Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом. Главным составителем документа историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию. «Русская Правда» включает в себя нормы наследственного, процессуального, уголовного и торгового характера. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни.
В группе зависимых выделяется довольно большое количество категорий населения.
Наиболее привилегированной группой среди зависимых людей являются так называемые ратайные старосты и княжьи кормильцы. Это старосты, занимающиеся управленческими делами.
Низшее положение занимали закупы, смерды и рядовичи. При этом зависимого смерда не стоит путать со смердом-общинником, который находился в промежуточном положении на «лестнице зависимости», а потому обладал некоторыми правами и возможностями.
Зависимый же смерд — это простой крестьянин, имущество которого наследовал князь.
Закупами называли людей, ставших рабами из-за долговой кабалы. Это зависимые русичи, взявшие «купу» — долг, который впоследствии не смогли отдать.
Рядовичи, в свою очередь, заключали с феодалом «ряд» — специальный договор, по которому получали обязанности по обработке земли.
К самой бесправной и наиболее зависимой категории людей относятся холопы. В Киевской Руси они близки по статусу к рабам, однако, по утверждениям многих историков, таковыми не являлись.
По «Русской Правде» правовое положение социальных групп, близких к холопским, имело статус не субъекта, а объекта права.
За убийство собственного холопа никаких штрафов не было. За чужого платили 12 гривен. Здесь же стоит вспомнить цену жизни простолюдина, которая составляла, согласно рассматриваемому документу, 40 гривен. Разница между свободными людьми и холопами очевидна. Холопство проявлялось во многих видах.
Зависят группы холопов от того, как именно тот или иной человек приобрел данный статус.
Например, совершивший тяжкое преступление закуп обращался в обельное (полное) холопство, которое передавалось по наследству. То же касается несостоятельности в уплате долга. Порой положенная к уплате сумма могла быть настолько велика, что должник сразу же становился не закупом, а холопом.
Не стоит путать холопов с челядинами. Так называемая челядь приобретала полурабский статус в результате пленения, которое часто применялось во время военных походов. Челядинов на Руси было невероятно много. Почти каждая семья, глава которой участвовал в военном походе, имела при себе одного иноземного раба.
Сборник уголовных норм Положения, регламентирующие наказания за преступления или проступки, наилучшим образом отражают правовое неравенство различных категорий населения. Субъектом преступления в Киевской Руси считался любой человек, кроме холопа.
«Русская Правда» не предусматривала возраста уголовной ответственности для людей. Однако в документе уже отражалось понятие соучастия. Основным преступлением в документе является «татьба», то есть кража. Худшим видом татьбы считалось конокрадство. Не меньшее внимание уделялось убийству. Самым частым видом наказания за убийство или побои был штраф. Сумма его разнилась в зависимости от того, к какой категории населения относится человек. Гражданско-правовые нормы Древнерусское законодательство знало обширную и качественную гражданскую систему. Немалое внимание в «Русской Правде» уделяется праву собственности.
Феодал обладал полным имущественным правом на производственные средства и неполной собственностью на работника. За порчу имущества виновник должен был уплатить штраф и возместить ущерб. Была развитой и договорная система. Именно она формировала и закрепляла правовое положение населения Древней Руси. Люди брали долги, попадали в зависимость, после чего заключали ряд или купу.
На основании изложенного следует, что «Русская правда» способствовала установлению той общественной системы, которая сохранялась на протяжении многих последующих веков.
Закрепощение крестьян в России в 9-17 вв.
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.