Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Зарубежная экономика в условиях кризиса

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

12

ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНЯ И ПРАВА (г. Казань)»

КОЛЛЕДЖ

Кафедра маркетинга и экономики

Курсовая работа

по дисциплине «Экономика организации»

по теме « Зарубежная экономика в условиях кризиса »

Выполнила: Матвеева Кристина Александровна

студентка 2 курса гр.432/9

Проверил:

Семенова М.Б.

Казань 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Экономические кризисы в мировой экономике

1.1 Понятие экономического кризиса

1.2 Виды кризисов

2. Анализ зарубежной экономики в условиях кризиса

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема циклических колебаний экономики особенно не давала покоя экономистам. В столь неточной науке, как экономика, любая четкая зависимость ценится очень дорого. Поэтому неудивительны настойчивость и энтузиазм, с которыми экономисты пытались обосновать изменения экономических систем. Возможность прогнозировать ситуацию исходя из обоснованных закономерностей – мечта любого человека, непосредственно связанного с деньгами.

Первые исследования по подобной проблематике относятся к началу XIX века. С тех пор – от Мальтуса до настоящих времен – обнаружено почти полторы тысячи различных типов экономических циклов.

Еще в ХVIII веке выдающимся французским ученым Франсуа Кенэ в основу первой воспроизводственной модели была положена методология повторения производственных процессов, их воспроизводства на каждом новом витке времени. Но саму идею экономических циклов впервые сформулировал другой французский ученый Клемент Жюгляр в середине ХІХ столетия. До этого внимание экономистов привлекали не циклы, а только кризисы. Они рассматривались не как составляющие части циклического развития хозяйства, а как признаки социально-экономического катаклизма, который надвигается как волна цунами, масштабы негативных последствий которой неизвестны.

Цикличность, как форма движения рыночной экономики, выражается в непрерывных колебаниях деловой активности, взлётах и падениях рыночной конъюнктуры. Экономика развивается циклически – экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Кризис экономики – это сокращение производства, безработица, падение уровня жизни, рост преступности, дефолт по социальным гарантиям государства и стагфляция.

Задача предотвращения негативного влияния спада и рецессии на экономику может быть решена только после выявления причин долгосрочных колебаний социально-экономического развития. В данной работе исследуются причины возникновения экономических циклов, что очень важно для сглаживания амплитуды их колебаний, с целью предупреждения, смягчения и преодоления влияния кризиса на экономику.

Актуальность данной работы вызвана необходимостью понять природу и механизмы великих экономических потрясений – а именно с таким явлением мы имеем дело сейчас.

Целью данной работы является изучение зарубежной экономики в условиях кризиса.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи теоретического и прикладного характера:

– изучить экономические кризисы в мировой экономике;

– проведение анализа зарубежной экономики в условиях кризиса.

Объектом в данной работе является зарубежная экономика. Предмет – зарубежная экономика в условиях кризиса.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие экономического кризиса

Понятие кризис имеет много уровней и трактовок. Выражение “кризис” происходит от греческого слова “crisis”, которое означает “приговор, решение по какому-либо вопросу или в сомнительной ситуации”. Также может означать “выход, решение конфликта”. Но современное значение слова наиболее частое применение находит у Гиппократа и врачей: кризис означает решающую фазу развития болезни. В 17-18 в.в. понятие кризис стало применяться и в отношение к процессам, происходящим в обществе, как то военные, политические кризисы, при этом использовалось почти не измененное значение кризиса, взятое из медицины. И, наконец, в 19 веке значение перешло в экономику. “Классическое” экономическое понятие кризиса, сформировавшееся в то время, означает не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе, характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами.

Экономический кризис – нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Основные виды – кризис недопроизводства и кризис перепроизводства. Кризис недопроизводства, как правило, вызывается внеэкономическими причинами и связан с нарушением нормального хода (экономического) воспроизводства под влиянием стихийных бедствий или политических действий (различных запретов, войн и т.п.).

Кризис перепроизводства, известный так же как «циклический» кризис появляется в рыночной индустриальной экономике, первоначально в Англии в 18 веке.

Кризис перепроизводства является фазой экономического цикла. Он порождает депрессивный процесс в экономической конъюнктуре и может вести к рецессии.

