Оборудование природной среды оздоровительного комплекса санаторий "Еловое" - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Оборудование природной среды оздоровительного комплекса санаторий “Еловое”

Выпускная квалификационная работа

На тему

Оборудование природной среды оздоровительного комплекса санаторий «Еловое»

АННОТАЦИЯ

Выпускная квалификационная работа на тему: «Оборудование природной среды оздоровительного комплекса санаторий «Еловое».

Объем пояснительной записки составил _____ страниц, в которую вошли: _____ рисунков, _____ приложений, ______ таблиц и список литературы в количестве ________источников.

Графическая часть выполнена на ______планшетах, размером _______мм.

Выпускная квалификационная работа (по благоустройству городской зоны отдыха, озеленению территорий и т.д.) включает в себя теоретический анализ проблемы территории, практическое их разрешение и графическую и макетную реализацию.

В работе раскрывается актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, производится анализ имеющихся аналогов и прототипов с учетом имеющихся достоинств и недостатков. Описываются этапы разработки собственной выпускной квалификационной работы, варианты эскизного поиска.

ВВЕДЕНИЕ

ландшафтный дизайн планировочный

Оборудование природной среды и в целом – ландшафтный дизайн на сегодняшний день – важная социальная и эмоционально-психологическая задача. Ландшафтным дизайном сейчас принято называть науку об организации живого пространства, это искусство создания живых уголков в садах, парках, скверах, а также – на участках, где природа обделила красотой зоны в силу их расположения, рельефа, климата. Человек в состоянии дополнить мир искусственно созданной красотой, собрав ее в одном месте силой законов ландшафтного дизайна. Мастерство соединения внутреннего состояния и окружающей внешней среды является не только сложной структурой действий дизайнера, но и комплексным подходом к организации ландшафта, комфортного для жизни, отдыха и оздоровления человека.

Жители города все чаще выезжают за город на отдых от городской суеты в природные парки, санатории, базы отдыха, курорты, поэтому создание, восстановление, реорганизация, обновление, оборудование загородной природной среды – актуальная задача и для проектировщиков, и для городской администрации.

В ходе проектной работы проводилось изучение нормативно – технической документации, справочной и научной литературы, исследования отечественного и зарубежного опыта проектирования по ландшафтному дизайну, а также – анализ собранных исходных данных.

Выпускная квалификационная работа призвана решить проблемную ситуацию данного средового объекта, формирует ландшафтный дизайн на современном уровне с учетом климатических условий, существующего рельефа, инженерных аспектов, последних дизайнерских тенденций.

Целью выпускной квалификационной работы является создание на конкретной территории санатория необходимого оборудования и ландшафтного благоустройства для благоприятного и комфортного отдыха посетителей.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

– ландшафтно-планировочная организация территории базы

– подбор зеленых насаждений

– выбор дорожного покрытия

– создание системы ландшафтного освещения

– подбор элементов оборудования территории.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Современные тенденции в оборудовании природной среды

ландшафтный дизайн планировочный

Оборудование природной среды на сегодняшний день отличается демократичностью и относительной простотой. Если в прошлом веке доминировала романтическая стилистика в виде голландского сада или сельского подворья, то сегодня ворвались модерн и техно – сочетание растений с предметами из стекла и металла.

В проектировании оборудования природной среды можно увидеть интересную тенденцию: на протяжении уже многих лет одной из основных тем в создании ландшафтов является превращение сада в помещение под открытым небом. Идеи, появляющиеся в архитектуре и дизайне интерьеров, мгновенно распространяются на ландшафты со всей присущей архитектурным объектам атрибутикой – сюжетным развитием, ритмом и пластикой, высокой степенью приватности и изолированности от внешнего мира. Задача заключается в том, чтобы люди больше времени проводили под открытым небом. Сейчас эта идея одна из самых актуальных.

Сегодня оборудование природной среды как и каждый вид искусства, естественным образом отражает философские и мировоззренческие идеи своего времени. Что касается исторически сложившихся и общепринятых направлений, то они вовсе не сдерживают появление новых форм и экспериментов в области садового дизайна. Сегодня многократно возросли требования к организации пространства, возникла необходимость учитывать общее композиционное решение территории, в практике возделывания природной среды появились стили и направления, определяющие условности и сложившиеся приемы, прослеживаемые тенденции и модные новинки.

Рисунок 1 – Парк ля Виллет, город Париж, место кратковременного отдыха

Сегодня в оборудовании природной среды царит эклектика, смешение стилей и жанров. В последнее время прослеживается тенденция большого внимания к декоративным деталям, это не обязательно функциональные элементы – беседки, скамьи, мостики, но и декоративные детали такие, как скульптуры, арт-объекты, малые архитектурные формы, а также современные покрытия, согласно рисункам 1, 2, 3, 4.

