Сначала в 1980-х – 1990-х годах произошло значительное увеличение количества доступных теле- и радиоканалов, и вследствие этого существенно расширилась свобода выбора для получателя информации, а со временем интернет начал трансформировать саму роль адресата информации – из прежнего, преимущественно пассивного, «потребителя» он все больше становится активным участником коммуникационного процесса, при этом количество доступных источников и каналов информации продолжает быстро расти.
Важную роль на всех этапах становления и развития медиаобразования играет ЮНЕСКО. Начиная с 1970-х годов ЮНЕСКО постоянно обращается к проблемам медиаобразования, которое в официальных документах этой организации понимается как одно из «фундаментальных человеческих прав», неразрывно связанное со свободой самовыражения и получения информации [6, с. 4].
В течение 1980-х – 2000-х годов на нескольких профессиональных форумах ЮНЕСКО принимались документы, которые рекомендуют национальным правительствам внедрять всеохватывающие программы медиаобразования на всех образовательных уровнях, включая образование взрослых, и внедрять программы подготовки учителей и преподавателей по медиаобразованию [7; 8].
Медиаобразование в России сейчас находится в начале активной фазы становления. Если в начале 2000-х годов медиаобразование было представлено преимущественно специализированными интернет-изданиями и научными трудами, то сейчас все активнее внедряется в учебную практику в высшей и средней школе. Происходят положительные изменения в концептуальных подходах, которые отвечают европейским и мировым тенденциям. Если сначала внимание отечественных специалистов акцентировалось на «пагубном влиянии СМИ и интернета», то сейчас на практике все более распространенным становится более взвешенный и позитивный подход, что предполагает, прежде всего, обучение эффективного взаимодействия с различными видами информации (в том числе в аспекте защиты от возможного негативного воздействия).
Приоритетными направлениями развития в России эффективной системы медиаобразования, является:
— определенное «создание системы школьного медиаобразования, которая предусматривает разработку психологически обоснованных учебных программ интегрированного образования для младших классов общеобразовательных школ
— содействие распространению практики интеграции медиаобразовательных элементов в учебные программы по различным предметам
— наработки ряда факультативных медиаобразовательных программ для подростков
— всесторонняя подготовка необходимых педагогических кадров.
В связи с этим стоит отметить весьма положительную тенденцию – внедрения медиаобразования в отечественную образовательную систему планируется в тесной связи с существующими учебными курсами.
Вместе со значительным положительным опытом внедрения медиаобразования в России на текущем этапе возникают также и существенные проблемы. Прежде всего, это недостаточное методическое обеспечение медиаобразования в средней школе – например, если для высшей школы существуют программа и учебник, то для средней школы этот вопрос остается открытым.
Указанная проблема приобретает еще большую остроту, если учесть, что самым эффективным путем овладения медиа-навыков является их интегрирование в уже существующих предметах и курсах, что, очевидно, требует корректировки соответствующих программ, учебных и методических материалов, дополнительной подготовки учителей.
На пути развития современного медиаобразования в России существуют также и проблемы более общего характера. Это, в частности, во-первых, инерция системы образования, которая на уровне основ учебного процесса унаследовала от советских времен недостаточное внимание к развитию критического мышления, особенно при изучении предметов обществоведческой группы. Во-вторых, в связи с массовой подготовкой специалистов журналистских и политологических специальностей существует определенный риск того, что в средней и высшей школе медиаобразование может свестись к изучению основ журналистики или политической медиа-критики, чем современное медиаобразование далеко не исчерпывается.
В то же время успешные первые шаги по внедрению медиаобразования в России, как и активное участие в этом процессе ученых и представителей профессионального сообщества дают основания ожидать дальнейшего успешного развития медиаобразования в нашей стране.
Важность этой задачи является очевидной, так как высокий уровень медиаобразованности и вследствие этого осведомленность граждан в современном мире необходим для укрепления демократии и ускорения экономического роста, а лучше понимания функционирования медиа-сферы будет вести к повышению требований граждан к медиа и вследствие этого – к повышению их качества.
Зарубежные и отечественные концепции медиаобразования
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.