Результатом экономического кризиса является уменьшение реального валового национального продукта, массовые банкротства и безработица, снижение жизненного уровня населения.

Кризис – важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Таким образом, цикличность как форма движения рыночной экономики имеет своим эпицентром кризис, в котором обнаруживаются и предел, и импульс роста экономики.

Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития.

Кризисы ХIХ и начала ХХ столетий проходили по единому драматическому сценарию. Рынок, впитывавший беспрепятственно все производимые товары, в какое-то время оказывался переполненным, но товары продолжали поступать. Спрос же постепенно начинал уменьшаться, он отставал от предложения, и, наконец, почти прекращался. Спрос падал, а между тем множество предприятий все еще продолжали работать в силу инерции и выбрасывали на рынок все новые и новые партии товаров. Стремительно падали цены. Начинались ликвидации и крахи, причем, прежде всего, гибли финансовые и кредитные учреждения, банки. В условиях нехватки ликвидности для расплаты по долгам банки повышали ссудный процент, кредит становился недоступным для основной массы предпринимателей. Начинали разоряться уже крупные предприятия, останавливались фабрики, заводы. Так, или, во всяком случае, почти так проходили кризисы в 1825 году в Англии, в 1836 году в Англии и США, в 1841 году в США. Кризис 1847 года охватил уже США, Англию, Францию и Германию. Следующий за ним кризис 1858 года явился, по сути, первым мировым циклическим кризисом. После этого экономические кризисы сотрясали мировую экономику в 1873, 1882, 1890 годах.

Надо заметить, что кризисы несут в себе и свое лечение. По мере развития кризиса, цены на товары падали ниже и ниже, создавая тем самым возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса. После первой мировой войны циклические кризисы продолжали регулярно сотрясать мировую экономику, однако, характер их стал иным. Грандиозный биржевой крах в “черный” вторник 29 октября 1929 года положил начало кризису, или Великой депрессии 1929-1933 гг., который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты – вот далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими. Однако кризис 1929 года заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий. Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния. Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влиянием государственного воздействия меняется механизм циклического движения. Действующая в условиях регулируемой рыночной экономики комплексная система постоянного государственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуется высоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкими масштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства, развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер.

Так, механизм современных рыночных циклов сочетает в себе кризис и инфляцию. Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов. Инфляция спроса представляет собой тенденцию к повышению уровня цен вследствие увеличения совокупного спроса, то есть готовности больше платить за тот же набор благ. Как правило, такая вроде бы нелогичная ситуация возникает в период оживления и ожидания увеличения финансовых доходов в обозримом будущем, объясняемая, например, просто “стадным чувством”, изменением его настроя. Текущий спрос на деньги при этом увеличивается и если предложение денег приводится в соответствие с ним, то тенденция закрепляется и тогда увеличение объёмов сделок, то есть реальное оживление, требует дополнительной эмиссии денег.

Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства развитых стран искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

1.2 Виды кризисов

Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по трем разным основаниям.

1) по масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах.

Мировые кризисы определяются охватом как отдельных отраслей и сфер хозяйственной деятельности в мировом масштабе, так и всего мирового хозяйства.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики. Частичные кризисы сопряжены с падением экономической активности в рамках крупных сфер деятельности. В частности, речь идет о денежном обращении и кредитах, банковской системе, фондовом и валютном рынках. Так, финансовый кризис – глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах (когда расходы государства превышают его доходы). Крайним проявлением финансового краха является – неплатежеспособность государства по иностранным займам (во время мирового экономического кризиса 1929-1933 годов прекратили платежи по внешним займам Великобритания, Франция, Германия, Италия. В 1931 г. США на год отсрочили все платежи по внешним долгам). В августе 1998 г. финансовый кризис огромной силы разразился в России. В настоящее время актуальной проблемой современной российской экономики является начавшийся в 2008 году и продолжающийся до сих пор мировой финансовый кризис.

Денежно-кредитный кризис – потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также снижение нормы банковского процента.

Валютный кризис выразился в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценивании валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

Биржевой кризис – резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

Кризисные явления в экономике могут охватывать отдельные, но взаимосвязанные сферы, это – конвергентные кризисы. В таком случае изменению подвергаются параметры, характеризующие развитие конкретной сферы, отрасли экономики. В результате эти кризисы способны усиливать друг друга и в конце концов превращаться в так называемый системный кризис, охватывающий экономику в целом, что выражается в соответствующем изменении макроэкономических агрегатов.

