Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Жанр пародии в творчестве Юза Алешковского

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Пародия, в сущности, представляет собой специфичное отражение чужого текста. Даже написанная в том же жанре, что и первоисточник, пародия не может прямо относиться к этому жанру, являясь по сути метажанром: пародийные сонеты в Дон Кихоте это не форма сонета, поскольку в пародии высмеиваются типовые элементы сонетной формы.
Нередко пародия характеризуется тем, что выражает общий писательский взгляд на жизнь, реальность; через сарказм, иронию, пародирование осуществляется формирование жизненного кредо.
Таким образом, в данном исследовании под пародией будем понимать метажанр, в котором объектом пародии (изображения) выступает как другое литературное произведение, автор, так и совокупность различных норм, стилей, приемов, идеологических взглядов, корпуса текстов отдельного жанра или культуры, либо литературного (или иного) направления.
1.2 Классификация пародий
Пародии различаются по объекту создания. В частности, автор литературной пародии может пародировать:
‒ конкретное произведение;
‒ конкретный персонаж произведения;
‒ конкретный жанр или поджанр литературы;
‒ популярное литературное направление;
‒ отдельного автора;
‒ типовые общественные стереотипы;
‒ политические или гражданские события, факты, явления, тенденции;
‒ общественное устройство;
‒ систему ценностей или взглядов отдельных социальных групп;
‒ и т.д.
Одним словом, пародированию могут подвергаться не только реально существующие произведения, авторы, персонажи, но и жанры, объективная реальность, реальные люди, вообще в принципе любое явление, поскольку искусство ориентируется на воссоздание реальности. В этом смысле, пародия, основывающаяся на пародировании искусства, есть воссоздание и копирование искусства, как реальности.
Ю.Н. Тынянов также отмечал, что объектом пародии могут быть явления внелитературного дискурса. В частности, есть произведения, которые пародируют редакторские комментарии, живопись, обычаи, просто стиль или традиции.
В.И. Новиков отмечал, что среди пародийных жанров существуют два классических типа:
‒ бурлеск, или низкий предмет, который излагается высоким стилем;
‒ травестия, когда высокий предмет излагается с применением низкого стиля.
При этом, оба этих типа могут быть соединены в рамках одного пародийного произведений. Пересечение подходов в русской пародии XIX–XX веков «почти неизбежно, и почти каждую пародию этого времени можно назвать бурлескнотравестийной».
С другой стороны, В.В. Набоков определяет два основных вида пародии, первый вид – это гротескное подражание, а второй – изысканная шутливая игра.
Пародия может быть сатирической, с несколькими переходными ступенями (например, пародии на стихотворения Фета). Пародия может быть как отдельным произведением, так и элементом произведения. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» существуют определенные ироничные и пародийные элементы, имя «Евгений» отсылается к Евгению Негодяеву, а пародийные элементы реализуются в частности через язык романа, его стиль, особенности характера романтического героя, ситуацию любовного свидания и т.д.
Существует в литературной системе жанров и понятие самопародии. Например, известны перепевы собственных мотивов в произведениях Н. Огарева. В частности, его вариации на «Кабак» и «Старый дом». Также Чехов нередко прибегал к жанру самопародии.
Пародия в русской литературной традиции выступала как один из действенных критических инструментов и была достаточно популярна в XIX вв. Широко публиковались пародийные произведения в сатирических и критических журналах. Именно тогда широкую популярность стал приобретать пародийный талант Салтыкова-Щедрина. Достоевский создавал пародии на идейных оппонентов.
Нередко авторы обращаются не к полному копированию пародируемого произведения, а включали пародийные элементы в свои произведения, будто то персонажи, явления, события, даже стилистика.
Так, в «Бесах» Достоевского Карамзинов представляет собой карикатуру на Тургенева.
Наибольший расцвет получают пародии в период эпохальных перемен, насыщенной борьбы, развития литературных школ и активного движения литературного процесса. В отечественной традиции было изображать «очищающий смех сквозь слезы», хотя нередко наблюдается только «смех вместо слез».
Таким образом, жанр пародии, или, вернее, метажанр, предполагает различные виды и вариации осуществления пародий по объекту и предмету, существуют пародии по уровню и объему пародирования, различаются пародии по стилистическим и иным приемам, жанровому своеобразию, целевой ориентации.

Picture of Людмила Филатова
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.