Подросткам характерно применение разных психологических защит. Данное проекция, отрицание, рационализм, сублимация. Чаще иных дети применяют проекцию, психологический значение каковой сводится к смягчению насыщенности негативных чувств, образующихся в взаимоотношении с окоряющими. Данное достаточно непростой механизм, содержащий два взаимосвязанных, однако сравнительно самостоятельных процесса эмоционально-когнитивной оценки какой-либо определенной ситуации либо конкретного события. Один из них — распределение общей оценки на два компонента, положительный и негативный. Данный этап передается в последующий, завершающий: личность присваивает себе позитивные характеристики, а негативные переносит на персону, с каковой имело место взаимодействие в оцениваемой ситуации. Проекция содействует сохранению константности положительной Я-концепции, однако усиливает либо формирует отрицательные чувства к кому-либо из находящихся вокруг, тем самым, обостряя конфликтность межличностных взаимоотношений. Проекция — одна из наиболее конфликтогенных психологических защит, таким образом как активное и прочное её применение приводит к развитию подобных качеств личности, как самолюбие и гордость, мстительность и обидчивость, агрессивность. Подобная личность предрасположена к оборонительному поведению и деструктивному (неплодотворному, разрушительному) самоутвержданию в силу неадекватной самооценки[31].
Противопоставить проекции возможно сублимацию, когда совершается замена инстиктивной необходимости в согласовании с высшими общественными ценностями либо удовлетворенность её в рамках общественных и индивидуальных правил. Такого рода механизм защиты характерен более ответственным и положительно принимающим ограничения. Таким образом способом сублимации может быть творчество.
Например, в рисунках подростков и предпочитаемой ими музыке нередко выражаются агрессивные тенденции. Данное проявляется в манере их графики: интенсивный нажим в изображениях, своеобразная штриховка, большое количество заостренных направлений, а кроме того рисование монстров, воинов, оружий. Музыка, каковой дают преимущество подростки, отличается серьезным ритмом и упрощенной мелодической конструкцией. Подобным образом, творчество подростков предполагает собою особый катарсис. С точки зрения экспертов, сублимация считается более приспособленной конфигурацией защиты, таким образом как уменьшает уровень отрицательной фиксации, ощущение тревоги.
Важно, для того чтобы подросток правильно понимал собственное положение в коллективе. Переоценивание и недооценивание может послужить причиной к нежелательным итогам. В случае если, к примеру, учащийся переоценивает собственное положение, то он, как принцип, негативно относится к товарищам, что может вызывать враждебность, в случае если же недооценивает, то у него появляется нерешительность и отчужденность[19].
В нынешних исследованиях более важной чертой пограничной личности, характеризующей как структуру, считается совокупность переживаний, взаимосвязанный с ощущением неполноценности и утраты Я. Подобная особенная структура самосознания именуется «расколотой». Расколотое понимание заключается из двух Я: внешнего — защитно-идеализированного и глубинного — неразвитого, малоэффективного. Их сосуществование как совершенно противоположных Я-концепций оказывается допустимым благодаря разным защитным механизмам, основную роль среди каковых осуществляет механизм разъединения внешнего Я и Я реального. При этом внешнее Я доминирует, а реальное Я предполагает собою подавленную структуру, не сформированную из-за существенной фрустрации в раннем детстве[17].
Противоречивая двойственность Я выражается в абсолютно всех конфигурациях психического становления проблематичного подростка, начиная с этапа среднего детства. Мотивация успеха либо достижения ребенка не сопряжена с деятельностью, а чаще нацелена на удовлетворенность честолюбивых целей, в том количестве и сопряженных с признанием его значительности. Из-за слабости реального Я, инфантильности в самопроявлениях и нуждах у подобных личностей появляется желание «опереться на чью-либо силу и значительность. Иногда идентификация с сильным, «могущественным» другим оказывается до такой степени глубокой, что отказ либо нежелание партнера (чьи возможности достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии, принимается инфантильным Я в качестве ущемления его законных прав[8].
При фрустрации подобных нужд стереотипно появляются гнев и злоба. В том, что касается негативного воздействия фактора нарушенных внутрисемейных отношений на психическое и нравственное развитие детей, специалисты по психологии различных направлений едины: проблемы в семье сводят к невозможности развития и формирования у детей положительного самоотношения.
Принимая во внимание глубину индивидуальных деформаций либо специфику индивидуального развития трудного подростка, возможно допустить, что даже разрешение внешних, организационно-поведенческих сложностей в судьбах подобных детей не будет необходимой для их общественной и личностной реабилитации. Данные подростки нуждаются в комплексной психологической помощи, в том количестве в глубинной психотерапии их личностной структуры[26].
Таким образом, можно сделать вывод, что психологические характерные черты подросткового возраста приобрели наименование «подросткового комплекса». Подростковый комплекс содержит:
• чувствительность к оценке посторонних собственной внешности, способностей;
• крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении находящихся вокруг;
• внимательность иногда уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, стремление быть признанным и оцененным иными – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепризнанными правилами и популярными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием[15].
Таким образом, акцентуация характера — крайний вариант нормы в развитии характера, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим воздействиям. Психогенные воздействия: психологические травмы, которые создают угрозу срыва, неблагоприятная социальная среда, неправильное семейное воспитание. Выделяют 11 типов акцентуации характера: гипертимный, лабильный, циклоидный, сензитивный, астеноневротический, шизоидный, психоастенический, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конфорный.
Взаимосвязь степени выраженности лидерских качеств старшего подростка и типов их акцентуации характера
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.