Конвергентные кризисы могут существовать изолированно, не привлекая внимания, то есть в этом случае их присутствие в экономике выражается в снижении качество отдельных подсистем без существенного влияния на макроэкономические показатели.

2) по регулярности нарушения равновесия в экономике.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени.

Циклические кризисы – это периодически повторяющиеся спады общественного производства, вызывающие парализацию деловой и трудовой активности (деятельности) во всех сферах народного хозяйства и дающие начало новому циклу хозяйственной деятельности.

3) по характеру нарушения пропорций воспроизводства выделяют два вида кризисов:

– кризис перепроизводства товаров – выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта;

– кризис недопроизводства товаров острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.

2. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Развитие экономик разных стран мира свидетельствует о том, что одной из главных проблем в условиях кризиса является накопление капитала. Влияние определяющих составных частей кризисной экономики ставит под сомнение возможности накопления капитала с помощью обычных “некризисных” средств. Вместе с тем даже во времена кризиса следует внимательно относиться к имеющимся инструментам привлечения капитала.

В течение времени, которое предшествовало мировому финансовому кризису 2008-2009 годов, в мире происходили достаточно позитивные процессы поступления инвестиций и кредитов. Тридцать самых крупных развивающихся стран получили в 2007 году 782 млрд долларов частных инвестиций и кредитов.

По подсчетам Института международных финансов (ИБ), поступления частного капитала в страны, которые развиваются, выросли в 2007 году на 37%. Прямые инвестиции, полученные 30 самыми крупными развивающимися экономиками, выросли в 1,5 раза, ссуды от банков – на 26%.

Экономики, которые растут, оказались более щедрыми инвесторами: их международные резервы выросли на 950 млрд долларов – до 3,7 трлн долларов, что превышает их совокупный долг. Развивающиеся страны инвестировали за год 1,35 млрд долларов, став весомым источником капитала для западных банков.

Именно кризисное развитие экономики выступало как толчок для поиска новых нетрадиционных путей накопления капитала для его последующего инвестирования.

Аналогичным способом происходит также поиск возможностей для привлечения инвестиций, которые имеют иностранное происхождение.

Внутренние формы накопления капитала связаны преимущественно с негосударственным микроуровнем и характеризуются соответствующими организационными структурами.

Традиционной институционной формой накопления капитала являются банковские учреждения. В условиях развития кризиса ведущую роль приобретают специализированные банковские учреждения.

Страны с переходной экономикой имеют опыт использования такой организационной структуры, как банки развития развивающихся стран. Их возникновение было связано именно с отсутствием необходимых объемов капитала для осуществления инвестиций в национальную экономику, а главной целью создания было решение проблемы накопления капитала. Эти банки представляют собой специализированные полугосударственные инвестиционные учреждения, которые занимаются долгосрочным кредитованием промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей. При развитости национального рынка ценных бумаг банки осуществляют покупку-продажу ценных бумаг как на фондовом рынке, так и за его пределами.

В отличие от коммерческих банков банки развития не принимают депозиты вкладчиков, не осуществляют расчетных и платежных операций и не осуществляют краткосрочного кредитования. В течение последних пятнадцати лет в странах, которые развиваются, действовало около 300 банков такого типа и их филиалов. Чаще всего по форме создания ведущая роль в банке принадлежит государству, и только в ряде стран Латинской Америки частные учреждения долгосрочного кредитования возникли и начали функционировать раньше государственных. Как правило, владельцем акций банка развития является центральный банк страны, который является также гарантом его обязательств. Если банки развития являются полугосударственными или собственностью частного капитала, они чаще имеют ограниченный круг акционеров или не являются государственными обществами.

Наряду с долгосрочным кредитованием банки развития принимают участие в акционерном капитале создаваемых предприятий, гарантируют акции и ценные бумаги, которые выпускаются, а также кредиты и ссуды, предоставляемые им из других источников. В частности, банки развития рефинансируют кредиты, которые предоставляются коммерческими банками на развитие отраслей с долгим циклом освоения капиталовложений; изучают финансовые возможности практической реализации технических проектов и определяют их рентабельность; осуществляют расчеты, принимают участие в руководстве создаваемых предприятий, берут на себя часть руководящих функций.