Рисунок 2 – Современное оборудование Парка ля Виллет, город Париж

Рисунок 3 -Оборудование сквера у здания министерства финансов, город Париж.

Рисунок 4 – Фонтан в парке, город Париж.

Для современного облика мебельного оборудования природной среды характерны черты геометричности, простые и четкие линии, согласно рисункам 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16.

Рисунок 5 – Скамья в современном стиле

Рисунок 6 – Дизайн-проект пляжной раздевалки

Рисунок 7 – Пляжная раздевалка в стиле поп-арт

Рисунок 8 – Пляжная скамья

Рисунок 9 – Пляжная урна

Рисунок 10 – Лежак

Рисунок 11 – Зона отдыха

Рисунок 12 – Пляжный зонтик

Рисунок 13 – Зона отдыха

Рисунок 14 – Лежак

Рисунок 15 – Скамья в стиле футуризм

Рисунок 16 – Функциональная скамья

Освещение сегодня играет важную роль в оформлении загородной среды. Светодизайн становится сегодня актуальным направлением в ландшафтном дизайне.

Главная задача светодизайна – обеспечить нужное количество света на нужном направлении или объекте – решают с помощью различных осветительных приборов.

В современном ландшафте осветительные приборы не прячутся, а даже наоборот выставляются на показ. А так же оно помогает безопасному прибытию в ночное время на территории санатория. Садово-парковые светильники отражают красоту ландшафта, создавая таинственную атмосферу в вечернее время, согласно рисункам 17, 18, 19, 20 и 21.

Рисунок 17 – Подсветка участков природной среды – современная тенденция ландшафтного дизайна

Рисунок 18 – Подсветка деревьев – современное оборудование природной среды

Рисунок 19 – Декоративное освещение дорожки

Рисунок 20 – Ландшафтные светильники

Рисунок 21 – Декоративное освещение мостика

Растения, несомненно, создают комфортную жизненную среду, особенно – на загородных территориях.

Рисунок 22 – Травяной газон, оформленный подпорными элементами и цветным гравием

Рисунок 23 – Разнообразные виды кустарников на участке (вариант 1,2)

Современные, мощения в природном стиле или покрытия в модернистском стиле сегодня широко используются в оборудовании и благоустройстве природной среды.

Рисунок 24 – Фрагмент парка, город Озерск

Рисунок 25 – Покрытие прогулочной аллеи, модное решение в наше время

Рисунок 26 – Мощение дорожек из натуральных материалов (камень)

Рисунок 27 – Ступени в «природном» ландшафте

1.2 Историко-культурное исследование ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн или ландшафтное проектирование как наука и искусство созидания парков и садов берет свое начало из глубины веков. Определение “ландшафтная архитектура” впервые появилось в США около двухсот лет тому назад, но ярчайший путь возникновения и развития стилей ландшафтного дизайна исчисляется многими веками.

В 10 – 8 веках до нашей эры искусство создания парков и садов появляется в Древней Греции. На первых порах основной характеристикой садов была их утилитарность. Позднее прямолинейные дорожки и аллеи в саду, украшенные колоннами, вазами и скульптурой, стали отличительной особенностью древнегреческого стиля.

Об особенностях ландшафтного дизайна Древнего Рима известно из произведений Горация (65 – 8 года до нашей эры). Бассейны, гроты, фонтаны, прямые аллеи, разделяющие сад – присутствие всех этих элементов было характерно для древнеримского ландшафтного дизайна.

В Китае наука и искусство ландшафтного дизайна зародились примерно три тысячи лет назад. Формирование ландшафтного стиля в Древнем Китае происходило под влиянием религии и философии, в частности, теории следования законам вселенной. К примеру, велико влияние даосизма, взывающего к единению природы и человека, к следованию интуиции на пути познания. Нельзя не упомянуть и философию фен-шуй, которая зародилась примерно шесть тысяч лет назад и оказала неоспоримое воздействие на формирование ландшафтного стиля парков и садов в Китае.

Рисунок 28 – Китайский сад

Традиции японских садов уходят корнями в глубокую древность. В Европе в последнее время пользуется громадной популярностью японский стиль ландшафтного дизайна, пронизанный философией дзень-буддизма и синтоизма, исконной японской религией. В японском стиле на первых порах прослеживались и мотивы китайского ландшафтного дизайна. Со временем в Японии установился собственный национальный стиль ландшафтного моделирования со своими принципами, идеями и теорией. Нужно отметь, что теория стиля японского сада необычайно сложна и полна символов: японский сад – небольшой земельный участок – символизирует собой картину мира, человек, соединяясь с природой, открывает для себя суть бытия.

Рисунок 29 – Японский сад

Эпоха Возрождения является своеобразным рубежом в развитии ландшафтного дизайна. Для этого периода характерно стремление к гармонии ландшафтного и архитектурного ансамблей. К саду было обращено самое пристальное внимание. Сады Эпохи Возрождения изобиловали скульптурными ансамблями, искусственными водоемами и раскидистыми деревьями.

