По Л. Колбергу юношеский возраст характеризуется переходом на стадию личных моральных основ, в базе каковой лежит независимость нравственных ценностей от ролей и авторитета. На данном этапе формирования возникает «договорная» направленность на выполнение законов и ориентация на принципы, рассчитывающие на универсальность («идея справедливости»).
Модель Л. Колберга и его эксперименты по нравственному обучению дают возможность совершить ряд заключений. Система ценностей подростка и юношей отчасти находится в зависимости от его когнитивного формирования. Данные ценности в определенной степени считаются продуктом существующего у подростка навыка формирования моральных суждений[13].
Психологи сосредоточивают внимание на двойственность юношеского морального сознания, в коем категоричность оценок непонятным способом уживается с демонстративным скептицизмом и сомнением в обоснованности многочисленных общепризнанных норм. Элементарная ссылка на авторитеты его уже не удовлетворяет. Более того, «разрушение» авторитетов делается психологической необходимостью, посылом своего морального и интеллектуального поиска. До тех пор пока личная система ценностей у него не сформировалась, юноша свободно поддается моральному релятивизму: в случае если все относительно, следовательно, все можно, все, что возможно осознать, возможно оправдать и т.д.
Правомерно возможно отметить два нюанса освоения студентами ценностей: процессуальный и содержательный. Содержательный элемент реализуется через осваивание познаний о ценностях, нормах поведения, способность к сочувствию и сопереживанию, понимание потребности определенного поведения в согласовании с ценностями, стремление действовать в согласовании с существующими познаниями и имеет несколько отличительных черт (неустойчивость, недостаток), предопределенных возрастными отличительными чертами подросткового возраста.
Процессуальный аспект содержит в себе рубежи изучения студентами нравственных ценностей: от познания смыслового содержания нравственных норм и ценностей вплоть до реализации в поведении.
Каждый из данных этапов находится в зависимости от индивидуальной значимости для учащегося нравственной ценности, познания её сути, готовности и умения реализовать её в поведении, от социальных и преподавательских обстоятельств, в каковых совершается процесс изучения [6].
Процесс ориентации подразумевает присутствие трех взаимозависимых фаз, которые обеспечивают развитие. Стадия присвоения личностью ценностей общества по мере собственного функционирования продуцирует ценностное отношение к обществу — «Образ мира», интегрирующий ценностные взаимоотношения в иерархическую систему ценностных ориентаций персоны. Фаза преобразования, базируясь на присвоенных ценностях, гарантирует изменение образа «Я», которое формируется во связь «Я — реальное» — «Я — идеальное» — «жизненный идеал». Стадия проектирования — заключительная, гарантирует формирование жизненной перспективы персоны как аспекта ориентации [ 7].
Для установления эффективности развития ценностных ориентации Н.Н. Ушакова акцентирует следующие критерии:
1. Знание ценностей. Итогом здесь считается способность создавать ценностные ориентации. Понятие ценностей является усвоенным, в случае если подросток полностью овладел содержанием определения, его объемом, познанием его взаимосвязей, взаимоотношений с иными понятиями, а кроме того мастерством оперировать определением в решении практических задач.
2. Дифференциация ценностей — умение подростков осуществлять ценностный выбор.
3. Действенность ценностных ориентаций [4].
Итак, система ценностных ориентаций составляет базу взаимоотношений к находящемуся вокруг миру, к иным людям, к себе лично, базу мировоззрения. Семья считается более значимым условием социализации персоны и одним из условий развития ценностных ориентаций подростка. В младшем подростковом году у детей ценности ещё не устоялись и испытываются практикой своего поведения и поступков находящихся вокруг.
Взрослость и зрелость как социокультурное явление
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.