Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. Ю. ВИТТЕ

Факультет: Управления.

Кафедра: Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин

Специальность: Психолого-педагогическое образование

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Психология развития

Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Выполнила студентка

I курса заочной формы обучения

с использованием дистанционных образовательных технологий

Капитонова Дарья Викторовна

Руководитель работы

Доцент кафедры

Психологии, педагогики и социально – гуманитарных дисциплин

Гатиатуллина Эльвира Ринатовна

Москва 2015г.

ВВЕДЕНИЕ

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности

В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы [13].

На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предлагающая систему включенных в нее действий и операции ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразовательного характера [13].

Развитие мышления ребенка необходимо изучать в его отношении к чувственному познанию, к языку, к практике. Ребенок мыслит, действуя с предметами и воспринимая предметы.

В познавательную деятельность ребенка очень рано включается речь. С включением речи у детей начинает развиваться и логическое мышление. В связи с этим одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста является развитие логического мышления. Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [14].

Переход к логическому мышлению определяется появлением условной внутренней позиции.

Развитие логического мышления у детей происходит как минимум в два этапа. На первом из них ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач. А на втором этапе им познается система понятий, обозначающих отношения и усваиваются правила логики рассуждений [9].

Именно этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества в целом. Благодаря этому виду мышления, ребенку удается наиболее абстрактно решать мыслительные задачи. Самой важной особенностью мышления ребенка в старшем дошкольном возрасте является способность видеть относительность той или иной логической системы и избегать противоречий, связанных с относительностью системы отсчета. Конечно, поведение ребенка логично в любом возрасте, но логические противоречия возникают на стыке разновозрастных систем логики [9].

Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков др.

В книге «Психология» Ж. Пиаже «Концепция детского интеллекта и этапов его становления», заметил, что нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и качества предметов – свидетельствуют о том, что даже к концу дошкольного возраста, то есть к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой [13].

П.Я. Гальперин в книге «Психология человека: от рождения до смерти» пишет, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, манипулированием предметами и т.д. И процесс формирования умственных действий имеет четыре этапа []16].

Объективно существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и неготовностью воспитателей способствовать этому процессу. Это противоречие обозначило проблему в исследовании: выявление эффективных средств развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать значение дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего возраста.

Объект исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние дидактических игр на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически использовать комплекс (или серию) дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие в практике ДОУ.

Задачи:

1. Проанализировать историю и современное состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

2. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития логического мышления у дошкольников и проверить его эффективность.

Методологической основой исследования: являются труды Н. Н. Поддъякова о мышлении дошкольника и П. Я. Гальперина[13].

Выбор того или иного метода исследования всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования. Наиболее широко применяются следующие методы:

методы: анализ литературы, психолого-педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, статьи. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Экспериментальное исследование проводилась на базе частного детского сада «Формен» ЮВАО г. Москвы. Исследование проводилось с октября по декабрь 2014 года. В нём приняли участие на различных этапах эксперимента 10 детей пятилетнего возраста.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в определение особенностей влияния дидактических игр на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные могут быть использованы в рамках практической деятельности специалистов-педагогов, психологов в рамках деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

Новизна исследования заключается в том, что:

1. Определены важнейшие педагогические условия продуктивности дидактических игр в работе с дошкольниками (интегрированность компонентов, разнообразие видов и форм организации; учет особенностей дидактических игр).

2. Наряду с традиционными общепедагогическими принципами (такими, как систематичность, учет возрастных и индивидуальных особенностей) рассмотрен также такой инновационный принцип проведения игр с дошкольниками, как повторность, сущность которого определяется процессом погружения ребят в игровую деятельность.

Структура и объём курсовой работы: введение, двух глав, списка использованной литературы, объем курсовой работы составляет страниц.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие логического мышления в психологии

Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности в старшем дошкольном возрасте является развитие логического мышления.

Логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений [14].

Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений [2]. Рассуждать – это значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решать мыслительную задачу. В процессе рассуждения мы используем понятия о предметах, явлениях, свойствах и отношениях. Понятия – это значения употребляемых нами слов. Понятие – средство логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам. Эти правила изучает особая наука – логика. Поэтому виды рассуждений называются логическими процессами и логическими формами мышления, а само мышление логическим [2].

Так же логическое мышление – это такое мышление, пользуясь которым ребенок в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях [14].

В структуре логического мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. А более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

Абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельные не существуют.

Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза.

Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений [5].

Кроме рассмотренных операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выдающая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция – это способы производства умозаключений. Отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частных [5].