Рисунок 30 – парк Багатель, Франция

Пиком развития науки и искусства ландшафтного дизайна считаются 19 – 20 века нашей эры. В этот период все внимание устремлено на растительность, поиск и внедрение новых элементов композиции и стремлению к унисону стилей – ландшафтного дизайна и архитектурного.

Рисунок 31 – Вилланди, Франция

Рисунок 32 – Италия, отель Grand Hotel des lles Borromees

Рисунок 33 – Италия, дворец Мирамаре

Рисунок 34 – Сад Амбер

Рисунок 35 – Дворец и парк Шенбрунн

Рисунок 36 – Ландшафтный дизайн парка

Рисунок 37 – Парк Пиноккьо Италия, Коллоди

В Древней России сады в основном носили утилитарный характер: в основном место отводят огородам, плодовым деревьям, но со временем стали появляться декоративные деревья. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива. В 17 веке в России уже создают увеселительные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). В Кремле – это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Знаменитым является Измайловский сад в Москве. В нем есть все: и зверинец, и ботанический сад, и лабиринт, устроено большое количество водоемов, виноградники. При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание классического регулярного сада в ландшафтном дизайне на рисунке [10] это можно отследить. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Регулярные сады в Петербурге строят иностранцы. А в 1710г. в России создается Садовая контора. Она занимается закупкой различных растений за границей для строительства парков Москвы и Петербурга.

Рисунок 38 – Петергоф, город Санкт – Петербург

Рисунок 39 – Царицино, город Москва

1.3 Анализ планировок санаторно-курортных зон

Для того чтобы выстроить ландшафтную композицию, необходимо учитывать геометрический вид, величину, массу, фактуру, расположение, свет, и светотень ландшафтных объектов. В ландшафтном проектировании необходимо учитывать также такие аспекты как: единство, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы, а также такие композиционные средства как: симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, ритм, масштабность и т. д.

Геометрическая (регулярная) система планировки. Возникла примерно в 16-17 веках в Европе, наибольшее выражение получила во Франции в 17 веке. Имеет следующие характерные черты:

1) участок имеет выраженные оси симметрии;

2) в планировке доминируют правильные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, прямые линии, многоугольники, эллипсы и т.д.);

3) в парковых композициях существенную роль играют здания, малые архитектурные формы, инженерные сооружения (мосты, подпорные стенки), скульптуры и т.д.

Геометрическим парком является парк в городе Петродворец, парк в Версале.

Рисунок 40 – Геометрическая система планировки

Ландшафтная (свободная) система планировки. Основные черты появились в древней Японии и Китае, однако система оформилась в 17-18 веках в Англии.

Основные черты:

1) полное подражание природе в системе планировки. В природе нет прямых линий. Очень часто отсутствует симметрия;

2) отсутствие правильных геометрических форм;

3) Отсутствие симметричности;

4) преобладание плавных кривых, природной планировки, изрезанных линий водоемов и др.;

5) небольшое количество архитектурных сооружений.

Примеры свободной планировки – это Павловский парк в г. Павловск.

Рисунок 41 – Свободная система планировки

Комбинированная система планировки. Сочетает в себе элементы свободной и геометрической систем. Часть территории может проектироваться свободно, а другая часть может быть геометрической. Большинство исторических и современных парков проектируется по комбинированной системе. К этой категории относятся парки культуры и отдыха, где часть территории имеет геометрическую схему планировки, а ряд функциональных зон проектируется в свободной планировке.

Рисунок 42 – Комбинированная система планировки

Благоустройство – комплекс работ, направленных на улучшение экологического, санитарно-гигиенического, эстетического состояния участка, дома, территории, городского квартала, микрорайона или города в целом. Одна из важнейших составляющих по благоустройству – озеленение и создание оборудования природной среды. Озеленение необходимо, прежде всего, для решения острых экологических проблем. В генеральных схемах благоустройства озеленение находится в ряду важнейших пунктов. Современный ландшафт и оборудование природной среды следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Современный парковый дизайн тяготеет к тому, чтобы парк являлся естественным продолжением города и соответствовал не привычным по прошлым столетиям нормативам парка, а – новейшим достижениям технологии и культуре современности.

Примеры благоустройства загородной среды из отечественного и зарубежного опыта проектирования и реализации, в соответствии с рисунками 43 и 44.

Рисунок 43 – Генеральный план (вариант 1)

Рисунок 44 – Генеральный план (вариант 2)

1.4 Озеленение загородной среды

Принципы и правила озеленения территорий. Важно использовать большое разнообразие ассортимента деревьев и кустарников, чтобы показать всю удивительную красоту природного мира и подчеркнуть смены формы и фактуры крон в разные сезоны года. С учетом этого подбираются деревья и кустарники, цветы же высаживаются с таким расчетом, чтобы создавать иллюзию сада «непрерывного цветения».

