В 1996 году Александр Гагин начал выкладывать свои заметки для собственного удовольствия под псевдонимом Александр Паравозов (Именно через “а”, это деталь авторского стиля). Материал также издавался на платформе “Ситилайн”. Его контент представлял из себя короткие заметки про интернет и про жизнь. Его фирменный стиль включал в себя много юмора и иронии, например выходили такие материалы как «29 способов применения CD-ROM»: среди них фигурировала «Голливудская улыбка» («засуньте сидюк в рот и улыбайтесь!»). Паравозов-News был очень популярным ресурсом [13].
В июне 1995 года в России появился первый коммерческий провайдер “Россия-Он-Лайн”, появление данного провайдера можно считать началом такого интернета, который мы имеем сейчас. Если раньше интернетом пользовались лишь те, кто непосредственно связан с интернет-бизнесом, то с появлением “России-Он-Лайн” началась эра массового доступа в интернет. Что должен демонстрировать этот пример?
2.2 1999 год: эра Живого Журнала
Сервис Livejournal был основан американским программистом Брэдом Фицпатриком в 1999 году. Платформа стала очень популярной в России благодаря поддержке русского языка и удовлетворению социальных потребностей людей. Живой журнал – это платформа для блогов с такими возможностями как написание поста, комментирование, подписки и прикрепление изображений [2, c. 205].
С 2001 по 2003 годы в Живом Журнале можно было зарегистрироваться только по приглашению от уже зарегистрированного пользователя, многие разделяют точку зрения, что именно регистрация по приглашению сделала Живой Журнал некой “зоной элитарности”. Русскоязычный сегмент Живого Журнала включал себя большее количество журналистов, литераторов, публицистов, актеров и других деятелей искусства нежели чем обычных рядовых пользователей, ведущих дневники о своей жизни. Хотя и многие обычные пользователи благодаря платформе смогли стать известными и начать свой путь в журналистике. К середине 2000-ых годов Живым Журналом пользовались уже 44% русских блогеров, платформа быстро стала очень популярной в России.
Аналитики А кто точнее? говорят, что популярность ЖЖ среди россиян объясняется целым рядом причин:
Его серверы находятся в США – и это воспринимается как гарантия свободы слова на фоне усиления давления в России на частные СМИ.
Он был разработан как многоязычная среда, и к 2004 году его интерфейс был переведен на более чем 30 языков.
Он хорошо вписывается в русский менталитет, который ценит дружбу и неформальные сети.
Будучи создан задолго до возникновения конкуренции, ЖЖ получил естественное преимущество.
Перенести блог на новую платформу сравнительно несложно, но ЖЖ имеет несколько специфичных для данной платформы элементов социальных сетей.
SUP Media
В 2007 году русскоязычный сервер Живого Журнала был выкуплен российской компанией SUP Media, её владельцем российским банкиром Александром Мамутом, что очень подорвало доверие пользователей, так как они боялись что платформа может стать подконтрольной и о свободе слова можно будет забыть. Однако, пользователей быстро успокоили, так как платформа размещается на отдельном калифорнийском хостинге, что делает невозможным уголовное преследование пользователей Livejournal в России [5, c. 82].
На платформе очень часто устраивались политические дискуссии, что всегда было очень большим инфоповодом. Люди спокойно высказывали свою точку зрения, спорили. Даже не имея журналистского образования многие пользователи Живого Журнала обзаводились своей аудиторией, и имели возможность дальше продолжать развитие уже в профессиональной журналистике. Личные блоги (авторские проекты) на платформе Livejournal позволили людям говорить о том что они хотят и не бояться преследования и утечки личных данных, так что можно смело заявлять что современную журналистику и людей, работающих в ней, сложно представить если бы такой платформы не существовало.