Являясь результатом анализа и переработки психоаналитических достижений, социогенетическая теория обогатила их пониманием значимости влияния социального фактора на процесс возникновения кризисных состояний и суицидального поведения. Ее значительный вклад в осмысление проблемы суицидальности безусловно признается мировым психологическим сообществом.
Рассмотрим вторую теорию, претендующую на объяснение феномена возникновения кризисных состояний и суицидального поведения – теорию фрустрации-агрессии.
Согласно теории Дж. Долларда и его коллег, агрессия является результатом фрустраторов, а фрустрация обязательно влечёт за собой агрессию, в том числе, и направленную на себя [13].
Эту теорию поддерживают Л. Берковиц и Мак-Нейл. В концепцию фрустрации-агрессии Л. Берковиц ввел три существенные поправки: фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям.
По характеру фрустрирующих моментов выделяют ситуации связанные с фрустрацией врожденных и приобретенных психологических потребностей (Маслоу А.). Фрустрация врожденных психологических потребностей в безопасности, уважении, любви носит патогенный характер и может стать причиной возникновения кризисного состояния и суицидального поведения [13].
Г. Мюррей рассматривал самоубийство, как действие, направленное на прекращение невыносимых эмоций в результате фрустрации психологических потребностей [13]. Система психологических взглядов Г. Мюррея была близка концепциям А. Маслоу и К. Роджерса, В.Франкла. Она оказала большое влияние на современные представления о проблеме суицидальности, отраженные в работах Э.Шнейдмана.
К. Роджерс считал, что агрессивность является одним из видов психологических защит, к которой человек вынужден прибегать с целью сохранения положительной самооценки в результате фрустрации потребностей [13].
В. Франкл рассматривал агрессивность как защитный механизм, возникающий в результате фрустрации стремления к смыслу жизни и связанного с ним ощущения ее бессмысленности [2].
Таким образом, в рамках теории фрустрации-агрессии психологи гуманистического направления рассматривали суицидальное поведение как крайнюю форму аутоагрессии, которая является проявлением механизма психологической защиты в результате фрустрации основных психологических потребностей личности. Они подчеркивали, что аутоагрессия несет в себе дезадаптивную функцию. Данное мнение нашло подтверждение в современных суицидологических эмпирических исследованиях А.Г. Амбрумовой, М.В. Зотова, Г. Каин, Т. Крон, В.А. Тихоненко, Э. Шнейдмана, Л.Н. Юрьевой и др.
Опровергая обусловленность агрессии фрустрацией, теория социального научения представляет агрессию, как поведение, приобретенное посредствам научения.
А. Бандура рассматривал агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения [5]. Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию или сохранение, усиление или контроль. Агрессивное поведение регулирует: внешние поощрения и наказания, викарное подкрепление (наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других), механизмы саморегуляции [5].
Несмотря на то, что в теории социального научения особо подчеркивается роль наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, ею не отрицается и вклад биологических факторов. Однако исследователи Л. Хюзман, Э. Ровелл, Д. Леонард решающую роль при формировании агрессивного поведения отводят социальным условиям и когнитивным структурам [2].
Р.С. Сире, Е.Е. Маккоби, К. Левин отмечали, что в развитии агрессивного поведения детей решающим фактором является позиция взрослых. Агрессии способствует как снисходительность, так и строгость при наказании родителем ребенка за агрессивное поведение [2].
В рамках теории социального научения феномен аутоагрессии в отечественной психологии изучался А.А. Реаном. В результате было введено понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, а является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности, как показали эмпирические исследования, могут быть выделены следующие субблоки: характерологический, самооценочный, интерактивный и социально-перцептивный [4].
Подтверждение социальной обусловленности аутоагрессии нашло в работах В.А. Аверина, С.А. Беличевой, И.А. Горьковой, З.Н. Григоровой, С.Н. Ениколопова, Т.Г. Румянцевой, Л.М. Семенюк [13].
Следовательно, можно сделать вывод, что исследователи агрессии в рамках теории социального научения решающую роль в формировании агрессивного поведения отводят социальным условиям, не отвергая при этом генетической предрасположенности к агрессивному поведению. Они считают агрессивность глубоко укоренившейся чертой личности, проявляющейся с раннего детства. Однако в отличие от теории влечения, данная теория позволяет утверждать возможность предотвращения и контроля агрессии, а значит, и суицидального поведения как одного из вариантов проявления аутоагрессии.
Л. Берковитц, Д. Гоул, Д.Леонард, Р. Уэйнберг рассматривали агрессию комбинированно, сквозь призму теорий фрустрации-агрессии и социального научения. Созданная ими комбинированная теория включает элементы обеих теории. Она гласит, что хотя состояние фрустрации не всегда приводит к проявлению агрессивности, однако повышает ее вероятность за счет увеличения уровней возбуждения и гнева, если социально усвоенные модели «сигнализируют» о целесообразности проявления агрессивных действий в определенной ситуации, в противном случае агрессивность не проявляется [2].
Преимущества комбинированной теории очевидны. Они проявляются во включении наиболее эффективных элементов как теории фрустрации, так и теории социального научения. При объяснении поведения комбинированная теория основывается на модели взаимодействия: уровень возбуждения — гнева индивида — в контексте социально усвоенных моделей окружения.
Таким образом, в настоящее время не существует единой общепринятой теории, объясняющей суицидальные феномены как проявление аутоагрессии. Все вышеперечисленные концепции имеют свои сильные и слабые стороны, но ни одна из них не может претендовать на исчерпывающее объяснение аутоагрессивного поведения человека. Вместе с тем, следует отметить, что наиболее доказательными, непротиворечивыми и верифицированными на сегодняшний день являются фрустрационная теория и теория социального научения.
Взаимосвязь эффективности обучения и суицидального риска
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.