Классы деревьев:

1)I класс – широколиственные деревья, образующие широкие кроны и высокие стволы (дуб, ясень, клён, каштан конский), а также хвойные крупные деревья, h =10 – 28 метров (ель европейская, сосна обыкновенная, кедровая сосна);

2)II класс – деревья, выносящие относительное затенение, образующие среднюю крону, h = 8 – 15 метров (лещина, рябина, ива);

3)III класс – довольно низкие деревья, образующие среднюю крону, h = 3- 6 метров (сортовые ивы, карликовые сорта половых, слива).В зависимости от того, какую по выразительности мы должны создать композицию и её назначения, используют различное геометрическое расположение деревьев, плотность насаждений. Например, при закладке плодового сада следует предусмотреть довольно большое расстояние между деревьев для поступления достаточного света в крону, вследствие чего формируется обильное плодоношение.

Общие сведения о кустарниках, их росте и продолжительности жизни. Размеры кустарников зависят, прежде всего, от присущих каждому виду особенностей.

По высоте кустарники делятся на следующие категории:

1) Высокие кустарники (высота 2-5 метров, диаметр кроны 3-5 метров):

– Хвойные – кедровый стланец, можжевельник обыкновенный;

– Лиственные – акация желтая, бересклет европейский, боярышник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная, клен Гиннала, клен татарский, лещина, лох узколистный, сирень обыкновенная, сирень амурская, сирень венгерская, ирга круглолистная и др.

Кустарники средней высоты (высота 1-2 метра, диаметр кроны 1-3 метра):

– Хвойные – сосна горная низкорослая;

– Лиственные – айва японская, барбарис обыкновенный и Тунберга, спиреи – острозубчатая, иволистная, Биларда, смородина золотистая и др.

Кустарники низкие (высота 0,5-1 метр, диаметр кроны 0,5-1 метр):

– Хвойные – можжевельник казацкий;

– Лиственные – волчеягодник обыкновенный, дейция изящная, спирея зазубренная и японская и многие другие.

Размер кроны, указанный в этой классификации, условный и зачастую зависит от сорта растения. Например, у высоких кустарников имеются формы с более узкими кронами (пирамидальными), нежели указано для этой группы; вместе с тем, у низкорослых кустарников подушечной и стелющейся форм диаметр кроны иногда больше, чем указан для высоких кустарников.

По скорости роста кустарники делятся на категории:

– весьма быстро растущие кустарники: карагана древовидная (акация желтая), бузина черная, чубушники, дейция городчатая, форзиция, спиреи – рябинолистная, калинолистная, Вангутта;

– быстрорастущие кустарники: лещина обыкновенная, жимолость татарская, клен татарский, бересклет европейский, калина обыкновенная, свидина (дерен), смородина золотистая;

– кустарники умеренного роста: клен Гиннала, сирень обыкновенная, айва японская, сосна горная низкорослая;

– медленно растущие кустарники: боярышник обыкновенный, ирга, магония, можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий;

– весьма медленно растущие кустарники: самшит, волчеягодник, бересклет, кустарниковые формы тиса, все карликовые формы кустарников; Продолжительность жизни кустарников зависит от условий произрастания. Сильно сокращают продолжительность их жизни неблагоприятные городские условия, вследствие загрязнения воздуха пылью, дымом и вредными газами; бедность почв питательными веществами и засорение их вредными примесями; а также ухудшение водного и воздушного режимов почвы в результате ее уплотнения и устройства непроницаемых для воды и воздуха преград, а именно асфальтовых и бетонных покрытий тротуаров.

– весьма морозостойкие: боярышник сибирский, бузина красная, дерен сибирский, карагана древовидная (акация желтая), кедровый стланик, лох серебристый, сосна горная и др;

– морозостойкие: боярышник обыкновенный, жимолость татарская, калина обыкновенная, роза морщинистая («Ругоза»), сирень обыкновенная и венгерская, туя западная и др;

– умеренно морозостойкие: айва японская, бирючина обыкновенная, спиреи (большинство видов), чубушник, шиповник, и др.

– требовательны к воде: кустарниковые ивы;

– менее требовательны к воде: айва японская, бирючина обыкновенная, боярышник, дейция, клен татарский, лох, сирень, смородина золотистая и др.

– светолюбивые: спиреи (большинство видов), рябинник рябинолистный, сирень, шиповники;

– полутеневыносливые: акация желтая, боярышник, бузина красная, жимолость татарская, чубушник, спирея калинолистная, гортензия метельчатая;

– теневыносливые: бересклет бородавчатый, дерен красный, лещина, бирючина обыкновенная и др.

