Налоги или займы служат средствами для погашения государственного или муниципального кредита. Средства же привлекаемые для такого кредита чаще всего не участвуют ни круговороте производительного капитала, ни в производстве различных материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефицита. Поэтому главной особенностью государственного кредита является использование непроизводительного капитала.
1.2 Принципы и формы государственного кредита
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти с одной стороны и физическими лицами, юридическими лицами, иностранными государствами с другой стороны, в которых государство выступает в форме заемщика, кредитора и гаранта.В экономическом плане государственный кредит представляет собой форму перераспределения ВВП. Его источником являются свободные средства предприятий, организаций и населения.
Государственный кредит как экономическая категория находится на стыке двух типов денежных отношений (финансов и кредита). В рамках финансовой системы государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных государственных средств, а именно бюджетных и внебюджетных фондов. В то же время процесс создания фондов и управления ими осуществляется на временной и возвратной основе.
Государственный кредит непосредственно связан с дефицитом бюджета, так как является источником его покрытия. В определенных ситуациях с его помощью могут мобилизоваться средства в целевые проекты или фонды целевого назначения. Также в систему государственного кредита относятся ссуды, которые предоставляются под государственные гарантии или для пополнения валютных резервов Центрального банка от Международного валютного фонда.
Главной формой кредитных отношений является то, когда государство выступает в качестве заемщика, реже кредитора и крайне редко гарантом.
В тех моментах, когда государство берет на себя обязанность за погашение займа или других долговых обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно выступает в форме гаранта. Тогда государство требует гарантированное письменное обязательство, в котором указано:
1)Сведения о гаранте, которые включают его полное наименование и наименование органа выдавшего гарантию.
2)Определение объема гарантий.
3)Определение срока гарантий.
Однако гаранты предоставляются не всем, а лишь на конкурсной основе и подвергаются отражению в статье расходов как предоставление кредита.
Материальными носителями государственного кредита являются денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, в том числе имущественные и иные права, которые имеют денежную оценку и полученные в результате займа.
Государственный кредит выполняет три основные функции:
1) Распределительная – государственные займы обеспечивают дополнительное финансирование государственных расходов.
2) Регулирующая – государство с помощью кредита воздействует на соотношение денежного обращения, на удержание банковского процента, на производство и занятость населения.
3) Контрольная – следит за целевым использование предоставленных средств кредита.
Государственный кредит является составной частью 1-го из звеньев финансовой системы России – кредита. Исходя из этого, принципы, лежащие в основе кредитных отношений, характерны и для отношений, которые возникают при государственном кредите. К ним относятся:
1)Добровольность
2)Платность
3)Возвратность
4)Срочность
Платность и возвратность государственного кредита отличают его от налогов, которые поступают только в одном направлении- от плательщика в бюджет. Еще одной отличительной особенностью являются добровольность отношений.
Отличия государственного кредита от банковского заключаются в том, что его обеспечением служат не конкретные ценности, а все имущество, которое находится в собственности организации.
Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на конкретный срок: до 1 года, от 1 года до 5 лет, от 5 до 30 лет. Бюджетный кодекс РФ определяет, что долговые обязательства РФ должны быть завершены в сроки, не превышающие 30 лет.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, который представляет собой сумму задолженностей по выпущенным и не погашенным долговым обязательствам и процентов по ним.
Обслуживание долга полностью возложено на ЦБ, который выполняет функции генерального агента.
Для оценки внешней задолженности существуют 2 основных критерия:
1) Сравнивают размер долга и потребность в его погашении, выплаты процентов по ним с величиной экспорта, от которого зависит потенциальные возможности кредита. Государство рассчитывает границу опасности.
2) Главным показателем внешнего долга является соотношение его процентов к ВВП
Управление государственным долгом строится на принципах:
— принцип безусловного выполнения всех долговых обязательств
— принцип ответственности по долговым обязательствам
— принцип единой системы учета и регистрации долговых обязательств
— принцип снижения рисков
-принцип финансовой независимости
— принцип гласности и поддержания оптимальной структуры долга.
Главным ведущим способом управления государственным долгом является денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. Наиболее целесообразным для РФ является выпуск государственных ценных бумаг. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается, соответственно, правительством РФ.