Пассивы банков развития в большей степени формируются за счет государственных ресурсов, а также внешних источников ссуд Всемирного банка, Международной финансовой корпорации и других международных учреждений, в том числе региональных банков. В странах, где преобладает государственный сектор экономики, банки развития связаны с осуществлением общегосударственных программ и имеют определенное доминирующее положение в стране. Например, Банк развития Алжира в 1970-х годах своими кредитами покрывал до 30% всех вложений в основной капитал и

Страны с переходной экономикой имеют опыт использования такой организационной структуры, как банки развития развивающихся стран. Их возникновение связано именно с отсутствием необходимых объемов капитала для осуществления инвестиций в национальную экономику, а главной целью создания было решение проблемы накопления капитала.

Удельный вес кредитов банков развития и аналогичных институтов в общем объеме внутренних ссуд и кредитов колеблется от 5 до 30%, причем максимальная величина характерна в основном для самых больших и развитых стран.

В странах, где государственный сектор не доминирует, банки развития осуществляют экономическое стимулирование частного предпринимательства. При этом следует отметить, что если в начале объекты финансируются за счет бюджетных субсидий и кредитов, то потом такие объекты передаются в частный сектор. В случаях, когда созданное предприятие невозможно передать в частный сектор, оно остается на балансе банка, который выступает как холдинг-компания.

Удельный вес кредитов банков развития и аналогичных институтов в общем объеме внутренних ссуд и кредитов колеблется от 5 до 30%. Максимальной величины этот показатель достигает в основном в самых больших и развитых в экономическом плане странах. В первую очередь к ним относятся те, которые имеют развитую сеть специализированных кредитных учреждений: Индия, Нигерия, Бразилия, Аргентина, Гана и другие страны. Вместе с тем, деятельность банков развития как учреждений, которые призваны накапливать капитал, осложняют технические недостатки инвестиционных проектов, их невысокая рентабельность, многочисленные случаи невозврата средств сторонами, которые берут ссуды.

В связи с замедлением темпов экономического роста и усилением нестабильности на глобальных финансовых рынках остро встал вопрос о необходимости стимулирования кредитования экономики и, прежде всего, её реального сектора. В научной литературе сложившуюся ситуацию характеризуют как кредитный кризис, под которым понимают ухудшение условий предоставления кредитов или ограничение доступа субъектов хозяйствования к кредитным ресурсам в связи с сокращением объёмов кредитования и повышением стоимости кредитных ресурсов.

Таблица 2.1

Прогнозный рейтинг стран по размеру ВВП, рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС), в постоянных ценах 2014 года, выраженных в долларах США.

