При использовании немецкой модели органы власти регионов и муниципалитетов более зависимы от решений федерального правительства, чем при американской, а права по установлению налогов, доходной базы и полномочий в использовании бюджетных средств местной и региональной властью закреплены конституцией. В таких государствах теоретическим обоснованием построения межбюджетных отношений стала доктрина английского экономиста Дж. Кейнса, который считал, что правительственные расходы на экономические нужды и государственное инвестирование в производственную сферу является необходимостью.
Конституцией в Германии закреплено право граждан на получение одинаковых бюджетных благ на территории всей страны, которая осуществляется с помощью «активного балансирования», то есть распределения государственных доходов между уровнями власти (самофинансирование местного самоуправления не превышает 50% от всех доходов).
При использовании американской модели вмешательства федерального правительства в деятельность местной власти и, соответственно, дотации из федерального бюджета, являются минимальными. В таких государствах межбюджетные отношения сложились на основе неоклассической теоретической системы ортодоксального маржинализма А. Маршалла, Л. Вальраса и др.
Для унитарных государств, в отличие от стран с федеративным устройством, характерно единообразие налогов, платежей и бюджетного процесса на всей территории страны. Теоретически бюджеты нижних уровней в унитарных государствах является своего рода промежуточными фондами по распределению средств центрального бюджета и аккумуляции тех ресурсов, осуществлять администрирование которых на данном уровне считается наиболее эффективным.
В унитарных государствах, в отличие от федераций, центральное правительство несет ответственность по задолженности бюджетов нижестоящих уровней, а также устанавливает ограничения на объем и сроки заимствований. Для таких государств также характерна высокая (более 50%) доля средств центрального бюджета в доходной части бюджетов низшего уровня.
Следующим фактором формирования системы межбюджетных отношений в стране — это принципы их организации, выступающие определенной идеологической основой межбюджетных отношений.
В мировой практике различают две главные теоретические концепции организации межбюджетных отношений — бюджетный унитаризм и бюджетный федерализм. На сегодняшний день данные концепции применяются преимущественно в комбинированном виде, сочетая отдельные элементы первого и второго подходов.
Бюджетный федерализм применяется преимущественно в странах с федеративным государственным устройством и многоуровневой бюджетной системы. Однако отдельные принципы бюджетного федерализма, направленные на оптимальное распределение полномочий между уровнями власти, могут быть успешно применены и в унитарных странах.
Организация межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма предполагает значительную автономию бюджетов всех уровней, сопровождается закреплением за ними достаточного объема финансовых ресурсов на осуществление полномочий и ответственности органов власти соответствующего уровня по сбалансирования бюджета. Отношения между субъектами федерации и центральными органами власти при бюджетном федерализме носят договорно-правовой характер. При этом местные и региональные органы власти через механизм переговоров и консультаций активно участвуют в организации межбюджетных отношений.
Реализация принципов бюджетного федерализма наряду с единством социально-экономической и бюджетно-финансовой политики государства позволяет совместить интересы центральной власти и региональных и местных территориальных образований при обеспечении самостоятельности соответствующих бюджетов.
Что касается организации межбюджетных отношений в рамках бюджетного унитаризма, то следует отметить активную роль центральной власти, которая самостоятельно определяет принципы организации межбюджетных отношений. При этом органам региональных и местных властей отводится относительно пассивная роль. При бюджетном унитаризм государственная политика, прежде всего, направлена на выравнивание фискальных дисбалансов и обеспечения единых стандартов оказания общественных услуг на всей территории страны.
Кроме указанных основных теоретических концепций, современная практика организации межбюджетных отношений находится под влиянием и других тенденций развития института местных финансов. Так, децентрализация местных бюджетов и необходимость укрепления местного самоуправления привели к внедрению в практику организации межбюджетных отношений развитых стран отдельных положений концепции субсидиарности (согласно Европейской Хартии местного самоуправления).
Значение межбюджетных отношений в бюджетном регулировании
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.