | ||
| 17. Прадед по линии матери родился в селе | 43 | 55 | 62 | |
| 62,32% | 75.34% | 80,52% | ||
| 18. Прабабка по линии матери родилась в селе | 61 | 54 | 62 | |
| 88,41% | 73.97% | 80,52% | ||
| 19. Прадед по линии матери всю жизнь прожил в селе | 26 37,68% | 50 68,49% | 55 71,43% | |
| 20. Прабабка по линии матери всю жизнь прожила в селе | 38 | 53 | 60 | |
| 55,07% | 72,60% | 77,92% | ||
| 21. Прадед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город | 19 | 4 | 8 | |
| 27,54% | 5,48% | 10,39% | ||
| 22. Прабабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город | 4 | 4 | 7 | |
| 5,80% | 5.48% | 9,09% | ||
| 23. Прадед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село | 2 | 5 | 0 | |
| 2,90% | 6.85% | |||
| 24. Прабабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село | 12 17,39% | 5 6,85% | 2 2,60% | |
| 25. Прадед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной республики | 47 68,12% | 60 82,19% | 70 90,91 % | |
| 26. Прабабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной республики | 51 73,91% | 63 86,30% | 70 90,91% | |
| 27. Прадед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной области | 29 42,03% | 54 73,97% | 52 67,53% | |
| 28. Прабабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной области | 36 52,17% | 53 72,60% | 61 79,22% | |
| 29. Прадед по линии матери был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 22 31,88% | 14 19,18% | 16 | |
| 20,78% | ||||
| 30. Прабабка по линии матери была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 10 . 14.49% | 9 12,33% | 1.2 15.58% | |
| 31. Прадед по линии матеря был женат один раз | 50 72,4б% | 65 | 89,04% | 71 92,21% | |
| 32. Прабабка по линии матери была замужем один раз | 50 72,46% | 66 90,41% | 74 96.10% | |
| 33. Прадед по линии матери был женат повторно | 19 27,54% | 3 10,96% | 6 — 7,79% | |
| 34. Прабабка по линии матери была замужем повторно | 15 21.74% | 7 9,59% | 3 3,90% | |
| 35. В семье прадеда и прабабки по линии матери был один ребенок | 25 36,23% | 30 4l,10% | 7 9,09% | |
| 36. В семье прадеда и прабабки по линии матери было двое детей | 26 37,б8% | 13 17.81% | 39 50,65% | |
| 37. В семье прадеда и прабабки по линии матери было более чем двое детей | 18 26,09% | 30 41,1% | 31 40,26% | |
| 38. Прадед по линии отца по национальности русский | 48 69,57% | 53 72.60% | 61 79.22% | |
| 39. Прабабка по линии отца по национальности русская | 56 81,16% | 55 75,34% | 56 72,73% | |
| 40. Прадед по линии отца выходец из семьи крестьян | 54 78,26% | 61 80,82% | 61 79,22% | |
| 41. Прабабка по линии отца выходец из семьи крестьян | 46 66,б7% | 61 83,56% | 62 80,52% | |
| 42. Прадед по линии отца выходец из семьи рабочих | 13 18,84% | 8 10.96% | 12 15,58% | |
| 43. Прабабка по линии отца выходец из семьи рабочих | 15 21.74% | 8 10,96% | 11 14,29% | |
| 44. Прадед по линии отца выходец из семьи интеллигенции | 2 2,90% | 6 8.22% | 4 5,19% | |
| 45. Прабабка по линии отца выходец из семьи интеллигенции | 8 11,59% | 4 5,48% | 4 5,19% | |
| 46. Прадед по линии отца неграмотный | 6 8,70% | 8 10,96% | 6 7,79% | |
| 47. Прабабка по линии отца неграмотная | 8 11.59% | 7 9,59% ^ | 8 10,39% | |
| 48. У прадеда по линии отца начальное образование | 40 57,97% | 60 82,19% | 61 79,22% | |
| 49. У прабабки по линии отца начальное образование | 50 | 58 | 63 | |
| 72,4б% | 79,45% | 81,82% | ||
| 50. У прадеда по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 14 20,29% | 4 5,48% | 6 7,79% | |
| 51. У прабабки по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 8 11,59% | 5 6,85% | 4 5,19% | |