2014

2030

2050

Место по ППС

Страна

ВВП по ППС, $ в ценах 2014 года

Страна

Прогноз ВВП по ППС, $ в ценах 2014 года

Страна

Прогноз ВВП по ППС, $ в ценах 2014 года

1

Китай

17 632

Китай

36 112

Китай

61 079

2

Соединённые Штаты Америки

17 416

Соединённые Штаты Америки

25 451

Индия

42 205

3

Индия

7 277

Индия

17 138

Соединённые Штаты Америки

41 384

4

Япония

4 788

Япония

6 006

Индонезия

12 210

5

Германия

3 621

Индонезия

5 486

Бразилия

9 164

6

Россия

3 559

Бразилия

4 996

Мексика

8 014

7

Бразилия

3 073

Россия

4 854

Япония

7 914

8

Франция

2 587

Германия

4 590

Россия

7 575

9

Индонезия

2 554

Мексика

3 985

Нигерия

7 345

10

Великобритания

2 435

Великобритания

3 586

Германия

6 338

11

Мексика

2 143

Франция

3 418

Великобритания

5 744

12

Италия

2 066

Саудовская Аравия

3 212

Саудовская Аравия

5 488

13

Южная Корея

1 790

Южная Корея

2 818

Франция

5 207

14

Саудовская Аравия

1 652

Турция

2 714

Турция

5 102

15

Канада

1 579

Италия

2 591

Пакистан

4 253

16

Испания

1 534

Нигерия

2 566

Египет

4 239

17

Турция

1 512

Канада

2 219

Южная Корея

4 142

18

Иран

1 284

Испания

2 175

Италия

3 617

19

Австралия

1 100

Иран

1 914

Канада

3 583

20

Нигерия

1 058

Египет

1 854

Филиппины

3 516

21

Таиланд

990

Таиланд

1 847

Таиланд

3 510

22

Египет

945

Пакистан

1 832

Вьетнам

3 430

23

Польша

941

Австралия

1 707

Бангладеш

3 367

24

Аргентина

927

Малайзия

1 554

Малайзия

3 327

25

Пакистан

884

Польша

1 515

Иран

3 224

26

Нидерланды

798

Филиппины

1 508

Испания

3 099

27

Малайзия

747

Аргентина

1 362

Южная Африка

3 026

28

Филиппины

695

Вьетнам

1 313

Австралия

2 903

29

Южная Африка

683

Бангладеш

1 291

Колумбия

2 785

30

Колумбия

642

Колумбия

1 255

Аргентина

2 455

31

Бангладеш

536

Южная Африка

1 249

Польша

2 422

32

Вьетнам

509

Нидерланды

1 066

Нидерланды

1 581

Источник: База данных МВФ «Перспективы развития мировой экономики» (по состоянию на октябрь 2014 года) для расчёта показателей за 2014 год; прогнозные оценки PwC на 2030 год и 2050 год.

В таблице 2.2 представлены среднегодовые темпы роста реального ВВП, на основании которых составлен прогнозируемый рейтинг стран с выделением двух составляющих: роста численности населения и роста среднего дохода на душу населения.

Таблица 2.2

Прогнозируемые средние темпы роста реального ВВП, процентов в год, 2015-2050 годы

.

Страна

Средние темпы роста численности населения

Средние темпы роста реального ВВП на душу населения

Средние темпы роста реального ВВП

Нигерия

2,5%

2,9%

5,4%

Вьетнам

0,3%

5,0%

5,3%

Бангладеш

0,7%

4,4%

5,1%

Индия

0,7%

4,2%

4,9%

Филиппины

1,3%

3,2%

4,5%

Индонезия

0,7%

3,7%

4,3%

Пакистан

1,1%

3,3%

4,3%

Южная Африка

0,5%

3,7%

4,2%

Египет

1,1%

3,1%

4,1%

Малайзия

0,9%

3,2%

4,1%

Колумбия

0,7%

3,4%

4,1%

Мексика

0,6%

3,0%

3,6%

Таиланд

-0,2%

3,7%

3,5%

Китай

0,0%

3,4%

3,4%

Турция

0,6%

2,7%

3,3%

Саудовская Аравия

0,9%

2,4%

3,2%

Бразилия

0,4%

2,6%

3,0%

Аргентина

0,6%

2,1%

2,7%

Австралия

1,0%

1,7%

2,7%

Польша

-0,3%

2,9%

2,6%

Иран

0,7%

1,8%

2,5%

Соединённые Штаты Америки

0,6%

1,8%

2,4%

Великобритания

0,4%

2,0%

2,4%

Южная Корея

0,1%

2,2%

2,3%

Канада

0,7%

1,6%

2,2%

Россия

-0,5%

2,6%

2,1%

Франция

0,3%

1,6%

1,9%

Испания

0,1%

1,9%

1,9%

Нидерланды

0,0%

1,9%

1,9%

Италия

-0,1%

1,6%

1,5%

Германия

-0,4%

1,9%

1,5%

Япония

-0,5%

1,8%

1,4%

Источник: Анализ PwC с учетом прогнозов численности населения, сделанных специалистами ООН.

Представленные в таблицах 2.1 и 2.2 прогнозные оценки позволяют выявить важные моменты в отношении не только Китая и Индии, но и других стран:

Страны с формирующейся рыночной экономикой, такие как Индонезия, Бразилия и Мексика, имеют потенциал для того, чтобы к 2030 году обойти Великобританию и Францию по размеру ВВП, причём Индонезия к 2050 году может подняться на четвёртое место в мировом рейтинге, если она продолжит осуществлять политику, направленную на создание условий для экономического роста в стране.

В долгосрочной перспективе Нигерия, Вьетнам и Филиппины займут гораздо более высокие места в мировом рейтинге стран по размеру ВВП, что отражает их относительно высокие среднегодовые темпы роста (по прогнозам они составят 4,5-5,5% в год) до 2050 года.