На основе всех операций и процессов изменяются образы, которыми ребенок старшего дошкольного возраста оперирует, изменяются и действия, которыми пользуется ребенок. Они приобретают обобщенный характер, так же как и многие его представления [18].

Таким образом, логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Выполняет такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция

1.2 Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время доказано, что логическое мышление является наиболее поздним продуктом исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному [15].

Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим [9].

Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.

Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется при действительном, так при образном решении задач на всех уровнях развития [18].

Н. Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста:

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно – действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно – действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами [13].

Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах [5].

По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, к все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность [17].

Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А так же ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми [16].

1.3 Роль дидактических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Логическое мышление в старшем дошкольном возрасте можно развивать с помощью различных комплексов упражнений, серии занятий дидактических игр, которые являются одним из самых эффективных способов развития логического мышления.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности.

Дидактическая игра – это специально создаваемая и приспособляемая для целей обучения игра [4].

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, а система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем.

Дидактическая игра позволяет шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает в практике воспитания детей все большее значение. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности и правилам, организации и взаимоотношения детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. [19].

Ко всем дидактическим играм применяются следующие требования

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие задачи, решение которой требует умственного усилия преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи [11].

Для практики дошкольного воспитания очень важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие воображения, навыков поведения в соответствии с правилами, логического мышления и т.д. [19].

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у детей происходит накопление чувственного опыта.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях, которые составляют содержание игры [20].

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Поскольку эффективность цели проверяется и подтверждается в результате практической деятельности, нами определена цель опытно-экспериментальной работы – спроектировать и апробировать работу по формированию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

1. Проанализировать историю и современное состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

2. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития логического мышления у дошкольников и проверить его эффективность.

Опытно-экспериментальное исследование проводилась на базе частного детского сада «Формен» ЮВАО г. Москвы. Исследование проводилось с октября по декабрь 2014 года. В эксперименте участвовало 10 детей старшей группы. Возраст детей был приблизительно одинаковый.

Основным методом исследования являлся психолого-педагогический эксперимент. Он включал три этапа: В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа.

На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности мышления у детей старшей группы. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий «логикой», способных формировать логическое мышление.

На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация серий игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей.

Третий этап – контрольный эксперимент, был связан с перепроверкой уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики: «Изучение уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы».

Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями».

Цель: изучить уровень овладения логическими операциями.

Материал для исследования: подготовить восемь геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, большие и маленькие, красные и синие).

Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми пяти лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из восьми геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем отличаются друг от друга эти фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигуру и предлагают ребенку найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчеркивая слова, «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную фигуру или фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребенок ошибается, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.

Обработка данных: выделяют три уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста логическими операциями.

Высокий уровень. Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и четко объясняет свой выбор («Потому, что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).

Средний уровень. Ребёнок выполняет задания сам или с незначительной помощью взрослого, но затрудняется объяснить выбор фигурки.

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием.

Методика « Нелепицы »

Цель: изучить представление детей об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между ними; определение умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль; проведение исследования. Вначале ребенку показывают картинку [прил. 1.]. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи всё ли здесь находится на своём месте или неправильно нарисовано. Если что-нибудь покажется не на своем месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время выполнения три минуты.

Обработка данных:

Высокий уровень – ребенок назвал все нелепости и объяснил, как на самом деле должно быть.

Средний уровень – назвал все нелепицы, но объяснил только половину из них. Низкий уровень ребенок назвал, все нелепицы, но не объяснил. Почему это неправильно.

Таблица № 1 Анализ результатов констатирующего этапа по методике «Изучение уровня овладения логическими операциями». (констатирующий этап)

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

выбрал

объяснил

1.

Зимин Паша

5лет 3мес

+

средний

2.

Колышева Катя

5лет 7 мес.

+

+

высокий

3.

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

средний

4.

Головина Даша

5 лет 1 мес.

+

средний

5.

Свинин Дима

5 лет 5 мес.

низкий

1.

Устименко Максим

5 лет 3 мес.

+

+

высокий

2.

Воробьёва Вика

5 лет 6 мес.

низкий

3.

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

средний

4.

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

средний

5.

Периастров Артём

5 лет 2 мес.

низкий

«+» правильный ответ; «-» неправильный ответ

Из таблицы № 1 видно, что в контрольной группе 1 ребенок обладает высоким уровнем овладения логическими операциями, что составляет 20%; три ребенка – средним уровнем (60%) и один ребенок – низким уровнем (20%). В экспериментальной группе высокий уровень овладения логическими операциями имеет один ребенок (20%); средний уровень – два ребенка (40%) и низкий уровень – два ребенка (20%).

