Большую роль в обеспечении государственной безопасности сыграло введение военной цензуры (введено постановлением ГКО от 6 июля 1941 года).15 ноября 1943. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ “Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну”, который предусматривал уголовное наказание не только для должностных, но и для частных лиц за разглашение государственной тайны, что было новым в уголовно-правовой практике советского государства.
Почти сразу по окончанию войны на международной арене начинается новое противостояние сверхдержав, т. “холодная война”, а значит, защита секретных сведений не только не теряет актуальности, но и в дальнейшем играет одну из основных ролей в деле обеспечения государственной безопасности.
С целью перекрытия каналов утечки важных сведений к противнику Президиум Верховного Совета СССР 9 июля 1947 г. издал Указ “Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну”. Этот документ четко определил категорию лиц, которые были субъектами утраты документов и разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также усилил их уголовную ответственность за указанные виды преступлений. Такими субъектами признавались военнослужащие, должностные и частные лица.
25 декабря 1958 г. был принят Закон СССР “Об уголовной ответственности за государственные преступления”. Существенным нововведением ст. 12 Закона стало установление дифференцированной ответственности за разглашение государственной тайны в зависимости от того, не оно повлекло тяжкие последствия.
В середине 60-х годов стало очевидным, что многие сведения секретного характера об объектах оборонных отраслей промышленности противник получает в результате радиоперехвата и использования других технических средств сбора информации. С этого времени начала активно складываться система противодействия техническим разведкам.
1 октября 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О мерах по усилению режима секретности”, которое противодействовало технической разведке было включено в общегосударственную систему защиты секретов как ее важный составной элемент.
Постановлением СМ СССР №903-303 от 18 декабря 1973 года „О противодействии иностранным техническим разведкам” была образована система комплексного противодействия техническим разведкам противника во главе с общегосударственным органом – Государственной технической комиссией СССР по противодействию иностранным техническим разведкам, созданной на базе существующих подразделений МО и КГБ СССР.
На середину 70-х годов ХХ века в СССР в целом завершилось создание общегосударственной системы защиты государственной тайны. Основными структурными элементами этой системы были отраслевые министерства, государственные комитеты, предприятия, учреждения и организации, а также министерства, государственные комитеты и ведомства, имевшие специальную (надведомственную) компетенцию по этим вопросам, деятельность которых строилась в централизованном порядке под руководством ЦК КПСС и высших органов государственной власти и управления.
В органы государственного управления, имевшие сверхведомственную компетенцию, принадлежали КГБ при СМ СССР, МО СССР, Главное управление по охране государственных тайн в печати при Совете Министров СССР, Государственная техническая комиссия СССР по противодействию иностранным техническим разведкам, МВД СССР, МИД СССР, Министерство СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям, Министерство связи СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике, Высшая аттестационная комиссия при Совете Министров СССР, Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Академия наук СССР, Госплан СССР, Госснаб СССР, Главное архивное управление при Совете Министров СССР.
Все эти министерства и ведомства выполняли функции органов государственного управления в определенных сферах административно-политической деятельности СССР. Поэтому они были наделены полномочиями не только по руководству подчиненными им учреждениями, предприятиями, организациями, но также выполняли функции координирующе-регулирующих органов государственного управления в целом в конкретной сфере административно-политической деятельности.
Во второй половины 80-х годов в Советском Союзе стала ощутимой необходимость усовершенствования системы защиты секретов. Возникла идея о необходимости построения механизма управления государственными секретами посредством создания центральных органов управления режимно-секретною деятельностью как единой системы. Верхний уровень в этой системе должен был занять общегосударственный (правительственный) орган, который отвечал бы за разработку политики, выбор стратегии и координацию всей режимно-секретной деятельности в государстве. Однако в связи с распадом СССР эти планы не были реализованы.
Защита и охрана государственной таины
- 2020-05-31
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.