| 52. У прадеда по линии отца высшее образование | 9 13,04% | 1 1,37% | 4 5,19% | |
| 53. У прабабки по линии отца | 3 | 3 | 2 | |
| высшее образование | 4,35% | 4,11% | 2,60% | |
| 54. Прадед по линии отца родился | 50 | 61 | 61 | |
| родился в селе | 72.46% | 83,56% | 79,22% | |
| 55. Прабабка по линии отца родилась в селе | 58 84.06% | 58 79,45% | 63 81,82% | |
| 56. Прадед по линии отца всю жизнь прожил в селе | 30 43.48% | 52 71,23% | 62 80,52% | |
| 57 Прабабка по линии отца всю жизнь прожила в селе | 50 72,46% | 50 68,49% | 57 74,03% | |
| 58. Прадед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город | 19 27,54% | 9 12,33% | 5 6,49% | |
| 59. Прабабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город | 3 4,35% | 5 6,85% | 8 10,39% | |
| 60. Прадед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село | 14 20,29% | 6 8,22% | 3 3,90% | |
| 61. Прабабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село | 7 10.14% | 8 10,96% | 5 6,49% | |
| 62 Прадед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной республики | 33 47,83% | 61 83,56% | 61 79,22% | |
| 63. Прабабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной республики | 48 69,57% | 56 76,71 % | 63 81,82% | |
| 64. Прадед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной области | 35 50,72% | 58 79,45% | 55 71,43% | |
| 65. Прабабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной области | 32 46,38 | 51 69,86% | 62 80,52.% | |
| 66. Прадед по линии отца был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 32 46,38% | 13 17.81% | 21 27.27% | |
| 67. Прабабка по линии отца была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 8 11,59% | 10 13,70% | 15 . 19,48% | |
| 68. Прадед по линии отца был женат один раз | 49 71,01% | 63 86,30% | 70 90,91% | |
| 69. Прабабка по линии отца была | 58 84,06% | 64 87,67% | 71 92,21% | |
| замужем один раз | ||||
| 70. Прадед по линии отца был женат повторно | 20 28,99% | 10 13.70% | 7 9.09% | |
| 71. Прабабка по линии отца была | 11 | 9 | 6 7,79% | |
| замужем повторно | 15.94% | 12,33% | ||
| 72. В семье прадеда и прабабки по линии отца был один ребенок | 26 37,68% | 10 13,70% | 8 10,39% | |
| 73. В семье прадеда и прабабки по линии отца было двое детей | 14 20,29% | 25 34,25% | 35 45,45% | |
| 74. В семье прадеда и прабабки по линии отца было более чем двое детей | 29 42,03% | 38 52,05% | 31 40,26% | |
| 75. Дед по линии матери по национальности русский | 67 62,04% | 87 82,08% | 92 81,42% | |
| 76. Бабка по линии матери по национальности русская | 87 80,56% | 57 53,77% | 89 78,76% | |
| 77 Дед по линии матери выходец из семьи крестьян | 39 36,11% | 76 71,70% | 41 36,28% | |
| 78. Бабка по линии матери выходец из семьи крестьян | 75 69,44% | 77 72,64% | 47 41,59% | |
| 79. Дед по линии матери выходец из семьи рабочих | 49 19.81% | 21 53,98% | 61 45,37% | |
| 80. Бабка по линии матери выходец из семьи рабочих | 24 22,22% | 20 18,87% | 55 48,67% | |
| 81. Дед по линии матери выходец из семьи интеллигенции | 20 18,52% | 9 8,49% | 11 9,73% | |
| 82. Бабка по линии матери выходец из семьи интеллигенции | 9 8,33% | 9 8,49% | 11 9,73% | |
| 83. Дед по линии матери неграмотный | 1 0,93% | 0 — | 1 0,88% | |
| 84. Бабка до линии матери неграмотная | 0 — | 2 1,89% | 1 0,88% | |
| 85. У деда по линии матери начальное образование | 13 12,04% | 31 29,25% | 52 46,02% | |
| 86. У бабки по линии матери начальное образование | 41 37,96°/о | 12 11,32% | 59 52.21% | |
| 87. У деда по линии матери неполное среднее, среднее, среднее, специальное образование | 77 71,30% | 64 60,38% | 50 44,25% | |
