С дальнейшим развитием товарно-денежных отношений необходимо было разорвать продажи и покупки во времени и пространстве, тогда как рыночные характеристики только как торгового места не отражают реалий, так как сформировалась новая структура социального производства – сфера обращения. В результате образовалось новое толкование рынка как обмена, который организован в соответствии с законодательством о товарном производстве и денежном обращении, как форма товарной валютной биржи.
Если рассматривать предметную часть рыночных отношений на рынке, то возникает новое определение рынка как группы покупателей (Ф. Котлер в книге «Основы маркетинга») или любая группа людей вступают в тесные деловые отношения и заключают разнообразные сделки относительно любого товара (А. Маршалл в «Принципах экономической теории).
Но это только один аспект рынка, и это определение рынка является неполным, поскольку они не охватывают весь субъект рынка (производитель, потребитель и посредник) и не включают в себя производство, распределение, потребительские отношения в сфере обращения.
Сегодня рынок рассматривается как вид экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Существует два типа экономических отношений:
1) натурально-вещественные, безвозмездные связи, согласно наличествующему объему и структуре потребностей;
2) товарные отношения осуществляются через рынок.
Последние отношения характеризуются взаимным согласием обменных сторон, равноценным наказанием, свободным выбором партнеров, наличием конкуренции. Товарные (рыночные) отношения возможны только на основании свободно купленных и проданных товаров и услуг. Прямое жесткое финансирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и др.) указывает на искажение рыночных отношений.
Рынок является обязательным компонентом товарной экономики. По словам Н. Бухарина, рынок – это обратная сторона товарного производства, основа рыночной экономики. Без товарного производства не было бы рынка, без рынка не было бы товарного производства. Понятие «рынок» многогранно и разносторонне, и с развитием социального производства и оборота эта концепция неоднократно менялась.
Изначально рынок считался базаром, местом розничной торговли, рыночной площадью. Это обусловлено тем, что рынок появился во время распада первобытного общества, когда обмены между общинами только становились более-менее регулярными, только обретали вид товарного обмена, который проводился в определенных местах. С развитием ремесел и городов, торговля, рыночные отношения расширялись, под рынки были отведены определенные места, рыночные площади. Это понимание рынка даже в наше время сохраняется как одно из значений слова.
С дальнейшим развитием обмена товарами, появлением денег, активизацией товарно-денежных отношений необходимо было разорвать продажи и покупки во времени и пространстве, тогда как рыночные характеристики только как торгового места не отражают реалий, так как сформировалась новая структура социального производства – сфера обращения. В результате появились новые представления о рынке как форме товарно-сырьевой биржи (обращения), являющейся наиболее распространенной в отечественной экономической литературе. С появлением товара «рабочая сила» рынок становится все более распространенным, он все более проникает в само производство: покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства.
Очень важны рыночные характеристики сферы воспроизводства. Понятие «рынок» распространено на понимание его как элемента воспроизводства всего социального продукта, как формы реализации движения основных компонентов этого продукта. Существует определение рынка: «совокупность экономических отношений, через которые осуществляется обращение социальных продуктов в товарно-денежной форме».
«Между определением рынка как сферы обращения и набором конкретных экономических отношений существует принципиальное отличие, в первом случае акцент делается на предмет рыночных отношений – наличие товарно-материальных ценностей с денежными средствами; во втором – на выражающих сущность самой категории «рынка» отношениях».
Сегодня рынок рассматривается как вид экономических отношений между хозяйствующими субъектами. Существует два типа экономических отношений:
1) натурально-вещественные, безвозмездные связи, согласно наличествующему объему и структуре потребностей;
2) товарные отношения осуществляются через рынок.
Иногда рынок неправильно понимается как условие продажи товара. Фактически, рыночные условия продажи товаров и услуг определяются соотношением спроса и предложения (теория спроса и предложения рассматривается в последующих главах), которое не связано с аспектами рынка, а с аспектами производства, распределения и потребления. Рыночные условия характеризуют его состояние, а не сущность.
Таким образом, рынок является конкурентной формой общения между хозяйствующими субъектами. На поверхности рынок показывает связь между продавцами, посредниками-торговцами и покупателями. При более глубоком понимании, учитывая аспект воспроизводства, рынок выступает в качестве формы конкурентных отношений между производством и потреблением.
Законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических рынков.
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.