Поскольку участок расположен на склоне и природой дано много материала для создания альпийских горок и рокариев, то этим можно воспользоваться. Самая важная группа растений для альпинария – многолетние альпийские растения. Помимо них, на альпийской горке высажены также растения других групп. Тут удачно разместятся растения, привлекающие особое внимание, вроде карликовых хвойных растений и кустарников, расположены как отдельно растущие, а менее крупные растения – группами.

Многолетние альпийские растения хороши тем, что создают плотный ковер и долго сохраняют яркость и свежесть. Однако при создании альпинария некоторые альпийские растения – ясколку, бурачек скальный, обриету, резуху и мыльнянку я заранее ограничила в разрастании, иначе из красивого полотна они превратятся в вездесущий сорняк и могут заглушить более нежные растения. В трещины между камнями высажены низкорослые растения: камнеломка, молодило, крупка, тимьян и т. п. Хвойные растения были выбраны карликовых и медленно растущих форм, что позволит как можно дольше сохранять декоративность альпинария и сведет на нет уход ха хвойниками. Помимо этого тут же предусмотрены растения разнообразной окраски и с различной формой кроны.

Рисунок 45 – кустарники: карликовые сосна, ель колючая

Из кустарников тут разместились миниатюрные розы, вейгелла, несколько видов рододендронов, дерен и разнообразные верески. Однако альпинарий это не только хвойники, для хорошего весеннего настроения на радость посетителям базы отдыха, в горку были высажены другие растения. Удачно расположились карликовые луковичные растения, папоротники и злаки, что позволило создать некое подобие миксбордера, одни растения сменяются другими не оставляя «проплешин».

Рисунок 46 – цветочные кустарники:бальзамины, хризантемы, гейхера

1.5 Ландшафтное освещение

Ландшафтное освещение можно определить как использование света для создания выигрышных видов территории в темное время суток. Ландшафтное освещение – немаловажная часть наружного освещения.

Сюда мы относим декоративную подсветку деревьев и водоемов, освещение дорожек. Декоративное садовое освещение сегодня считается самым эффектным приемом ландшафтного дизайна. Правильное созданное садовое освещение играет важную роль в создании эстетически совершенного участка и дает возможность привлечь внимание к его достоинствам или наоборот скрыть его недостатки.

Частным случаем ландшафтного освещения является использование света без его видимого источника. С этой точки зрения большинство садовых светильников не может использоваться для ландшафтного освещения, так как в темноте они притягивают к себе внимание, затемняя окружающее пространство. Ландшафтное освещение цветников и малых архитектурных лучше осуществлять компактными садовыми прожекторами, световой луч которых направляется в нужную область. Создается удивительная по красоте картина ландшафтной подсветки цветов и кустарников.

Пригодится ландшафтное освещение и для подсветки садового водоема, независимо от того естественный он или искусственный. Используются герметичные светильники для установки под водой, а также прожектора для освещения водной глади извне. При желании можно использовать цветную подсветку водоема, вода с легкостью будет менять оттенки. Ландшафтное освещение – важная составляющая ландшафтного дизайна. Оно не только обеспечивает безопасное и комфортное передвижение по участку, но и подчеркивает декоративные элементы ландшафтного дизайна, архитектуры, озеленения и благоустройства.

Рисунок 47 – Декоративное оформление с помощью светильников

Рисунок 48 – Декоративное освещение водопада

Рисунок 49 – Декоративная подсветка лестницы

Рисунок 50 – Декоративное освещение растений

Рисунок 51 – Декоративное освещение дорожки

Рисунок 52 – Декоративное освещение дерева

1.6 Анализ исходной ситуации

Объектом проектирования является санаторий «Еловое» — климато – бальнеогрязевая здравница, находится в 90 км к юго-западу от Челябинска и 5 км от станции «Чебаркуль» Южно-Уральской железной дороги. Здравница расположена на восточном склоне Уральских гор, на берегу живописного озера Елового. Санаторий расположен в зоне с особым, влияющий на здоровье микроклиматом, который создают хвойные и лиственные породы деревьев, многочисленные пресные озера Теренкуль, Табанкуль, Кисегач, Чебаркуль.

Санаторий круглогодично принимает на лечение и отдых взрослых и родителей с детьми.

Санаторий «Еловое» – живописно расположился на 30 гектарах северного крутого берега предгорного озера Еловое. Озеро почти прозрачное, такое оно камерное, тихое, и уютное. Сосновый бор защищает санатории от северо-западных ветров. Расположение озера уникально. Оно защищено холмами и лесными массивами, а температура воды в отдельные дни июля достигает 26 градусов. Санаторий “Еловое” расположен в 6 км от г. Чебаркуля Челябинской области на берегу озера Еловое. С востока и запада санаторий окружен смешанным, преимущественно хвойным лесом. Еломвое — пресноводное озеро в Чебаркульском районе Челябинской области России. Гидрологический памятник природы. Длина – 2,2 км, ширина – 1,9 км, площадь зеркала – 3,22 км?,объём воды в озере – 26,5 млн км?,длина береговой линии – 9,8 км,наибольшая глубина – 13,5 м. Озеро имеет округлую форму, дно озера неровное.На Еловом есть три острова. Берега во многих местах обрывистые. На западе впадает речка Гудковка, а на юге из озера вытекает речка Еловка, которая впадает в озеро Чебаркуль. Озеро очень хорошо прогревается из-за укрытости от ветров и достаточно небольших размеров. Еловое является средним в цепи озёр Большой Еланчик, Чебаркуль, Еловое, Большой и Малый Кисегач, Большое и Малое Миассово.