| 88. У бабки по линии матери не полное среднее, среднее, среднее специальное образование. | 57 52,78% | 83 78.30% | 41 З6,08% | |
| 89. У деда по линии матери высшее | 17 | 11 | 10 | |
| образование | 15,74%f3,50 | 10,38%±2,96 | 8,85%+2,67 | |
| 90. У бабки по линия матера высшее образование | 10 9,26% | 9 8,49% | 12 10,62% | |
| 91. Дед по линии матери родился в селе | 60 55,56% | 13 12,26% | 47 41,59% | |
| 92. Бабка по линии матери родилась в селе | 12 11.11% | 41 38,68% | 43 38,05% | |
| 93. Дед по линии матери всю жизнь прожил в селе | 21 19,44% | 34 32,08% | 24 21,24% | |
| 94. Бабка по линии матеря всю жизнь прожила в селе | 29 26,85% | 32 30,19% | 33 29,20% | |
| 95. Дед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город | 23 21,30% | 51 48,П% | 26 23.01% | |
| 96. Бабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город | 39 36,11% | 15 14,15% | 21 18,58% | |
| 97. Дед по линии матери в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село | 12 11,11% | 15 14,15% | 10 8,85% | |
| 98. Бабка по линии матери в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село | 24 22,22% | 5 4.72% | 8 7,08% | |
| 99. Дед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной республики | 85 78,70% | 52 49,06% | 95 84,07% | |
| 100. Бабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной республики | 58 53,70% | 87 82,08% | 103 91,15% | |
| 101. Дед по линии матери всю жизнь прожил в пределах одной области | 31 28,70% | 34 32,08% | 89 78.76% | |
| 102. Бабка по линии матери всю жизнь прожила в пределах одной области | 37 34,26% | 52 49.06% | 86 76,11% | |
| 103. Дед по линии матеря был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 39 З6,11% | 15 14.15% | 20 17,70% | |
| 104. Бабка по линии матери была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 19 17,59% | 36 33,96% | 25 22,12% | |
| 105. Дед по линии матери был женат один раз. | 78 72,22% | 76 71,70% | 97 85,84% | |
| 106. Бабка по линии матери была замужем один раз | 91 84,26% | 79 74,53% | 101 89,38% | |
| 107. Дед по линии матери был женат повторно | 30 27.78% | 30 28,30% | 16 14.16% | |
| 108. Бабка по линии матери была замужем повторно | 17 15,74% | 27 25,47% | 12 10.62% | |
| 109. В семье деда и бабки по линии матери был один ребенок | 25 23,15% | 31 29,25% | 18 15,93% | |
| 110. В семье деда и бабки по линии матери было двое детей | 17 15,74% | 20 18.87% | 52 46,02% | |
| 111. В семье деда и бабки по линии матери было более чем двое детей | 66 61,11% | 55 51,89% | 43 38,05% | |
| 112. Дед по линии отца по национальности русский | 77 71,30% | 73 68,87% | 84 74,34% | |
| 113. Бабка по линии отца по национальности русская | 102 94,44% | 79 74,53% | 89 78,76% | |
| 114. Дед по линии отца выходец из семьи крестьян | 58 53,70% | 43 40,57% | 44 38,94% | |
| 115. Бабка по линии отца выходец из семьи крестьян | 31 28,70% | 40 37,74% | 46 40,71% | |
| 116. Дед по линии отца выходец из семьи рабочих | 23 21,30% | 45 42,45% | 55 48,67% | |
| 117. Бабка во линии отца выходец из семьи рабочих | 67 62,04% | 52 49,06% | 47 41,59% | |
| 118. Дед по линии отца выходец из семьи интеллигенции | 27 25,00% | 18 16,98% | 14 12,39% | |
| 119. Бабка по линии отца выходец из семьи интеллигенции | 10 9,26% | 14 13.21% | 20 17,70% | |
| 120. Дед по линии отца неграмотный | 9 8,33% | 6 5,66% | 5 4,42% | |
| 121. Бабка по линии отца неграмотная | 7 6,48% | 8 7,55% | 7 6,19% | |
| 122. У деда по линии отца начальное образование | 38 35,19% | 23 21,70% | 20 17,70% | |
| 123. У бабки по линии отца начальное образование | 24 22,22% | 20 18,87% | 24 21,24% | |
| 124. У деда по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 42 38,89% | 60 56,60% | 73 64,60% | |