Таблица № 2. Анализ результатов по методике «Нелепицы». (Констатирующий этап)

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

выбрал

объяснил

1.

Зимин Паша

5 лет 3 мес.

+

+/-

средний

2.

Колышева Катя

5 лет 7 мес.

+

+/+

высокий

3.

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

+/-

средний

4.

Головина Даша

5 лет 1 мес.

+

+/-

средний

5.

Свинин Дима

5 лет 5 мес.

-/-

низкий

1.

Устименко Максим

5 лет 3 мес.

+

+/+

высокий

2.

Воробьёва Вика

5 лет 6 мес.

-/-

низкий

3.

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

+/-

средний

4.

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

+/-

средний

5.

Периастров Артём

5лет 2 мес.

-/-

низкий

«+» – правильный ответ;

«-» – неправильный ответ;

«+/-» – неполный ответ

Из таблицы видно, что в контрольной группе высокий уровень у одного ребенка (20%); средний – три ребенка (60%) и низкий уровень – один ребенок (20%). В экспериментальной группе: высокий уровень – 1 ребенок (20%); средний – два ребенка (40%) и низкий уровень – два ребенка (40%).

Мы видим, что очень редко встречаются дети с высоким уровнем развития логического мышления, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и объяснять свое решение. В основном дети со средним уровнем – это дети, которые умеют сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, но допускают ошибки или затрудняются объяснить свой ответ. Также наблюдаются дети с низким уровнем развития логического мышления – это дети, которые не умеют анализировать, сравнивать, обобщать и приходить к определенному выводу.

Таким образом, исследовав уровень логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, мы видим, что из десяти детей высоким уровнем обладают два ребёнка (20%); средним уровнем – пять (50%) и низким уровнем – три ребёнка (30%). В основном дети со средним уровнем развития логического мышления. Для повышения уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста специально разработан комплекс игр и упражнений.

дидактический игра логический мышление

2.2 Организация работы с использованием упражнений, серии дидактических игр, направленных на развитие логического мышления

Мышление является одним из основных процессов, без которого нельзя обойтись. С помощью логического мышления человек приходит к выводу, делает сравнения, анализирует. Поэтому нужно как можно раньше начать развивать у детей логическое мышление. Повлиять на развитие логического мышления можно специальными упражнениями и сериями дидактических игр.

Нами был проанализирован ряд дидактических игр. Мы отобрали те, в которых содержатся мыслительные задачи, с целью развития этого вида мышления. Предложили их детям из экспериментальной группы.

Были предложены такие игры: «Скажи наоборот», «Бывает не бывает», «Логические концовки», «Найди отличия», «Кто скорее соберёт», «Исключение лишнего», «Разложи картинки в свои конверты», «Раскрась мячи в нужный цвет» и логические задачи (см. приложения 2, 3, 4. 5, 6, 7, 8, 9, 10) [3, 7, 8, 20].

Таким образом, мы разработали и провели серию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

2.3 Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

После использования серии дидактических игр и упражнений. Мы провели контрольный эксперимент с целью выявления эффективности использования серии дидактических игр и упражнений. На последнем контрольном этапе Мы использовали те же самые методики «Нелепицы» и «Изучение уровня овладения логическими операциями», что и на первом констатирующем этапе.

Таблица 3. Анализ результатов по методике «Изучение уровня овладениями логическими операциями» (контрольный этап)

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

выбрал

объяснил

1.

Зимин Паша

5 лет 3 мес.

+

средний

2.

Колышева Катя

5лет 7 мес.

+

+

высокий

3.

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

средний

4.

Головина Даша

5 лет 1 мес.

+

средний

5.

Свинин Дима

5 лет 6 мес.

средний

1.

Устименко Максим

5 лет 3 мес.

+

+

высокий

2.

Воробьёва Вика

5 лет 6 мес.

+

средний

3.

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

+

высокий

4.

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

средний

5.

Периастров Артём

5 лет 2 мес.

+

средний

«+» правильный ответ; «-» неправильный ответ

Из таблицы 3 видно, что в контрольной группе высокий уровень овладения логическими операциями имеет один ребенок (20%); средний уровень – четыре ребенка (80%); В экспериментальной группе два ребенка имеют высокий уровень (40%) и три ребенка – средний (60%).

Таблица 4. Анализ результатов по методике «Нелепицы» (контрольный этап)

№.

