Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Зарубежный опыт парламентского контроля в финансово-бюджетной сфере.проблемы использования в РФ

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В ряде стран должностные лица парламента выполняют функции, аналогичные функциям счетных палат: аудиторы в Дании, государственные контролеры в Латвии, Литве, Эстонии, государственные аудиторы в Финляндии. Важную роль играют парламентские органы, отвечающие за надзор за экономическим и техническим развитием, а также оценки экспертов в этой области (например, Национальный совет экономики и труда Италии, главное бухгалтерское управление и управление по оценке технологий Соединенных Штатов). Для решения основных проблем, требующих координации усилий различных комитетов, созданы так называемые парламентские научно-исследовательские службы, которые зачастую располагаются в парламентских библиотеках и поэтому имеют в своем распоряжении обширные фонды для книг, периодических изданий и исследований.
Они располагают значительными средствами и возможностями для проведения независимых исследований наиболее важных проблем экономики, законодательства, государственного управления, проведения экспертных оценок и предоставления членам Комитета информации из независимых и надежных источников. В некоторых странах, таких как Соединенное Королевство, доступ к этой информации ограничен для людей, которые не работают в парламенте или правительстве. В России в аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на правах управления создается и эффективно функционирует парламентская библиотека, которая осуществляет ведение библиотечно-информационной законотворческой деятельности, создает библиотечный фонд на правах и парламентской, национальной коллекции официальных документов, готовит библиографические указатели и другие материалы [2].
Инфодозеры, подготовленные сотрудниками библиотеки, используются при проведении парламентских слушаний и других заседаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации-верхней палате российского парламента. На наш взгляд, парламентские расследования занимают важное место в структуре парламентского контроля, в рамках которого устанавливаются факты или события, проверяется деятельность заинтересованных органов (лиц), меры (решения) проверяются на соответствие законодательству, результаты расследования доводятся до всеобщего сведения. Кроме того, в некоторых государствах предусматривается создание независимых комиссий или комитетов исполнительной власти, наделенных полномочиями, предусмотренными национальным законодательством, для проведения парламентских расследований. Поэтому их присутствие ожидается в Соединенных Штатах, некоторых странах Западной и Восточной Европы. Мы считаем, что парламентские исследования являются исключительно эффективным средством современной политики, позволяющим в значительной степени контролировать ход внутриполитических процессов и влиять на состояние международных дел.
По мнению некоторых аналитиков, потребность в парламентских исследованиях в современных реалиях неуклонно возрастает. Основными причинами этого являются следующие:
(1) необходимость дальнейшей демократизации общества и совершенствования правового и государственного аппарата;
2) отсутствие должной координации и взаимодействия при решении различных типов проблем и задач органами различных ветвей власти, что приводит к ситуациям, в которых депутатский запрос является единственным способом эффективно решить силами государственной власти;
(3) высокий уровень преступности и коррупции, правовой нигилизм в обществе;
4) все более частые случаи некомпетентности среди высших должностных лиц государства, региональных органов власти и органов местного самоуправления, руководителей крупных предприятий и организаций большой степени и системной подготовки;
(5) увеличение числа латентных и выявленных случаев злоупотреблений, противоправных действий и злоупотребления государственными ресурсами и средствами, что особенно важно в условиях финансово-экономического кризиса, и ряд других [3]. Изучение лучшего зарубежного опыта парламентского контроля вообще, как самостоятельного явления без привязки к нашим практическим задачам, ничего не дает.
Без сомнения, опыт зарубежных стран не может быть просто перенесен на российскую почву без осмысления, требует их критического осмысления. Однако она интересна и полезна с точки зрения необходимости разработки ключевых положений нашего законодательства, в частности при разработке федеральных законов от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле» [4] и от 27 декабря 2005 года № 196-ФЗ » О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», которые регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства [5]. Для этого, на наш взгляд, только в том случае можно совместить его с российскими условиями, с отечественной государственно–правовой теорией и практикой, с современными задачами, стоящими перед обществом. Только в этом случае можно рассматривать вопрос о создании жизнеспособного, международно признанного и понятного общественно-политического механизма.

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.