Климат Челябинской области – континентальный. Зима холодная и продолжительная, лето относительно жаркое с периодически повторяющимися засухами. На формирование климата существенно влияют Уральские горы, создающие препятствие на пути движения западных воздушных масс.

На территории санатория из озеленения присутствуют в большом количестве деревья – крупномеры, такие как ель, осина, береза, тополь, сосна. Часть из них нуждается в выкорчевывании, для того что бы освободить тем самым место для будущих посадок моего проекта.

Рисунок 53 – Роза ветров: на проектируемом участке преобладают юго-западные ветра. Преобладающее направление ветра за декабрь-февраль – ЮЗ; преобладающее направление ветра за июнь-август – СЗ

Рисунок 54 – Исходный генплан

Рисунок 55 – Детский пляж

Рисунок 56 – Раздевалка на детском пляже

Рисунок 57 – Лежаки для детей

Рисунок 58 – Пляжная зона

Рисунок 59 -Лечебный пляж

Рисунок 60 – Детская зона отдыха

Рисунок 61 – Лечебный пляж

Рисунок 62 – Лечебный пляж

Рисунок 63 – Пляж

Рисунок 64 – Функциональная схема

ГЛАВА 2 ОБОРУДОВАНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА САНАТОРИЙ «ЕЛОВОЕ»

2.1 Дизайнерская часть

На проектируемой территории санатория «Еловое» уже имеются деревья хвойных пород, поэтому чтобы подчеркнуть планировку и не создать впечатления густого леса, было посажено несколько карликовые кустарники, добавлены декоративно лиственные растения, посеяны различные виды трав. Чтобы немного разнообразить зеленый ландшафт яркими красками были посажены цветы в бордюрах и рабатках, по форме повторяющие благоустройство участка. Для покрытия садовых дорожек была использована плитка разных размеров и декинг (террасная доска).

2.1.1 Ландшафтная организация территории санатория

Уличная мебель. К уличной мебели предъявляется ряд очень важных, но трудно сочетаемых требований — современный дизайн, единообразие, универсальность, антивандальная защищенность, скорость и простота сборки, долговременные эксплуатационные качества, возможность оперативной замены поврежденных элементов, разумная цена.

Основными требованиями к проектированию уличной мебели являются:

1) экологические – обеспечение охраны природы, учет условий произрастания растений, учет уровней загрязнения воздуха, воды, почв при размещении уличной мебели;

2) экономические – рациональное использование материальных ресурсов, трудозатрат при изготовлении и эксплуатации малых архитектурных форм;

3) требования безопасности – предотвращение возможностей получения травм (например, установление безопасной высоты, учет особенностей формы, фактуры поверхности детского игрового оборудования), обеспечение противопожарных требований, соблюдение санитарно-гигиенических норм (например, неиспользование токсичных материалов);

4) функционально-конструктивные – определение габаритов, подбор материалов, конструктивных решений с учетом назначения и особенностей использования городской уличной мебели; технологические – учет особенностей и возможностей материалов, технологических приемов изготовления;

5) эстетические – учет архитектурных, композиционных, художественных закономерностей формообразования, организации пространства;

Рисунок 65 – Садовая скамейка в природном натуральном стиле (вариант 1)

Рисунок 66 – Садовая скамейка в природном натуральном стиле (вариант 2)

Урны для мусора — необходимый атрибут как в городской, так и в загородной среды. Требования к данному виду малых архитектурных форм просты: удобство уборки мусора, легкость обслуживания, прочность.

2.1.2 Подбор зеленых насаждений

Все растительные формы подбирались по размеру и типу экстерьера согласно общей композиции:

– травяной покров, создаваемый из специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок деревьев и кустарников, а также – элементом ландшафтной композиции;

– луговой газон из смеси диких трав;

– мавританский газон, создаваемый посевом семян газонных трав и цветочных растений.

Озеленение рекреационно территории осуществляется групповыми посадками, которые уравновешены между собой и увязаны с окружающей планировкой. Распределение их по территории рекреационной зоны выполнено так, чтобы не было перегрузки одного участка над другим. Для создания групп осуществлена подборка деревьев, различных по своей высоте, по плотности кроны, по форме, по окраске. Включение хвойных пород деревьев позволит создать привлекательность данной загородной среде в течение всего года.