Прогнозируется, что среднегодовые темпы роста Малайзии до 2050 года также будут находиться на уровне 4%. По этому показателю Малайзия стоит в рейтинге выше Китая, среднегодовые темпы роста которого за этот же период составят около 3,5%. Это впечатляющий результат для страны, которая уже достигла среднего уровня дохода на душу населения.

Экономика Колумбии, согласно прогнозам PwC, тоже будет расти темпами на уровне 4% в год до 2050 года, что значительно выше темпов роста более крупных соседних стран Южной Америки, таких как Бразилия и Аргентина.

Согласно прогнозам, самые медленные темпы роста среди всех 32 стран будут у Японии, что частично вызвано устойчивым снижением численности населения. В результате прогнозируется, что к 2050 году Япония опустится в мировом рейтинге стран по размеру ВВП с четвёртого на седьмое место.

Налицо тенденция ухудшения позиций европейских стран в рейтинге. В течение рассматриваемого периода до 2050 года средние темпы роста крупнейших стран еврозоны прогнозируются на уровне 1,5-2% в год.

Из крупных стран-членов Европейского Союза самые высокие темпы роста будут у Польши, которая обойдет Россию с точки зрения долгосрочного роста.

В докладе также приводятся оценки PwC относительно доли стран в мировом ВВП по ППС на основании сделанных прогнозов (исходя из допущения о том, что темпы роста группы небольших по размеру ВВП стран, которые не были включены в модель, в среднем равны темпам роста группы из 32 крупнейших стран, включённых в исследование). Прогноз доли стран в мировом ВВП по ППС показывает, что:

Доля Китая в мировом ВВП, согласно прогнозам, стабилизируется на уровне 20% (с середины 2020-х годов и до конца рассматриваемого периода) в результате снижения темпов роста китайской экономики до среднемировых.

Доля США будет постепенно уменьшаться примерно с 17% в настоящее время до примерно 14% к 2050 году, тогда как доля Индии может удвоиться с нынешних 7%, и к середине XIX века ВВП Индии почти сравняется с ВВП США, рассчитанным по ППС.

Общая доля стран Европейского Союза в мировом ВВП уменьшится с 17,5% в настоящее время до всего лишь 12% к 2050 году. Прогноз сделан исходя из допущения о том, что темпы роста ВВП всего Европейского Союза будут равны совокупным темпам роста семи крупнейших стран Европы, включённых в исследование.

Комментирует Джон Хоксуорт: «Европа должна приложить усилия к тому, чтобы улучшить свои результаты, иначе она останется позади всех в результате происходящих изменений в расстановке сил в мировой экономике. Эти изменения возвращают нас в ситуацию, при которой ведущая роль в мировой экономике принадлежала странам Азиатского региона. Последний раз такая ситуация наблюдалась до промышленной революции. Возможно, США покажут более высокие результаты, если смогут остаться мировыми лидерами в области новейших технологий».

Следует отметить, что прогнозы сделаны исходя из допущения о том, что страны с развивающейся рыночной экономикой продолжат осуществлять политику, направленную на создание условий для экономического роста. На практике, возможно, не все они будут проводить такую политику, поэтому не все эти страны реализуют потенциал, указанный в прогнозах роста, сделанных Pw C. В то же время некоторые страны могут превзойти прогнозные показатели при условии, что им удастся ускорить темпы роста инвестиций и реализацию институциональных реформ.

Рынок ценных бумаг будет подвергаться изменениям. Это сопряжено с неизбежностью новых модификаций рыночных отношений (особенно с тем, что рынок приобретает всё более остроконкурентный характер). Существенно меняется ситуация на рынке ценных бумаг с принятием ГК РФ, федеральных законов о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах, о защите законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Более высокие темпы роста капитализации российского фондового рынка в период с 2011 по середину 2014 года объясняются существенным отставанием капитализации рынка от фундаментальных факторов развития экономики в предыдущие годы и недооцененностью российских активов в целом.

