Третья подсистема, самоуничижение, включает в себя внутреннюю конфликтность и самообвинение. Данные аспекты объединяет наличие негативного эмоционального тона самоотношения. Выраженность каждой из этих подсистем может быть различной, и не всегда иметь общую направленность (позитивную или негативную).
Отраженное самоотношение или «зеркальное Я» включает несколько компонентов:
— представление о том, каков я в глазах других людей;
— представление о том, как меня другие оценивают;
— самооценка, связанная с этими двумя представлениями, колеблющаяся между крайними полюсами – чувствами гордости или унижения [15].
Идея Я формируется в результате взаимодействия индивида с другими лицами, среди которых первичные группы (семья, сверстники и т.д.) имеют определяющее значение. Самооценка поднимается в результате положительных суждений, снижается под влиянием негативных, при этом влияние происходит и на те качества, которые не были напрямую оценены. Влияние различных групп на самоотношение индивида не является однородным, более значимые группы имеют большее влияние. В различных ситуациях может иметь большее или меньшее влияние как родительская семья, так и сверстники, коллеги. В то же время, усвоение чужих мнений не является автоматическим, личность производит работу по их осмыслению и отбору через призму собственных представлений и ценностей [10].
Развитие самоотношения конкретной личности представляет собой развернутый во времени процесс, который имеет свои особенности, в зависимости от возрастного этапа, сопутствующих жизненных ситуаций. В период первичной социализации ведущую роль в становлении и наполнении содержания самоотношения играют значимые другие. Самоотношение ребенка прямо зависит от характера отношения к нему этих значимых других, ими формируется, искажается или восстанавливается. По мере взросления, и соответственно расширения круга общения, содержание самоотношения существенным образом наполняется в процессе внесемейного взаимодействия (с учителями, сверстниками и др.).
Особенно стремительные изменения претерпевает самоотношение в подростковом возрасте. Самоотношение младших подростков имеет более выраженный эмоционально-ценностный характер, характеризуется большой неустойчивостью. У старших подростков в связи с преобладанием более широкого круга общения и деятельности появляется больше частных оценок, складывающихся в обобщенное отношение.
Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом.
В структуре личности самоотношение служит для: самовосприятия; самовыражения и самореализации; сохранения внутренней стабильности и континуальности «Я»; саморегуляции и контроля; психологической защиты, интракоммуникации [20].
Таким образом, при рассмотрении исследований самоотношения можно выделить три разных подхода:
— понимание феномена как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);
— понимание феномена как компонента саморегуляции;
— понимание как черты личности.
Системный анализ самоотношения включает рассмотрение одновременно на всех трех уровнях психологического бытия: деятельности; личности как субъекта самосознания смыслового ядра и субъекта данной деятельности. Очевидно, что самоотношение служит, с одной стороны, средством защиты самоидентичности, с другой – выражает смысл «Я» посредством эмоциональных переживаний и систему оценок. Самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания и определяет картину представлений о себе.
Осознавая себя, человек выделяет себя из полноты окружающего мира, определяя свое место в нем. Общество, окружение, социум является необходимым условием для формирования самосознания, потому что человек не может определить себя иначе, чем как через сравнение с другими, поэтому можно сказать, что самосознание носит общественный характер. Самосознание не дается человеку с рождением, процесс формирования знания о себе происходит в течение всей жизни под влиянием множества факторов. Вместе с жизненным опытом человек открывает ранее неизведанные стороны действительности, проводит переосмысление своих мотивов и задач, которые образуют его особенный внутренний мир [19]. Адекватность осознания себя зависит от процесса познания более, чем от переживаний личности, которые могут не отражать реальной действительности. Самоотношение зависит в первую очередь от мировоззрения человека, задающего нормы оценивания своих свойств, качеств и поведения.
Взаимосвязь взрослой позиции по Эрику Берну и высокий уровень самоотношения
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.