Для озеленения участка предложено использовать следующие породы деревьев:

– липа мелколистая, лиственное дерево с плотной кроной чаще всего широкопирамидальной формы;

– рябина обыкновенная, деревце или куст с кроной яйцевидной формы средней плотности;

– клен остролистный, дерево до 30м высотой, с правильной округлой кроной, устойчивый к городским условиям;

– боярышник обыкновенный, деревце или куст с кроной яйцевидной формы средней плотности;

– береза плакучей, лиственное дерево, крона с повислыми ветвями.

2.1.3 Выбор дорожного покрытия

Система тропинок нуждалась в преобразовании, для этого я предлагаю использовать различные виды мощения.

На территории релаксирующей зоны плитки уложили с большими промежутками, между которыми прорастает трава, для создания большей натуральности. Также на территории пляжных зон используется террасная доска (декинг), этот материал влагостойкий, легок в применении, не требует особо ухода и выглядит очень натурально.

2.1.4 Система освещения участка

В ландшафтном дизайне особое значение имеют вопросы освещения, особенно важна его роль в пейзажном стиле, поскольку именно он заинтриговывает посетителей постоянной сменой цветовых и световых форм природы в течение суток и сезонов года. С помощью освещения можно подчеркнуть выразительность, объемность растительных групп. А так же следует учитывать ориентацию по сторонам света, направление и силу освещения солнечных лучей в разное время суток. Боковое освещение наиболее контрастно высвечивает фактуру растительности, поскольку наиболее благоприятным условием освещения пейзажей является угол падения солнечных лучей 15-45*С.

В освещении ландшафта в моем проекте используется достаточно большое количество светотехнического оборудования. Это позволяет не только обеспечить данную территорию достаточным уровнем освещенности, но и сделать акценты на отдельные зоны, имеющих как функциональное, так и эстетическое назначение.

Для общего освещения зоны релакса предлагаю использовать светильники с шарообразным плафоном, высотой 3,0 метра. Пошагово устанавливаем по периметру территории. Светодиодные линейные светильники белого свечения устанавливаются на газонах вдоль дорожек. Для подсветки растительности используются ландшафтные светильники встроенные в землю, в зимнее время крону деревьев можно украсить гирляндами с малогабаритными лампочками.

Для освещения пляжных зон предлагаю использовать разнообразные по дизайну торшеры высотой 3 – 5 метров. В декоративных целях кое – где используется цветовой свет, привлекающий внимание отдыхающих, так же используются встроенные светильники в пантон, проходящие по периметру.

В проектирование ландшафтного освещения, важна не только художественная сторона, но и техническая. Для кабелей системы освещения учитывалась раскопка траншей для их прокладки. Требования к световому оборудованию включают в себя безопасность, специальные эффекты, легкость в эксплуатации.

В данном проекте освещение подчеркивает планировку зон, дороже, аллей, при этом не затрагивая деревья, использовала их как самостоятельные элементы ландшафтного дизайна.

Сегодня много различных видов освещения зеленых насаждений, одним из более ярких примеров это светодиодное освещение кроны деревьев. Для подсветки зеленых насаждений на проектируемых зонах применяю встроенные в землю светильники и светодиодную подсветку крон деревьев.

2.1.5 Эргономический анализ

Эргономика – (от греч. ergon – работа, nomos – закон) научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительности труда.

Метод эргономического анализа является основой проектирования удобных и безопасных средовых объектов, создания комфортных условий для пребывания людей. Основными задачами является оценка проектного объекта: оценка мебели и оборудования по антропометрии, биомеханике, конструкции, материалам.

Жизненная важность эргономических исследований уже ни у кого не вызывает скептических сомнений, так как эффективность применения этих знаний превосходит наилучшие прогнозы по влиянию и на каждого человека, и на социум в целом.

2.2 Конструкторская часть

Конструкторская часть просвещенна разработке объектов оборудования. Светильник «Perla» представляет собой интеллектуальную систему освещения, основанную на использовании LED. Оригинальный внешний вид, достигнутый за счет сочетания строгости и изысканности стиля, дополняет великолепные эксплуатационные качества. В зависимости от выбранной фотометрии, светильник «Perla» может использоваться для освещения улиц, городских площадей, парков и перекрестков с круговым движением. Существуют два варианта исполнения светильника: для статического и динамического освещения. Корпус светильника выполнен из алюминия, а рассеиватель из литого под давлением поликарбоната, который обеспечивает защиту от УФ-лучей и высокую ударопрочность. Стандартные цвета корпуса: AKZO черный 200 / AKZO серый 900. В светильнике используются 64 светодиода мощностью 1,2 Вт, распределенные по 16 модуля. А также возможно программирование регулирования уровня мощности по времени, дистанционное управление и датчики движения.

