Учитывая нормы правового направления, становится понятно — это совокупностью правил, которые являются общеобязательными и установленные государством. Помимо этого, к этой категории стоит отнести и запреты, регулирующие отношения с обществом, из которого вытекает вывод — «Закон о средствах массовой информации, считается основополагающей базой в деятельности журналистов. Однако помимо правовых норм имеются и нормы человеческого поведения, которые обязаны учитывать мораль, обычаи, нравственность и взаимоотношения людей.
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
2.1 Международные этические кодексы и декларации
Для работы в СМИ очень важно соблюдать морально-этические нормы. В последнее время, наблюдается тенденция, при которой все человеческие принципы отходят на второй план, а на первые ряды выходят денежные поощрения и погони за сенсациями. Данный подход считается неправильным, и его можно отнести к нарушениям этических норм. В связи с этим было составлено несколько деклараций в сфере журналистской этике.
Основные параметры этих деклараций были официально приняты в фундаментальных документах о журналистике. На Конгрессе Международной федерации журналистов в 1954 году была принята «Декларация принципов поведения журналистов». Затем в 1986 году, она была доработана и улучшена. Помимо этого, в 1983 году проходила встреча региональных и международных объединений журналистов в Париже, на которой была принят дополнительный свод правил — «Принципы профессиональной международной этики». Это был первый шаг в создании общих законов и правил, благодаря которому преимуществом идеального журналиста считалась честность в распространении и получении информации.
В 1980 году, в Мехико состоялась вторая встреча журналистов международных организаций, которая приняла Декларацию ЮНЕСКО. В ней говорилось о том, что СМИ сделали неоспоримый вклад в международные взаимоотношения, способствовала укреплению мира, а также развивала направление в улучшении человеческих прав, противостоянию расизму и призывам к развязыванию новой войны.
Встреча 1983 года максимально точно изложила то влияние, которое оказывало на людей получение правдивой, а главное своевременной информации.
Эта встреча прошла максимально плодотворно, и на ней произошло принятие основных нормативов журналистской этики:
Норматив A. Граждане имеют полное право на правдивость получаемой информации.
Норматив B. Главное правило журналиста — честность и непредвзятость.
Норматив C. Журналист является социально-ответственным.
Норматив D. Журналист обязан быть профессионально честен.
Норматив E. Всеобщее участие и доступность информации представленной в СМИ.
Норматив F. Требование уважать достоинство и частную жизнь людей.
Норматив G. Принятие и использование общественного мнения и человеческих интересов.
Норматив H. Важно считаться с разнообразием культур и мировых ценностей.
Норматив I. Выступление против климатических проблем, различных войн, и всевозможных проблем, которые могут принести вред человеку.
Норматив J. Способствование в создании новейшего информационно-коммуникационного мира.
Журналистская этика в профессиональном ключе сравнима с общепринятой человеческой, однако к ней применяются более высокие требования, в частности к самому журналисту. Важно на протяжении всего карьерного пути оставаться строгим и требовательным к своей работе, в противном случае это может привести к непоправимым последствиям. Большое количество зарубежных СМИ создавали и следуют своим собственным сводам законов. Их нарушение грозит персоналу штрафами, увольнением, разрывом всех договоров и контрактов, а в некоторых и выплаты финансовых неустоек.
Знаменитый ученый из Финляндии Ларс Бруун в 1979 году провел исследование журналистских организаций, и опубликовал их в журнале «ProffessionalCodexinJournalism». Всего было проверенно 59 компаний со своими сводами законов и правил. Основные моменты исследования:
Необходимость в правдивом изложении информации указанно в 53 источниках из 59.
Соблюдать конфиденциальность источников, а также не раскрывать профессиональную тайну, прописано в 42 документах.
Разрешение людей максимально правдиво получать информацию и помимо этого не иметь запрета на выражение своих мыслей. Этот пункт имеется в 42 сборниках.
Запрет на применение статуса журналиста в своих личных целях для получения различной выгоды, является основополагающим в 37 документах.
Оскорбление, различной степени клевета, копирование чужих новостей категорически запрещено в сборниках правил 33 организаций.
В 33 кодексах указано, на то, что свобода информации является неотъемлемой частью человека.
Обязательное исправление различных ошибок и несение ответственности за предоставляемую информацию указано в 31 документе.
Ущерб, нанесенный организации возлагается на лицо, из-за которого произошли проблемы — 27 кодексов имеют в своем списке это правило.
Скрытая реклама совершенно не допустима в журналистской работе — 26 кодексов поддерживают этот пункт.
Новости обязаны иметь отличие с комментариями — данное правило указанно в кодексах 13 организаций.
Содержание статей различных тематик должны строго соответствовать предшествующим заголовкам — подобный пункт отмечен в кодексах 9 компаний.