Женщины-старообрядки в дореволюционной литературе. - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Женщины-старообрядки в дореволюционной литературе.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Н.С. Лесков был хорошо знаком с раскольниками и их бытом, т.к. провел свое детство в гомельских хуторах, окруженных со всех сторон раскольничьими поселениями. Лесков писал в своих воспоминаниях: «Я полюбил раскольников что называется всем сердцем и сочувствовал им безгранично. С этого времени началось мое сближение с людьми древнего благочестия, непрерывающееся во все последующие годы».
Особое отношение у него было к женам священников. Он подчеркивал, что часто в литературе они принимают образ очень смиренной, тихой женщины, ее голос почти не слышен, она всегда покорна мужу. Лесков восхищался их высокими нравственными качествами, именно их он старался передать в романе «Соборяне». Однако Лесков подчеркивал, что их трудно описывать, поскольку «самая лучшая женщина есть та, о которой нечего рассказывать». Тем не менее, в его художественных произведениях женщина не занимает первых ролей, перед читателем на виду мужские характеры.
Сквозной темой старообрядчество присутствует в творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. Одно из главных его произведений на эту тему – роман «Приваловские миллионы», в котором показаны обитатели-старообрядцы бахаревского дома, живущих на половине Марьи Степановны. Она сама воспитывалась в строгих старообрядческих традициях в семье золотопромышленника Гуляева. Свадьба Василия Назарыча и Марьи Степановны также совершалась по раскольничьему обряду. Автор описывает эту женщину средних лет как настоящую русскую красавицу: с живыми темными глазами, она была одета в шелковый синий сарафан старого покроя, без сборок позади и с глухими проймами на спине, белая рубашка выбивалась красивыми буфами, густые русые волосы тщательно собраны под красивую сороку из той же материи, что и сарафан, передний край сороки украшен широкой жемчужной повязкой. В ее характере живет верность старине, что молодому поколению кажется уже ограниченностью. Первое, что спросила она у молодого Сергея Привалова, пришедшего к ним в первый раз в дом, было: «А ты, поди, совсем обасурманился на чужой-то стороне? … И лба не умеешь перекрестить по-истовому-то?.. Щепотью молишься?..». Марья Степановна – противница любых преобразований, студенчество почитает за басурманство, а старые традиции – за вечное благо. Но за этим стоят глубокие переживания о своих близких, о судьбе детей, надежда на их счастье.
В 1900-1901 годах Мамин-Сибиряк пишет рассказ «Сибирские старцы, кухарка Агафья и гражданин Рихтер», в котором передает совершенно другую сторону раскольничества. Главная героиня – кухарка Агафья – женщина статная и красивая («молодая, ядреная, как репа»). Родители ее были хоть и православные люди, но сочувствовали раскольникам, да и в окружающих лесах хватало скитов и старцев. Агафья – простая русская баба, в меру умная, но работящая. После того, как повадились к ней ходить старообрядческие старцы, прониклась расколом. Под их влиянием единственной ее мыслью и заботой стало спасение собственной души, что приводит ее к тому, что она осуждает образ жизни своей доброй барыни, не признает Игната, с которым были венчаны, в качестве мужа, а в итоге решается уйти в скит. Однако судьба ее трагична: «Она исчезла, как тень». Все догадывались, где она («старцы уволокли, как волки овцу»). Подтверждение этому приходит через некоторое время в виде рассказа «честной вдовы» Марьи Тимофеевны, в избе которой время от времени появлялись таинственные младенцы, которых привозили из женских скитов. Оказывается, что сначала Агафья жила в избе с одной из скитниц, но когда за ней пришел Игнат, старец Матвей прогнал его, а Агафью увел в свою избу. Она шла за ним послушная, как коза, и делала все, что он скажет. Старец с ней сожительствовал, в результате «тяжелая была Агафья и не могла никак разродиться. Так и померла в избушке у Матвея». Автор рисует неприглядный образ старообрядчества, который принимает формы дикого сектанства, куда людей заманивают речами о спасении души, однако старцы в рассказе преследуют свои эгоистические и даже низменные мотивы. Агафья предстает в виде жертвы, ее душа чиста и невинна, ее манит «желание стряхнуть с себя всякую женскую скверну», а потому и попадает под чужое влияние. Однако для автора она остается «чудной русской женщиной, которая незримо и безыменно творила всю русскую историю».
Таким образом, в художественной литературе дореволюционного периода старообрядцы присутствуют в качестве как основных персонажей, так и в роли второстепенных лиц. Несмотря на то, что в старообрядческом движении женщины занимали видное место, в художественных произведениях можно выделить такие основные черты, которыми авторы наделяют женских персонажей, как покорность, терпение, скромность, достоинство, традиционализм. Эти черты больше свойственны неагентивным фигурам, предполагающим следование женщиной предписанной социальной роли и поведения. Такие черты, как независимость в суждениях, самостоятельность, способность к совершению действия, присущи только отдельным женским образам, относящимся к молодому поколению, которое можно определить в том числе как поколение переходного типа.

Анфиса Суханова
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