Рисунок 73 – Светодиодный уличный светильник «Perla».

В наше время трудно представить летний отдых без шезлонга и зонта. Лежаки в комплекте с зонтами уже давно стали символом спокойствия и умиротворения. Шезлонги и лежаки – это идеальная, специально предназначенная мебель для отдыха и расслабления. Лежаки выполнены из синтетического Ротанга, этот материал надежный в любых погодных условиях.

Рисунок – Лежак Ona (Samoa) и тент Nenufar.

Рисунок 74 – Лежак Ona (Samoa) и тент Nenufar.

Рисунок 75 – Лежак.

Беседка – уютное место для отдыха, в ней можно укрыться от дождя в хмурый день, здесь приятно посидеть с книгой или уединиться теплым вечером. Романтическое свидание, шумная компания, неторопливое чтение книги невозможно без красивой и удобной беседки. С помощью такой беседки можно создать живописный незабываемый уголок. Беседки из дерева и пластика очень красивы и гармонично вписываются в природный ландшафт, что и повлияло на выбор материалов для беседки в моем проекте.

Рисунок 76 – Открытая беседка в современном стиле.

2.3 Экономическая часть

Темой выпускной квалификационной работы является: «Оборудование природной среды оздоровительного комплекса санаторий «Еловое».

Объектом проектирования является санаторий «Еловое», расположенный на озере Еловое Чебаркульского городского округа Челябинской области, площадь которой составляет 30 гектаров северного крутого берега предгорного озера Еловое. Санаторий круглогодично принимает на лечение и отдых взрослых и родителей с детьми. Отличает широкий спектр медицинских услуг начиная от гастротерапии, невропатологии и включая тяжелые в традиционной практике экземы и болезни опорно – двигательного аппарата.

На организацию оборудования природной среды, а также ландшафта потребовалось не мало затрат, с экономической точки зрения, так как проектируемая территория достаточно большая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом, были проведены предварительные проектные исследования темы, анализ существующих планировочных, архитектурных и дизайнерских аналогов, тщательно изучена исходная ситуация. Также рассмотрены современные тенденции в оборудовании природной среды, а также ландшафтном дизайне благоустройства территорий. При проектировании были учтены особенности местности, рельефа, состояния окружающей среды. С помощью нормативной документации была проведена данная работа.

Таким образом, решены задачи для достижения главной цели – создания оборудования природной среды оздоровительного комплекса санаторий «Еловое».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 21.501-93 – Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей

2. ГОСТ 21.204-93- Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов

3. Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Естественное и искусственное освещение (СНиП 23-05-95)

4. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

5. Система стандартов в области охраны природы и улучшения природопользования, природных ресурсов (Гост 17.0.01-76)

6. Градостроительный кодекс от 29.12.2004 г. № 190 – ФЗ.

7. Водный кодекс от 03.06.2006 г. №74 – ФЗ.

8. Постановление от 22.01.2009 г. №4 – n «О положении об округах санитарной и горно – санитарной охраны лечебно – оздоровительных местностей и курортов Челябинской области».

9. Георгиевский О.В. Единые требования по выполнению строительных чертежей : справ. пособие / О. В. Георгиевский. – М.: Архитектура-С, 2007. – 143 с.

10. Георгиевский О.В. Техническое рисование и художественно-графическое оформление архитектурных чертежей : учеб. пособие для вузов и ссузов / О. В. Георгиевский, Л. В. Смирнова. – М. : АСТ-Астрель, 2007. – 64 с. – Библиогр.: С. 63

11. Каминский В.П. Строительное черчение : учебник / В. П. Каминский, О. В. Георгиевский, Б. В. Будасов ; ред. О. В. Георгиевский. – 6-е изд. перераб. и доп. – М. : Архитектура-С, 2006. – 455 с. : ил. – Библиогр.: с. 451

12. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры СПб.: Нева, 2004. – 380 с.

13. Рунге В.Ф.; Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды СПб.: Нева, 2005 – 328с.

14. Сычёва А.В. Ландшафтная архитектура: Учебное пособие для вузов/А.В.Сычева. – 2-е изд.,испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004.-87 с.: ил.

15. Гарнизоненко Т.С. «Справочник современного ландшафтного дизайнера», Ростов – на – Дону, «Феникс» 2005г.

16. Дормидонтова В.В., «История садово-парковых стилей», г. Москва, Архитектура 2004г.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Андрей Бобров
Андрей Бобров
Закончил КГТУ, строительный факультет. Сейчас работаю по специальности, я –преподаватель вуза. Написал 15 научных статей. В компании «Диплом777» работаю с 2015 года. В свободное время я подрабатываю тут и помогаю студентам в написании курсовых и контрольных работ. Часто заказываю создание чертежей и эскизов. Нравится моя работа за то, что могу помогать и делиться своими знаниями.

Ещё статьи