| 125. У бабки по линии отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 52 48,15% | 63 59.43% | 71 62.83% | |
| 126. У деда по линии отца высшее образование | 19 17,59% | 17 1б,04% | 15 13,27% | |
| 127. У бабки по линии отца высшее образование | 25 23,15% | 15 14,15% | 11 9,73% | |
| 128. Дед по линии отца родился в селе | 38 35,19% | 31 29,25% | 38 33,63% | |
| 129. Бабка по линии отца родилась в селе | 53 49,07% | 28 26,42% | 35 30,97% | |
| 130. Дед по линии отца всю жизнь прожил в селе | 15 13,89% | 31 29,25% | 21 18,58% | |
| 131. Бабка по линии отца всю жизнь прожила в селе | 13 12.04% | 25 23,58% | 24 21,24% | |
| 132. Дед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из села в город | 15 13,89% | 30 28,30% | 27 23.89% | |
| 133. Бабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город | 50 46,30% | 33 31,13% | 25 22,12% | |
| 134. Дед по линии отца в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село | 10 9,26% | 4 3,77% | 0 — | |
| 135. Бабка по линии отца в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село | 9 8,33% | 6 5,66% | 2 1,77% | |
| 136. Дед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной республики | 53 49,07 | 100 94,34% | 95 84,07% | |
| 137. Бабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной республики | 79 ,» 73.15% | 91 85,85% | 89 78,76% | |
| 138. Дед по линии отца всю жизнь прожил в пределах одной области | 31 28,70% | 87 | 82,08% | 71 62,83% | |
| 139. Бабка по линии отца всю жизнь прожила в пределах одной области | 49 45.37% | 85 80,19% | 73 64,60% | |
| 140 Дед по линии отца был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 6 5,56% | 19 17,92% | 20 17,70% | |
| 141. Бабка по линии отца была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 21 l9,44% | 8 7,55% | 10 8,85% | |
| 142. Дед по линии отца был женат один раз | 69 63,89% | 87 82,08% | 99 87,61% | |
| 143. Бабка по линии отца была замужем один раз | 89 82,41% | 93 87,74% | 95 84,07% | |
| 144. Дед по линии отца был женат повторно | 39 36,11% | 19 17,92% | 14 12,39% | |
| 145. Бабка по линии отца была замужем повторно | 19 17,59% | 13 12.26% | 18 15,93% | |
| 146. В семье деда и бабки по линии отца был один ребенок | 37 34.26% | 23 21,70% | 16 14,16% | |
| 147. В семье деда и бабки по линии отца было двое детей | 23 21,30% | 60 56,60% | 54 47.79% | |
| 148. В семье деда и бабки по линии отца было более чем двое детей | 48 44,44% | 23 21,70% | 43 38,05% | |
| 149. Отец по национальности русский | 99 91,67% | 85 80,19% | 95 84,07% | |
| 150. Мать по национальности русская | 75 69,44% | 90 84,91% | 89 78.76% | |
| 151. Отец выходец из семьи крестьян | 73 67,59% | 45 42,45% | 36 31,86% | |
| 152. Мать выходец из семьи крестьян | 26 24,07% | 33 31,13% | 33 29,20% | |
| 153. Отец выходец из семья рабочих | 21 19,44% | 41 38,68% | 61 53.98% | |
| 154. Мать выходец из семье рабочих | 73 67,59% | 55 51,89% | 71 62,83% | |
| 155. Отец выходец из семьи интеллигенции | 14 12,96% | 20 18,87% | 16 14,16% | |
| 156. Мять выходец из семьи интеллигенции | 9 8,33% | 18 16,98% | 9 7,96% | |
| 157. Отец неграмотный | О | 0 | 0 | |
| 158. Мать неграмотная | о. | о’ | о | |
| 159. У отца начальное образование | 33 30,56% | 17 16,04% | 21 18,58% | |
| 160. У матери начальное образование | 19 17.59% | 25 23,58% | 25 22,12% | |
| 161. У отца неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 43 39,81% | 72 67,92% | 76 67,26% | |
| 162. У матери неполное среднее, среднее, среднее специальное образование | 65 60,19% | 71 66,98% | 70 61,95% | |
| 163. У отца высшее образование | 32 29,63% | 17 16,04% | 16 14,16% | |
