Другая базовая модель — полностью рыночная. Здесь страховые компании берут на себя обязательство оплачивать медицинскую помощь. В такой модели государство никак не участвует в финансировании медицинской помощи или участвует минимально. Итог ясен — гражданин с большой долей вероятности может рассчитывать на высокое качество медицины. Обратной стороной этой медали становятся колоссальная стоимость страховок. Например, в США за последнее десятилетие стоимость страхования одного работника взлетела более чем в полтора раза. При этом затраты населения США на платную медицину в 2013 году составили $4500 — больше всех в мире и более чем вдвое больше, чем в Швейцарии, идущей второй по затратам на коммерческое лечение.
Наряду с этими моделями, существует значительное количество компромиссных. В качестве примера можно привести Израиль.
Базовую медицинскую помощь оплачивает государство (но за счет значительного налога, взимаемого как с граждан, так и с работодателей). Однако эта помощь не обеспечивает значительную часть амбулаторных процедур и 90% граждан государства Израиль платят за дополнительную медицинскую страховку в одну из частных страховых компаний.
В результате значительная часть американского населения остается не застрахованной, и доля таких людей растет. Рынок страхования, предоставляемого работодателями, чрезвычайно монополизирован, что препятствует мобильности трудовых ресурсов и создает условия для дискриминации пациентов как до, так и после заключения страхового договора, в том числе в виде отказа в выплатах. Постоянно растущая стоимость социальных программ для обеспечения медицинской помощи пенсионерам и малоимущим, стала одной из причин острого дефицита бюджета США: по данным Американской медицинской ассоциации, в 2013 году общий объем расходов на здравоохранение в США достиг $2,1 трлн, а в 2017 году по предварительным оценкам должен был составить $3,2 трлн — 18% от ВВП.
В целом подобная «компромиссная» система может быть применена в рамках инициативы Минфина и Минздрава в России. Преимущества такой модели в том, что, оставляя финансирование за счет бюджета базового уровня медицинской помощи (речь в основном о купировании критических состояний и лечении в стационаре), можно существенно повысить эффективность первичного звена за счет привлечения страховых денег и конкуренции.
Идеальную систему финансирования здравоохранения найти сложно. Однако можно поразмышлять о том, как может быть устроена такая «идеальная» система.
Софинансирование медицинских услуг гражданами серьезно снижает нагрузку на бюджет, даже если доля участия собственных средств пациента не является крупной. Это отсекает посещение врач той категории пациентов, которой просто необходимо общение. Процент таких обращений достаточно высок.
Врач мог бы потратить время на помощь действительно нуждающемуся пациенту, но оно уходит на беседу с человеком, который ходит по врачам из «спортивного интереса». Процент такого софинансирования не может быть существенным (не более 20-30%) и должен уменьшаться в случае необходимости оказания дорогостоящей помощи или постоянной помощи.
Несмотря на то, что проведение масштабных реформ в здравоохранении сдерживается нарастанием кризисной ситуации в мировой экономике, тем не менее, в сфере здравоохранения происходят инновационные изменения, инициируемые и действиями федерального центра, и субъектами РФ, которые в целом соответствуют направлениям необходимых преобразований.
Современная управленческая наука рассматривает систему здравоохранения как систему отношений, возникающих в обществе, и институционально закрепляемых в связи с массовым оказанием медицинской помощи и реальным обеспечением прав человека на охрану здоровья. Характер этих отношений, безусловно, определяется применяемыми медицинскими технологиями, но более всего зависит от способов функционирования национальных экономик и политических систем в каждой стране.
При этом целью совершенствования системы здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, развития профилактической направленности деятельности лечебно-профилактических учреждений и формирования здорового образа жизни при повышении эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли. Наряду с этим, необходимо учитывать, что важнейшими стратегическими целями на ближайшие годы обозначены осуществление инновационного маневра в развитии сферы здравоохранения.
Безусловно, системное реформирование отрасли должно включать в себя финансово-экономическую реформу, включая реструктуризацию здравоохранения; повышение качества управления отраслью на основе научно-обоснованных инновационных технологий современного менеджмента здравоохранения.
Одной из важных составляющих инновационной реформы системы здравоохранения является переход от управления расходами (бюджетными средствами и средствами ОМС) к управлению результатами. Необходимо обеспечить переход от сметного и бюджетно-страхового принципа финансирования медицинских организаций, реализующих государственные и муниципальные задания в рамках
Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, к одноканальному финансированию по страховому принципу с оплатой всех расходов по полному тарифу на основе стандартов оказания медицинской помощи (протоколов ведения больных).
При этом инновации в механизме финансирования здравоохранения характеризуются значительным разнообразием.
Так, например, направленность этих изменений противоречива, так как с одной стороны, происходит развитие институтов соизмерения затрат и результатов и взаимодействия покупателей и поставщиков медицинских услуг, а с другой стороны, проводятся преобразования, обеспечивающие усиление централизованного контроля и развитие механизмов административного распределения ресурсов.
Таким образом, несмотря на действия, направленные на унификацию и сокращение различий в механизмах финансирования здравоохранения, существуют значительные различия по всем основным компонентам систем финансирования и управления здравоохранением.
Здравоохранение как общественное благо. Способы финансирования медицинских программ
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.