Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Жилищный вопрос в первые годы Советской власти

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Нужно также учитывать, что государственный жилой фонд составляли дома, закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями, и дома, не закрепленные за таковыми и всецело находившиеся в ведении местных Советов. Жилым фондом «закрепленных» домов распоряжалась администрация соответствующих предприятий и учреждений, и они считались не «муниципализированными», но технологическое жилищно-коммунальное управление основной частью государственного жилого фонда все равно возлагалось на исполкомы местных Советов, где предусматривался коммунальный отдел. В структуре коммунального отдела для разрешения всех вопросов, связанных с муниципальным жильем, выделялось специальное подразделение (жилищный подотдел). Общую координацию деятельности муниципальных жилищных органов осуществлял жилищный отдел Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ), которое входило в состав НКВД РСФСР. Впоследствии это направление было возложено на специальный самостоятельный наркомат коммунального хозяйства – НККХ РСФСР. Здесь следует еще подчеркнуть, что коммунальные отделы исполкомов местных Советов, хотя формально входили в структуру Советов, подчинялись функционально ГУКХ НКВД.
В ведении коммунальных отделов находились, как правило, многоэтажные здания каменной постройки, располагавшиеся в центральной части городов, наиболее благоустроенные, имевшие водопровод, канализацию, электричество. И именно эта, лучшая, часть всего наличного жилого фонда в наибольшей степени пострадала от послереволюционной разрухи. Кризисное положение в жилищной сфере являлось следствием общего экономического кризиса — предприятия, обеспечивавшие дома коммунальными услугами, были экспроприированы, что нарушило их нормальную производственную деятельность. За короткий период резко изменился контингент жильцов: дома и квартиры прежних собственников уплотнялись, сюда переселялись рабочие и служащие.
Первоначально коммунальные отделы пытались взимать квартирную плату, руководствуясь ранее применявшимися нормативами, но высокая инфляция обесценивала всякие денежные выплаты. Поэтому в январе 1921 г. квартирная плата была фактически отменена, она сохранялась только для нетрудовых элементов, а рабочие, служащие, инвалиды войны и труда, как и все находившиеся на их содержании иждивенцы полностью от нее освобождались. Кроме того, в начале периода новой экономической политики в жилищной политике акцент стал делаться на привлечение самих граждан к восстановлению и поддержанию жилых зданий в нормальном состоянии, введение возмездности и коммерческих начал в эксплуатацию жилья. Добиваясь повышения ответственности жильцов за содержание помещений и одновременно пытаясь усилить воздействие органов местной власти на жилищный сектор, СНК РСФСР утверждает Положение об управлении домами.
В этом документе указывались его цели:
«1) достижение наибольшей хозяйственности в управлении муниципализированными домами через специальных постоянных заведующих домами;
2) привлечение населения муниципализированных домов к самодеятельному попечению о жилищах;
3) предоставление домовладельцам необходимой хозяйственной самостоятельности к эксплуатации немуниципализированных домов;
4) обеспечение планомерности контроля Жилищного Отдела за правильным использованием и содержанием всех без исключения домов».
Предусматривалось, что в муниципализированных домах общее собрание жильцов избирает заведующего домом сроком на один год. Если же в доме было менее 10 квартир, то население этих домов могло также избирать своего общего заведующего. Предписывалось протокол о выборах заведующего немедленно сообщать в Жилищный Отдел, который в течение двух недель имел право отвода избранного заведующего, с назначением новых выборов (ст. 1). Как представляется, возможность отвода органом власти избранного жильцами заведующего домом очень хорошо отражает сущность складывающихся общественных отношений в советском государстве, когда «око» государства надзирает за всеми сферами жизни, и такой, казалось бы, сугубо внутренний вопрос жильцов, как выборы заведующего домом, тоже находился под контролем местных органов власти.
Что касается индивидуальных домов на праве личной собственности («частновладельческие дома»), то согласно данному Положению они должны были управляться владельцами с сохранением ответственности владельцев перед Жилищными Отделами за сохранность домов. В случае невыполнения владельцем лежащих на нем обязанностей по домоуправлению и происходящего по этой причине разрушения дома Коммунальный Отдел мог представить дом к муниципализации как «безхозяинный». Тем не менее жильцы частновладельческих домов могли быть выселены из своего жилища исключительно «по обстоятельствам военного времени». Помимо указанных в Положении способов управления домами таковое в те годы могли также осуществлять домовые комитеты, которые рассматривались как органы самоуправления жильцов.
Таким образом, можно говорить о трех допускаемых законодательством способах управления многоквартирным домом. В литературе по этому поводу отмечается, что на данном этапе (начало НЭП) явно переоценивались возможности самоуправления как лучшей формы социальной организации. Это подтверждается, в частности, запрещением демуниципализации тех домов, коллективы жильцов которых выразили намерение взять дом в свое хозяйственное управление. В то же время государство признавало, что для сохранения, а тем более для расширения жилищного фонда необходимы поддержка и поощрение частной инициативы.

Picture of Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.