В качестве второго разграничения выступает то обстоятельство, что деловая репутация не носит личный характер, а создается в течение определенного периода времени осуществления хозяйствующим субъектом деятельности. На протяжении такого периода времени формируется общественное мнение, которое может быть, как положительным, так и отрицательным.
Третий критерий разграничения заключается в том, в качестве основополагающего элемента выступают нематериальные объекты хозяйствующего субъекта, которые являются предметом его деловой репутации и не оказывают влияния на общую оценку, данную обществом хозяйствующему субъекту.
1.2. Понятие и способы распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию
Юридическим основанием возникновения правоотношений по защите чести, достоинства и деловой репутации является их нарушение. Сущность такого нарушения заключается в распространении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению и иных средствах массовой информации, а также изложение в публичных выступлениях и иных слушаниях. Следует подчеркнуть, что непосредственное сообщение лицу сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию, не может рассматриваться как их распространение.
Легальное определение порочащих сведений содержится в п. 7 Постановления. В соответствии с данной нормой под порочащими сведениями следует понимать информацию о нарушении физическим или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неэтичном поведении в личной, общественной и политической жизни, недобросовестностью при осуществлении производственной и предпринимательской деятельности, нарушение деловой этики и обычаев делового оборота, умаляющих честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Для того, чтобы сведения были признаны порочащими, они должны обладать следующими признаками:
1) информация, содержащаяся в таких сведениях, должна касаться конкретного факта поведения определенного лица либо тех или иных обстоятельств его жизни;
2) порочащие сведения должны включать в себя определенную общую оценку поведения лица, а также его характеристику, основанную на тех или иных фактах его личной жизни или профессиональной деятельности;
3) распространенная информация может касаться любой сферы жизнедеятельности гражданина или организации. Иными словами говоря, порочащие сведения могут касаться не только профессиональной деятельности, но и частной жизни.
Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, могут быть выражены как в поведении, например, поступках, так и оценке совершения определенных действий либо воздержания от их совершения, мотивов поведения, наличия или отсутствия каких-либо моральных качеств, отрицательно характеризующих лицо, названное в сообщении. Так, например, порочащими могут быть признаны необоснованные обвинения в невыполнении профессионального долга, высказывания националистического характера и др.
Так, например, Яценко А.Ю. обратился с исковым заявлением к Кулишенко Д.Э. о защите чести, достоинства и деловой репутации, а именно признании информации, ранее размещенной на странице в социальной сети, не соответствующей действительности.
В обосновании исковых требований Яценко А.Ю. пояснил, что 05 марта 2019 года в социальной сети «Одноклассники» на странице сообщества «Мой Новороссийск» Кулишеко Д.Э., действующего под псевдонимом Кот Котовский было размещено сообщение о фактах невыплаты гражданином Яценко А.Ю. заработной платы на предприятии, руководителем которой он является. В ходе проведения проверки по данному факту было достоверно установлено, что информация, содержащаяся в сообщении, не соответствует действительности.
В юридической литературе различают следующие способы изложения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию:
1) открытая вербальная (словесная) форма. Сущность данного способа заключается в том, что порочащие сведения изложены в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных между собой по смыслу высказываний;
2) скрытая вербальная форма предусматривает словесное выражение порочащих сведений, но такое изложение носит «завуалированный» характер;
3) затекстовая (пресупозитивная). Данная форма предусматривает отсутствие в тексте непосредственно выраженной информации или сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Однако, такая информация носит смысловое значение;
4) подтекстовая форма – предусматривает наличие порочащих сведений не в самом тексте, а в умозаключениях, которые сделает читатель или слушатель. Примером подтекстовой формы является так называемый риторический вопрос, который сам по себе является утверждением.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что вопрос относительно понятия таких правовых категорий как честь, достоинство и деловая репутация является одним из дискуссионных вопросов науки гражданского права. Прежде всего, дискуссия касается таких категорий как честь и достоинство личности. Сегодня среди ученых существуют два подхода к пониманию данных категорий. Одни ученые склонны полагать, что честь следует рассматривать как оценку индивида обществом. Другие ученые, наоборот, считают, что честь – это самооценка индивидом своей личности.
На наш взгляд наиболее правильной является точка зрения, согласно которой честь рассматривается как оценка индивида обществом, а самооценка – это достоинство.
В органическом единстве с честью и достоинством как нематериальными благами находится деловая репутация. Несмотря на то, что данное понятие широко применяется на практике, в науке гражданского права оно является малоизученным.
Юридическим основанием возникновения права на защиту чети, достоинства и деловой репутации является распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Легальное определение дефиниции в законодательстве отсутствует. Вместе с тем разъяснения относительно того, что следует считать в качестве таких сведений, даны Пленумом Верховного Суда РФ.
Как показывают многочисленные исследования, в большинстве случаев распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, осуществляется вербальным способом посредством средств массовой информации и сети Internet.