Общественная опасность преступлений, посягающих на государственную тайну, очевидна, в связи с чем, в настоящее время УК РФ предусматривает пять статей, устанавливающих уголовную ответственность за незаконное обращение с информацией, составляющей государственную тайну (ст. 275, 276, 283, 283.1, 284 УК РФ). Указанные нормы имеют бланкетный характер, то есть непосредственно отсылают нас к Закону РФ «О государственной тайне», в котором раскрываются все фундаментальные для правильного понимания сущности преступления и его классификации понятия. Так, государственная тайна, согласно указанного закона, это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Данное понятие является, несомненно, хорошо структурированным, однако, на мой взгляд, недостаточно комплексным. В этом отношении положителен был бы опыт преобразования данного термина путем заимствования зарубежного опыта. Например, Закон «О государственной тайне» Республики Молдова содержит наиболее полное и точное определение государственной тайны как защищаемых государством сведений в сфере национальной обороны, экономики, науки и техники, внешних сношений, государственной безопасности, обеспечения правопорядка и деятельности органов публичной власти, несанкционированное разглашение или утрата которых может затронуть интересы и/или безопасность Республики Молдова.
Как правильно отмечает Г. Г. Камалова, процедура отнесения сведений к государственной тайне предполагает, в первую очередь, их засекречивание, что позволяет нам утверждать о невозможности отнесения к предмету государственной тайны недокументированных сведений, поскольку в их отношении невозможно соблюсти процедуру засекречивания, а значит, и установить уголовную ответственность за их разглашение (по сути, рассекречивание).
Анализируя перечь сведений, составляющий согласно закона (ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»), государственную тайну, следует отметить, что он носит несколько обобщающий характер, не позволяющий судить о степени важности или величине возможного ущерба. Именно поэтому возникла объективная необходимость детализации отельных положений ст. 5 Закона «О государственной тайне», которая разрешилась путем вынесения Президентом Указа №61 «О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне», где было выделено 6 самостоятельных групп сведений, составляющих государственную тайну. В 2006 году был вынесен новый Указ №90, расширивший перечень и еще более детализировавший его, предусматривая уже 113 групп сведений, составляющих государственную тайну.
Многие ученные-правоведы высказываются за излишнюю, чрезмерную конкретизацию, которая, по мнению, например, В. Н. Верютин приводит к необоснованному расширению круга сведений, подлежащих засекречиванию, чем нарушаются не только частные интересы, но и конституционные права и свободы. Однако в защиту действующего законодательства в сфере государственной тайны стоит сказать, что законодатель предусмотрел также целей ряд сведений, которые засекречиванию не подлежат в виду их особой социальной и общественной значимости. К таким относятся, в частности, сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности, о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации, о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерациии т.д.
Устанавливая степени и грифы секретности, Закон «О государственной тайне» никак не конкретизирует вопрос градации ответственности за нарушение государственной тайны той или иной степени, указывая лишь в общих чертах, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.в связи с этим, до сих пор вызывает множество дискуссий вопрос отграничения составов административных правонарушений от уголовно-правовых преступлений. Однако в данном случае следует руководствоваться критерием отнесения информации непосредственно к государственной тайне согласно закона, или к иной информации с ограниченным доступом
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что государственная тайна является стратегически важным объектом уголовно правовой охраны, и поэтому законодательство по ее регулированию должно избегать излишней политизированности, а сама государственная тайна выступать институтом защити национальных интересов России. Именно поэтому, в свете особой важности охраны государственной тайны, она подлежит, в частности, уголовно-правовой защите, которая устанавливает уголовную ответственность за наиболее общественно опасные преступные посягательства на отношения, связанные с обеспечением ее сохранности.
Защита государственной тайны РФ уголовно-правовыми средствами.
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.