Рис. 2.1. Основные макроэкономические показатели

После роста капитализации российского фондового рынка, который мы наблюдали с момента достижения им дна в конце 2008 года, рынок по-прежнему остается сильно недооцененным. Фактически капитализация российского фондового рынка с конца 2009 года находится примерно на одном уровне, при этом суммарная чистая прибыль предприятий России за этот срок выросла почти в 1,9 раза, а ВВП России вырос в 1,7 раза. На конец 2013 года коэффициент РЕ для российского фондового рынка равнялся всего 4,6. Это является одним из самых низких значений по сравнению с другими странами (15-17 для США и Западной Европы, 9-10 для стран с развивающейся экономикой), что говорит об очень низкой стоимости российских компаний и высоком потенциале роста фондового рынка.

Уровень монетизации российской экономики (М2/ВВП) остается крайне низким. По итогам 2007 этот показатель составлял 40%, в конце 2008 только 32,5%, а по итогам 2013 года монетизация экономики составила 43,7%. В то же время значение этого показателя в развитых экономиках колеблется в диапазоне 80-100%, а у растущей экономики Китая – около 160%. Фактически в этих условиях российской экономике едва хватает денежной массы для ведения текущей деятельности, не говоря уже о справедливой оценке стоимости активов и инвестициях в основной капитал.

Согласно опросам международных инвесторов, российский фондовый рынок по-прежнему воспринимается инвесторами как один из наиболее недооценённых рынков в мире. Это позволяет надеяться на то, что при изменении отношения иностранных инвесторов на российский рынок может прийтись большой объем вложений.

кризис экономика покупательный капитализация

Рис. 2.2. Иностранные инвестиции

Приток иностранных и отечественных инвесторов на рынок будет происходить в том числе и через компании, управляющие инвестиционными фондами.

Снижение доходностей банковских депозитов может привести к увеличению интереса населения к вложениям в ценные бумаги и недвижимость. Дополнительным фактором усиливающим эту тенденцию может стать решение о выплате 25% чистой прибыли в виде дивидендов для компаний с государственным участием, а также ориентация на повышение капитализации и рентабельности собственного капитала, как основных критериев оценки эффективности деятельности крупных компаний с государственным участием.

Таким образом, российский фондовый рынок по-прежнему является одним из наиболее интересных и недооцененных рынков в мире;

– основными драйверами роста российского фондового рынка в ближайшие годы станут: ориентация на капитализацию и меры по улучшению корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием, а также рост прибылей корпораций;

– снижение доходностей банковских депозитов может привести к увеличению интереса населения к вложениям в ценные бумаги;

– расчетный уровень индекса ММВБ на конец 2014 года – 2 606.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, цикличность выступает как форма движения национальной экономики и мирового хозяйства в целом. Современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Урок ошибок и кризисов 2008 года доказал всем, что пора действовать. Нужно радикально реформировать политическую и экономическую системы. Россия, во всяком случае, будет на этом настаивать и взаимодействовать на этом направлении с Соединенными Штатами Америки, с ЕС, с государствами БРИК, со всеми заинтересованными сторонами.

Экономический кризис ещё далек от завершения. Россия выбрала свой, особенный путь преодоления кризиса, формируя современную самостоятельную финансовую систему, способную противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач, таких как сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости национальной валюты.

Проанализировав написанное, можем сделать выводы, что:

1. Условием устойчивого и стабильного развития экономики является общее равновесие, означающее согласованное развитие всех сфер экономической системы – рынков товаров и услуг, рынков рабочей силы, денег, капиталов.

Оно достигается в ходе взаимодействия и взаимоприспособления всех сфер, элементов, факторов производства.

2. Формой развития рыночной экономики является цикличность, т.е. непрерывные колебания деловой активности, взлеты падения рыночной конъюнктуры, чередование преимущественно экстенсивного (фаза подъема) и преимущественно интенсивного (после кризиса) типов экономического роста.

Эпицентр циклического движения – экономический кризис, в котором обнаруживается предел и в то же время импульс роста экономики.

3. Глубинным процессом, влияющим на длительность и глубину циклических колебаний, является движение инвестиций. Кризис образует исходную базу для новых массовых капиталовложений, становится толчком к массовому обновлению основного капитала в малых и средних (до 10-11 лет) и внедрению базовых нововведений в больших циклах. В нормально действующей рыночной экономике мотивом инвестиционной деятельности является достаточная прибыль частного предпринимательства.

