Реакции, по мнению Б. Ф. Скиннера, вызываются теми или иными стимулами, например, моргание при сильном ветре. Однако, исследователь также выделил такие реакции, которые, по его мнению, никак не связаны, и не могут быть связаны со стимулами – такие реакции он назвал оперантами. То есть, человек в таком случае не имеет четко определенного стимула из внешней среды, когда как побуждающие факторы тех или иных реакций приходят исключительно из организма человека.
Суть оперантного поведения человека, по Б. Ф. Скиннеру, заключается в возможности воспроизведения реакций, то есть, постоянного повторения того, что он делал раньше. Так, например, исследователь объясняет формирование и развитие навыков, например, игры на музыкальном инструменте.
Канадско-американский психолог А. Бандура смог развить теорию Б. Ф. Скиннера; исследователь выявил, что реакции могут повторяться не только за счет повторения конкретных действий, но также и при помощи наблюдения. Под «наблюдением» А. Бандура «косвенное подкрепление», то есть, реакция человека развивается, если он увидел действие другого индивида, которое привело к позитивным результатам. Так, например, если человек видит, как его друг в течение полугода посещает языковые курсы, и, при этом, наблюдает его успехи в изучении иностранного языка, то вероятность того, что этот человек запишется на эти же курсы, резко повышается.
В рамках этого, А. Бандура смог выявить, что самооценка сильно зависит от самоподкрепления – совокупности действий, которые приводят к поощрению индивида за свои достижения. Так, если человек пообещал себе не опаздывать на работу, то будет покупать себе мятный кофе каждое утро – в течение определенного времени данное действие войдет в привычку, и если человек не получит свой мятный кофе в один из дней, то он будет считать себя обделенным, обманутым. Поэтому А. Бандура настаивал на том, что самоподкрепление должно быть постоянным – для высокого уровня самооценки, необходимо поощрять себя постоянно, пускай и различными способами.
А. Бандура также отметил, что самоподкрепление, и, соответственно, уровень самооценки, тесно связаны с оценкой поведения. Последняя строится на основе поведения и успехов эталонной для индивида социальной группы (например, молодые бизнесмены – яппи), к идеалам которых и стремится человек. Соответственно, неудачи, по мнению индивида, которые, может, и не имеют особого влияния на его жизнедеятельность, но которые, опять же, по его мнению, затрагивают интересы эталонной социальной группы, снижают самооценку индивида, поскольку влияют на его успех, достижения, а также процесс приближения к эталону.
Взаимосвязь уровня самооценки личности и тревожности
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.