Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Значение межбюджетных отношений в бюджетном регулировании

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

При использовании немецкой модели органы власти регионов и муниципалитетов более зависимы от решений федерального правительства, чем при американской, а права по установлению налогов, доходной базы и полномочий в использовании бюджетных средств местной и региональной властью закреплены конституцией. В таких государствах теоретическим обоснованием построения межбюджетных отношений стала доктрина английского экономиста Дж. Кейнса, который считал, что правительственные расходы на экономические нужды и государственное инвестирование в производственную сферу является необходимостью.
Конституцией в Германии закреплено право граждан на получение одинаковых бюджетных благ на территории всей страны, которая осуществляется с помощью «активного балансирования», то есть распределения государственных доходов между уровнями власти (самофинансирование местного самоуправления не превышает 50% от всех доходов).
При использовании американской модели вмешательства федерального правительства в деятельность местной власти и, соответственно, дотации из федерального бюджета, являются минимальными. В таких государствах межбюджетные отношения сложились на основе неоклассической теоретической системы ортодоксального маржинализма А. Маршалла, Л. Вальраса и др.
Для унитарных государств, в отличие от стран с федеративным устройством, характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны. Теоретически бюджеты нижних уровней в унитарных государствах является своего рода промежуточными фондами по распределению средств центрального бюджета и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне считается наиболее эффективным.
В унитарных государствах, в отличие от федераций, центральное правительство несет ответственность по задолженности бюджетов нижестоящих уровней, а также устанавливает ограничения на объем и сроки заимствований. Для таких государств также характерна высокая (более 50%) доля средств центрального бюджета в доходной части бюджетов низшего уровня.
Следующим фактором формирования системы межбюджетных отношений в стране — это принципы их организации, выступающие определенной идеологической основой межбюджетных отношений.
В мировой практике различают две главные теоретические концепции организации межбюджетных отношений — бюджетный унитаризм и бюджетный федерализм. На сегодняшний день данные концепции применяются преимущественно в комбинированном виде, сочетая отдельные элементы первого и второго подходов.
Бюджетный федерализм применяется преимущественно в странах с федеративным государственным устройством и многоуровневой бюджетной системы. Однако отдельные принципы бюджетного федерализма, направленные на оптимальное распределение полномочий между уровнями власти, могут быть успешно применены и в унитарных странах.
Организация межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма предполагает значительную автономию бюджетов всех уровней, сопровождается закреплением за ними достаточного объема финансовых ресурсов на осуществление полномочий и ответственности органов власти соответствующего уровня по сбалансирования бюджета. Отношения между субъектами федерации и центральными органами власти при бюджетном федерализме носят договорно-правовой характер. При этом местные и региональные органы власти через механизм переговоров и консультаций активно участвуют в организации межбюджетных отношений.
Реализация принципов бюджетного федерализма наряду с единством социально-экономической и бюджетно-финансовой политики государства позволяет совместить интересы центральной власти и региональных и местных территориальных образований при обеспечении самостоятельности соответствующих бюджетов.
Что касается организации межбюджетных отношений в рамках бюджетного унитаризма, то следует отметить активную роль центральной власти, которая самостоятельно определяет принципы организации межбюджетных отношений. При этом органам региональных и местных властей отводится относительно пассивная роль. При бюджетном унитаризм государственная политика, прежде всего, направлена ​​на выравнивание фискальных дисбалансов и обеспечения единых стандартов оказания общественных услуг на всей территории страны.
Кроме указанных основных теоретических концепций, современная практика организации межбюджетных отношений находится под влиянием и других тенденций развития института местных финансов. Так, децентрализация местных бюджетов и необходимость укрепления местного самоуправления привели к внедрению в практику организации межбюджетных отношений развитых стран отдельных положений концепции субсидиарности (согласно Европейской Хартии местного самоуправления).

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.