Многие авторы определяют эмоциональное состояние непосредственно через эмоции. Эмоция – это единица эмоциональной сферы личности, т.е. целостная, неделимая структура, являющаяся ядром, свойства которого присущи любому феномену эмоциональной сферы. Эмоция – это психическое явление отражения в форме переживания значимости воздействия внешних и внутренних стимулов, направленное на сохранение целостности личности и организма как единой системы [3].
Также в психологии эмоции понимаются как психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают личную значимость и оценку внутренних и внешних ситуаций для жизнедеятельности человека [25]. Из всего этого следует, что эмоция – это компонент эмоциональной сферы, представляющий собой субъективно направленную целостную единицу, которая помогает в осознании человеком своих потребностей.
Существует множество классификаций эмоций, но к основным значимым относят такие типы эмоциональных переживаний: аффект, настроения, стресс, эмоции, чувства, страсть.
Аффект – интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Такая реакция как бы навязывает человеку необходимость совершить какое-либо действие, с тем условием, что человек теряет чувство реальности, контроль и осознание своих действий. Это происходит из-за сильного эмоционального возбуждения, которое переходит в двигательное возбуждение, посредством влияния на двигательные центры коры головного мозга. Отличительными характеристиками аффекта выступают – малая продолжительность, ситуативность, большая интенсивность, импульсивный характер движений [16].
Настроение, в отличие от аффекта, длительное состояние с меньшей интенсивностью. Оно окрашивает поведение человека, может стать чертой личности. Настроение – это бессознательная обобщенная реакция на обстоятельства, которые складываются на данный момент. Но всегда существует причина – среда, деятельность, события, человек и его характеристики. Настроение связано с самооценкой и уровнем притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение; у лиц с заниженной самооценкой – склонность к пассивно-отрицательным состояниям [16].
Стресс – состояние повышенной физиологической и психической активности. Возникает в экстремальных ситуациях и требует оптимизации всех ресурсов организма. Г. Селье предложил понятие стресса как неспецифического ответа организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования. Также он выделил стадии стресса, из которых следует, что стресс возникает вследствие необходимости организма адаптироваться к новым условиям [34].
Эмоции носят более длительный характер, чем аффекты, могут вызывать реакцию не только на текущие события, но и на возможные или вспоминаемые. По мобилизации деятельности эмоции делят на стенические, которые приводят к стимуляции деятельности, увеличению энергии и напряжению сил человека, побуждают к поступкам, и на астенические, которые действуют противоположным образом. По потребностям – низшие эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей и высшие, социально обусловленные, связаны с общественными отношениями.
Чувства в отличие от эмоций носят направленный предметный характер, более длительные, связанные с социальной сферой, четко представлены в сознании человека, имеют внешнее проявление. Выделяют высшие чувства, которые подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные. Также многие авторы к высшим проявлениям чувств относят страсть – вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По силе страсть близка к аффекту, по длительности – к чувствам. Она носит предметный характер, сосредоточение эмоций, сил и устремлений личности на определенном предмете или виде деятельности [34].
Важно учитывать какое значение оказывают разные эмоциональные проявления на личность, и так выделяют следующие функции эмоций:
— коммуникативная — установление контактов между людьми;
— регулятивная — регулирует поведение, побуждает к определенным действиям;
— сигнальная — показывает, что имеет значимость в данный момент, сигнализирует о потребностях, делает акцент на что, стоит обратить внимание в первую очередь;
— отражательная — ориентация и оценивание окружающей действительности;
— стимулирующая — определяет направление поиска удовлетворения потребности;
— подкрепляющая — запоминание более значимых и эмоционально ярких событий;
— переключающая — определяет приоритетность потребностей;
— адаптирующая — приспособление к окружающим условиям [16].
В разных источниках эмоциональное состояние определяется как:
— переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе, в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и отношения [15];
— сложное психическое явление, основной целью которого является поиск необходимых внутренних ресурсов или внешних возможностей для удовлетворения значимой потребности [3].
— это психическое явление, переживания личностью его отношения к внутренним и внешним стимулам, направленное на достижение важных для человека потребностей [6].
Какое бы определение не давалось, С. Л. Рубинштейн утверждал, что эмоции и чувства представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей и, поэтому, сопровождают любые проявления активности личности, являясь одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения [27].
Стремление найти источники возникновения эмоциональных состояний создало появление различных теорий на этот счет. И на сегодняшний день нет единой точки зрения. За весь период времени возникли две основные позиции – интеллектуалистическая (И. Ф. Гербарт) и сенсуалистичская (Ф. Дюфор). Сторонники первой позиции утверждали, что вегетативные изменения вызываются психическими явлениями. Сторонники другой позиции утверждали обратное – органические реакции влияют на психические явления [34].
Таким образом, понятие «эмоциональное состояние», обозначая эмоцию в целом, несет в себе как актуализированный эмоциональный процесс, так и «преломленное» эмоциональное свойство личности. Эмоции с самого рождения играют большую роль в жизни человека. Через эмоции мы можем выразить свои чувства, свои отношения к другим людям. Так же эмоции играют большую роль в нормализации отношений между людьми.
Взаимосвязь эмоционального состояния пожилых людей и уровнем психического здоровья
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.