Группа

Фамилия имя ребёнка

Возраст

Ответы детей

Уровень

выбрал

объяснил

1.

Зимин Паша

5 лет 3 мес.

+

+/-

средний

2.

Колышева Катя

5 лет 7 мес.

+

+/+

высокий

3.

Ефремов Ваня

5 лет 2 мес.

+

+/-

средний

4.

Головина Даша

5 лет 1 мес.

+

+/+

средний

5.

Свинин Дима

5 лет 6 мес.

+

+/-

средний

Устименко Максим

5 лет 3мес.

+

+/+

высокий

Воробьёва Вика

5 лет 6 мес.

+

+/-

средний

Морозов Стёпа

5 лет 5 мес.

+

+/+

высокий

Егорова Аня

5 лет 5 мес.

+

+/-

средний

Периастров Артём

5 лет 2 мес.

+

+/-

средний

«+» – правильный ответ;

«-» – неправильный ответ;

«+/-» – неполный ответ

Из таблицы 4. видно, что в контрольной группе развитие логического мышления на высоком уровне у одного ребенка (20%); на среднем уровне – четыре ребенка (80%). В экспериментальной группе высокий уровень – два ребенка (40%); средний уровень – три ребенка (60%).

Сравнивая результаты методик констатирующего и контрольного этапа мы можем сделать вывод, что уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста стал выше с использованием серии дидактических игр и упражнений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что серия дидактических игр и упражнений способствует повышению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, т.е. наша гипотеза доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предварительно выдвинутая нами гипотеза: развитие логического мышления у детей в ДОУ будет эффективнее, если систематически использовать комплекс (или серию) дидактических игр и упражнений, направленных на его развитие в практике ДОУ, нашла свое разрешение в практической работе с детьми.

Действительно, дидактические игры способствуют развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Доказательство гипотезы осуществлялось через разрешение поставленных задач:

1. Проанализировать историю и современное состояние проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

2. Выявить уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать комплекс дидактических игр и упражнений для развития логического мышления у дошкольников и проверить его эффективность.

Мы рассмотрели понятие логического мышления в психологии.

Логическое мышление – это умение оперировать словами и понимать логику рассуждения. Выполняя такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, и процессы: суждение, умозаключения, определение понятий, индукция и дедукция.

Рассмотрели особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является, то, что его первое обобщение связано с действием. И переход от наглядно-образного мышления к логическому определяется появлением условной внутренней позиции. А развитие логического мышления происходит в шесть этапов.

Разработали серию дидактических игр и упражнений, развивающих логическое мышление: дети самостоятельно приходят к выводу, анализируя и сравнивая предметы.

Анализ проведенного нами исследования подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сделать выводы, что использование дидактических игр в работе с дошкольниками дает более высокие результаты при соблюдении следующих условий:

1. Грамотное оснащение педагогического процесса;

2. Учет особенностей дидактических игр;

3. Интегрирование структуры, вида, форм дидактических игр;

4. Компетентность педагогов;

5. Связь дошкольного учреждения с семьей.

Также были разработаны рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей дошкольников (см. приложение 11, 12).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 1. – с. 38-4

2. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Академия, 2000 – 304 с.

3. Е. Бортникова. Чудо – обучайка: Математика, моторика, логика – Екатеринбург. Литур, 2009. – 48 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь/ Под. общ. ред. Б. М. Бим – Бэд – М.: Академия, 2002. – 306 с.

5. Л. А. Венгер, В. С. Мухина. Психология: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ // – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.

6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 304 с.

7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, – Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. – 297 с.

8. О. Н. Земцова. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. 5-6 лет – М.: Махаон, 2007. – 18 с.

9. Детская психология: / / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. – Минск: Изд-во Университетское, 1988. – 398 с.

10. А. Г. Маслаков. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 518 с.

11. Д. В. Менджерицкая. Воспитание о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

12. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание.-2005 – № 8 – 48-52 с.

13. Р. С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000 – 575 с.

14. Р. С. Немов. Психология. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования – М.: Просвещение: Владос, 1994 – 496 с.

15. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психологический словарь – М.: Просвещение, 1990 – 494 с.

16. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А. А. Реана.- СПб.: Прайм – Еврознак, 2002 – 656 с.

17. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. // – СПб.: Питер,

2001-720 с.

18. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . – 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233

19. А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1997. – 95 с.

20. М. Султанова. Весёлые домашние задания для детей. – М.: Хатбер-М, 2005. – 20 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наглядное пособия к методике «Нелепицы»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого. Мы из этой игры взяли второй вариант

Без опоры на картинки.