| 164. У матери высшее образование | 24 22,22% | 10 9,43% | 18 15,93% | |
| 165. Отец родился в селе | 45 41,67% | 22 20,75% | 16 14,16% | |
| 166. Мать родилась в селе | 23 21,30% | 20 I8,87% | 20 17,70% | |
| 167. Отец всю жизнь прожил в селе | 17 15,74% | 12 11.32% | 10 8,85% | |
| 168. Мать всю жизнь прожила в селе | 10 9,26% | 14 13,21% | 14 12,39% | |
| 169. Отец в течение жизни переехал, на постоянное место жительства из села в город | 9 8,33% | 15 14,15% | 10 8.85% | |
| 170. Maть в течение жизни переехала на постоянное место жительства из села в город | 12 11,11% | 13 12,26% | 9 7,96% | |
| 171. Отец в течение жизни переехал на постоянное место жительства из города в село | 17 15,74% | 2 1,89% | 0 — | |
| 172. Мать в течение жизни переехала на постоянное место жительства из города в село | 4 3,70% | 0 — | 1 0,88% | |
| 173. Отец всю жизнь прожил в пределах одной республики | 67 62,04% | 86 81,13% | 86 76,11% | |
| 174. Мать всю жизнь прожила в пределах одной республики | 73 67,59% | 84 79,25% | 89 78,76% | |
| 175. Отец всю жизнь прожил в пределах одной области | 43 39,81% | 78 73,58% | 66 58,41% | |
| 176. Мать всю жизнь прожила в пределах одной области | 40 37,04% | 75 70,75% | 70 61,95% | |
| 177. Отец был руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п.) | 44 40,74% | 22 20,75% | 43 38,05% | |
| 178. Мать была руководителем подразделения (бригада, колхоз, цех, завод и т.п. | 15 13,89% | 20 18,87% | 31 27,43% | |
| 179. Отец был женат один раз | 58 53,70% | 87 82,08% | 89 78,76% | |
| 180. Мать была замужем один раз | 89 82,41% | 83 78,30% | 93 82,30% | |
| 181. Отец был женат повторно | 50 46,30% | 19 I7,92% | 24 21,24% | |
| 182. Мать была замужем повторно | 19 17,59% | 23 21,70% | 20 17,70% | |
| 183. В семье родителей был один ребёнок | 30 27,78% | 31 29,25% | 41 36,28% | |
| 184. В семье родителей было двое детей | 10 9,26% | 55 51,89% | 59 52,21% | |
| 185. В семье родителей было более чем двое детей | 68 62,96% | 20 18,87% | 13 11,50% | 
У испытуемых всех трех выделенных групп просматриваются типичные для сибирского региона тенденции. Имеет место в поколениях повышение образовательного ценза, служебного статуса. Отражается урбанизация населения, многонациональный его состав. Имеет место типичная для Сибири большая прослойка мигрантов. Растет в поколениях количество разводов, уменьшается число многодетных семей.
В то же время, имеют место и существенные различия. Наиболее четко в трех поколениях они просматриваются при сравнении испытуемых первой (преобладание шизофренных негативных расстройств) и третьей (фактически здоровые лица) групп.
Список литературы
Айрапетян М.Г., Вейн А.Я. Неврозы в эксперименте и клинике. Москва. 1982.
Вартанян М.Е. Шизофрения. Клиника и патогенез. Общепатологические исследования. Москва. 1969.
Вид В.Д. Психоаналитическая психотерапия при шизофрении. Санкт-Петербург. 1993.
Генетические и эволюционные проблемы психиатрии. Новосибирск. 1985.
Ислямова Г.А. Социально-психологический анализ факторов риска в ментальной медицине. Вопросы ментальной медицины и экологии. 1996. N1.
Коробицина Т.В. Характеристика социально-психологических факторов риска возникновения и прогрессирования психосоматических заболеваний. Новосибирск. 1994.
Макаров В.В. Возможности этологического подхода в прикладных медицинских исследованиях. Красноярск. 1994.
Семке В.Я. с соавт. Факторы риска и патогенетические механизмы при хронических неспецифических болезнях. Томск. 1998.
Сумароков А.А. Некоторые патогенетические механизмы и факторы риска при шизофрении. Новосибирск. 1997.
 
				