Таким образом, каждый экономический цикл в неблагоприятных фазах создает мощные стимулы для инновационной активности и, напротив, в периоды подъемов сдерживает развитие радикальных революционных инноваций. С этих позиций становится объяснимым парадоксальный факт, что кризис создает мощный поток нововведений, пробуждает творческую активность, рождает принципиально новые технологии.

В каждый данный момент все перечисленные циклы накладываются друг на друга, более продолжительные «вбирают» в себя, поглощают более короткие.

Вследствие исключительной важности проблемы, рассматриваемой в данной работе, средства массовой информации уделяют ей большое внимание. Публикуется множество аналогичных статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации и в ближайшее время и на долгосрочную перспективу. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., – М.: “ИНФРА-М” – 2012, – с. 432.

Артюхин Р.Е. Федеральное казначейство: итоги и задачи / Р.Е. Артюхин // Финансы. – 2012. – № 3. – С. 3-8

Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник для вузов / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов, авт. предисл. А.Л. Кудрин, ред. М.П. Афанасьев. – М.: ЮРАЙТ, 2012. – с. 177. – (Университеты России)

Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов: учебное пособие / М.П. Афанасьев, И.В. Кривогов, авт. предисл. А.Л. Кудрин. – М.: ГУ-ВШЭ , 2011. – 439 с.

Барулин С.В. Финансы : учебник / С.В. Барулин . – М. : КноРус , 2010. – 640 с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для вузов / Е.Ф. Борисов . – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Проспект , 2011. – 535 с.

Горина Н.М. Заверяем отчетность / Н. М. Горина / / Бюджетный учет. – 2009. – N 4. – С. 28-32

Государственные и муниципальные финансы : учебник / ред. С. И. Лушин, ред. В.А. Слепов . – М.: Экономистъ, 2010. – 761 с. – (Homo faber)

Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / ред. Г.Б. Поляк . – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 319 с.

Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие для вузов / Л.С. Гринкевич, [и др.]. – М.: КноРус , 2011. – 551 с.

Данилина И.Н. Теоретические и методологические подходы к совершенствованию казначейства в современной экономической системе: автореферат диссертации … канд. экон. наук : 08.00.01 / И.Н. Данилина. – Чебоксары: [б. и.], 2011. – 23 с.

Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: учебное пособие для вузов / Н.Б. Ермасова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. образование , 2011. – 516 с. – (Основы наук)

Заболонкова О. Порядок доведения бюджетных данных / О. Заболонкова / / Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2009. – N 4. – С. 57-70

Заболонкова О. Силовые министерства и ведомства – администраторы доходов / О. Заболонкова / / Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. – N 6. – С. 37-50

Зайков В.П. Финансы : конспект лекций / В.П. Зайков. – Ростов н/Д: Феникс , 2012. – 283 с. – (Зачет и экзамен)

Купцов М.М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / М. М. Купцов. – М.: РИОР, 2011. – 142 с.

Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов / И.В. Липсиц. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л , 2011. – 656 с. – (Высшее экономическое образование)

Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник, 2012. – 672 с.

Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КноРус , 2013. – 428 с.

Матвеева Т.Ю. Макроэкономика: Курс лекций для экономистов, – М., 2011. – 314 с.

Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник / И.Н. Мысляева . – 2-е изд . – М. : ИНФРА-М , 2010. – 359 с. – (Высшее образование)

Нешитой А.С. Финансы : учебник для вузов по экономическим специальностям / А.С. Нешитой . – Изд. 7-е, перераб. и доп . – М. : Дашков и К’ , 2010. – 510 с.

Носова С.С. Экономическая теория : учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус , 2011. – 792 с.

Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов / Л.М. Подъяблонская . – М. : ЮНИТИ-ДАНА , 2009. – 559 с.

Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник для вузов / Л.М. Подъяблонская. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 407 с.

Финансы и кредит : учебник для вузов / ред. М.В. Романовский, ред. Г.Н. Белоглазова . – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Высш. образование , 2012. – 609 с.

Финансы, налоги и кредит : учебник / ред. И.Д. Мацкуляк . – Изд. 2-е, доп. и перераб . – М. : Изд-во РАГС , 2011. – 655 с. – (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации)

Финансы: учебник для вузов / ред. А.Г. Грязнова, ред. Е.В. Маркина. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 501 с.

Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