Пирожное сладкое, а лекарство …, Ночью темно, а днем …, У волка хвост длинный, а у зайца …, Хлеб мягкий, а сухарь …, Чай горячий, а лед …, Летом жарко, а зимой…., головные уборы и игрушки, инструменты и электробытовые приборы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации: Кошка варит кашу. Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Человек вьет гнездо. Собака хочет есть. Почтальон принес письмо. Зайчик пошел в школу. Яблоко соленое. Бегемот залез на дерево. Шапочка резиновая. Дом пошел гулять. Туфли стеклянные. На березе выросли шишки. Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка. Кошка гуляет по крыше. Собака гуляет по крыше. Лодка плывет по небу. Девочка рисует домик. Домик рисует девочку. Ночью светит солнце. Зимой идет снег. Зимой гремит гром. Рыба поет песни. Корова жует траву. Мальчик виляет хвостом. Хвост бежит за собакой. Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке. Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод. Писатели пишут книги. Строитель строит дом. Шнурки идут за ботинками. Мама готовит обед. Птичка поет песенки. Водитель водит троллейбус. Вода горячая.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Дидактическая игра «Логические концовки»

Детям предлагается задания: если стол выше стула, то стул … (ниже стола), если сестра старше брата, то брат … (младше сестры), если мальчик старше девочки, то девочка…, если река уже моря, то море…, если велосипед едет медленнее машины, то машина едет…, если червяк короче удава, то удав…, если в стакан налили воду, то … и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дидактическая игра «Найди отличия»

Описание игры Игра состоит из 5 картинок, на которых изображены различные персонажи из мультфильмов по – двое, изображение одного из которых имеет дополнительные детали.

Детям предлагается возможность угадать, кто это и из какого мультфильма этот персонаж. Затем взрослый предлагает её описать, и рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации надо найти отличия и определить, чем они отличаются и какого цвета отличия.

Методические приёмы:

Основной приём – рассматривание иллюстраций, беседа.

Варианты проведения игры:

Вариант № 1 (интеграция с образовательной областью «Социализация»)

Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации.

При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.

Вопросы:

– Кто нарисован на картинке?

– Из какой сказки (мультфильма) этот герой?

– Какой он, добрый или злой?

– Кто нарисован на другой картинке?

– Они разные или одинаковые?

– Чем похожи?

– Чем они отличаются?

– Какая история приключилась с Буратино?

– Сможешь рассказать?

– А, с кем львёнок пел песню?

– Сможешь вспомнить эту песню? О чём эта песня?

– А, кого из этих героев ты пригласил бы на свой день рождения?

Вариант № 2 (интеграция с образовательной областью «Познание». «Формирование элементарных математических представлений»)

Ребёнку предлагается рассмотреть две на первый взгляд похожие картинки отметить в них все отличающиеся элементы рисунка.

Вопросы:

– Кто нарисован на картинке?

– Из какой сказки (мультфильма) этот герой?

– Кто нарисован на другой картинке?

– Они разные или одинаковые?

– Чем они отличаются?

– Сосчитай сколько отличий.

– На какой картинке отличий больше? Насколько больше, насколько меньше?

– Какого цвета отличия?

(Какого цвета облако, солнышко, бабочка, сколько шариков и какого они цвета? Какого цвета дракончик несёт карандаш?)

– Какая картинка тебе больше понравилась?

– Какая картинка интереснее?

-А, чем она тебе понравилась?

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

– А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку “яблоко”) надо собирать фрукты, а в эту (где нарисован огурец) – овощи. Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так корзину. Все мы потом проверили, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде.

Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбирают две бригады: овощеводов и садоводов (по 2-3 человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Чья бригада первой подняла корзинку, та и выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). Указывают команду-победительницу. Затем выбирают другие команды, и игра продолжается. В конце можно устроить соревнование команд-победительниц, выявить самых быстрых, находчивых ребят, вручить им приз.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка “яблоко”, на другой – «огурец”). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибётся.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Дидактическая игра «Исключение лишнего»

В ходе игры детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты»

У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверты, выбрав принцип группировки (самостоятельно или по заданию воспитателя) по форме, цвету, величине.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Дидактическая игра «Раскрась мячи в нужный цвет»

Первый мячик раскрась красным и синим карандашами.

Второй мячик — красным и зелёным. Последний мячик раскрась так, чтобы он не был похож на предыдущие, но используй только те карандаши, которыми ты раскрашивал предыдущие мячики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Логические задачи

* У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три.)

* Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик? (Груша.)

* На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)

* На столе – четыре груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (Четыре.)

* Летели четыре утки. Охотник выстрелил и не попал. Сколько уток осталось? (Ни одной, все улетели.)

* Летела стая гусей: два впереди, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три.).

* От чего плавают утки? (От берега.)

* На одном берегу цыплята, на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (Утята, цыплята не умеют плавать.)

* У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (Пять.)

* Чего больше в квартире; стульев или мебели? Что может быть как горячим, так и холодным? ( Утюг, холодильник, плита.)

* На столе три стакана с ягодами. Вова съел один стакан. Сколько стаканов осталось на столе? (Три.)

* Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные ведра без дна. А у девочек – маленькие, зеленые. Кто больше соберет грибов? (Девочки.)

* Сколько грибов можно вырастить из семян ели? (Из семян ели нельзя вырастить грибы.)

* Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идут в лес? (Две девочки.)

* Шли двое, остановились, один у другого спрашивает: «Это черная?». «Нет, это красная». – «А почему она белая?». – Потому что зеленая». О чем они вели разговор? (О смородине.)

* У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три.)

* Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)

* На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей лежит на столе? (На столе лежат только фрукты.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рекомендации родителям

1. Правильно оборудовать дома уголок игрушек для выявления индивидуального интереса ребенка.

2. Знать какие игрушки подходят для каждого возраста и как с ними знакомить детей. Что дарить ребенку и как это делать.

3. Уметь правильно расставить и хранить игрушки.

4. Учить детей бережно относится к любому предмету.

5. Обсуждать с воспитателями ДОУ наиболее сложные для практики вопросы по воспитанию дошкольника в игре.

6. Оказывать более эффективную помощь воспитателям в создании комфортных условий для игр в группе.

7. Учиться у педагогов ДОУ планированию, наблюдению и анализу игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Анкета для родителей

1. Имеется ли у ребенка место для игры?

2. Какие игры предпочитает ребенок?

3. Назовите наличие игрового материала, атрибуты для игр, имеющиеся в семье.

4. Соответствуют ли игрушки, имеющиеся в семье, возрастным особенностям ребенка?

5. Умеете ли педагогически правильно размещать игровой материал?

6. Используете ли атрибуты к игре на прогулке в соответствии с сезоном?

7. Имеется ли в семье место для хранения игрового материала?

8. Играете ли вы с детьми?

9. Руководите ли детскими играми?

10. Имеется ли в семье игрушка, сделанная руками родителей?

11. Умеете ли делать игрушки из природного материала, ткани, драпа?

12. Назовите несколько разнообразных образцов дидактических игрушек.

13. При покупке игрушки учитываете ли вы возраст и интерес вашего ребенка?

14. Сколько времени проводит ребенок за игрой дома?

15. Умеют ли дети обращаться с игрушками?

16. Убирают ли их после игры на место?

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Рекомендации для воспитателей ДОУ

1. Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогический процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2. Соблюдать время, отведенное для игры в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.

3. Развивать содержание детских игр, расширять представление дошкольников об окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие события общественной жизни).

4. Систематически формировать у детей игровые умения, предусмотренные “Программой воспитания и обучения в детском саду”. Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность. Развивать любознательность и познавательные способности у детей, активизировать их двигательную деятельность. Во всех видах игр создавать активное речевое общение детей, расширять словарный запас, развивать связную, выразительную речь. Поощрять проявления воображения, инициативы в выборе игры и развитии ее замысла, в подборе материалов. В процессе совместной игровой деятельности воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, умение выполнять правила.

5. Обеспечить квалифицированное педагогическое управление игрой, учитывая специфический характер этой деятельности, уровень ее развития и возрастные особенности детей. В младшем дошкольном возрасте в качестве основных приемов руководства использовать совместные игры воспитателя со всей группой, с небольшими подгруппами и с отдельными детьми. Важно при этом, чтобы отношения в процессе игры между взрослым и ребенком были равными, создавалась особая, доверительная форма, игра не носила характер обучающего занятия. Обучение способами игровой деятельности должно носить ярко выраженный эмоциональный характер. В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры. Учитывать интересы детей.

6. Совершенствовать планирование игровой деятельности, отражая в плане воспитательной работы приемы руководства, направленные на формирование игры как деятельности и использования ее как средства всестороннего воспитания детей.

7. Систематически целенаправленно оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей. Работу с ними строить дифференцированно, учитывая их образовательный уровень и условия жизни семьи.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться дипломной работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