В ходе исследования была подтверждена теория Р. Кигана о формировании профессиональной идентичности, согласно которой люди, проходя через вышеописанные этапы, стремятся понять свою принадлежность к выбранной профессии. Было установлено, что студенты в процессе обучения находятся на втором этапе формирования профессиональной идентичности, который характеризуется ориентацией на себя и отсутствием широкого представления о своем профессионализме. В связи с этим участие студентов первокурсников в курсе IPE приводило к ухудшению их отношения к собственной и другим профессиям .
Исходя из этого можно предположить, что личность в развитии своей профессиональной идентичности должна пройти все, описанные Р. Киганом, этапы и решить задачи, связанные с конкретным уровнем развития профессиональной идентичности.
Поэтому при формировании программ обучения студентов, курсантов и слушателей следует учитывать тот уровень в развитии профессиональной идентичности, на котором они находятся в данный момент времени, и строить образовательные курсы исходя из этого. Говоря о профессиональной идентичности высоко нравственных специалистов, являющихся эталонами своей профессии, Дж. Т. Рол и М. Дж. Бибью подчеркивают, что они осознанно и рефлексивно анализируют изменения в развитии своей профессиональной идентичности на протяжении жизни. Кроме этого, они имеют развитую профессиональную мораль, их профессиональные и общественные ценности тесно переплетены с личными, являются их неотъемлемой частью.
В связи с этим сложные этические решения, связанные с выполнением профессиональных обязанностей, они принимают достаточно быстро, спонтанно, «как будто у них не было выбора». В свою очередь, умение быстро принимать этичные решения в рамках профессиональной деятельности характеризует высокий уровень профессионализма.
Канадский ученый Бриана Баркер Каза и американский исследователь Стефани Креари (2016) говорят о том, что в современных условиях формирование профессиональной идентичности — это сложный и многогранный процесс, так как в современном мире профессии быстро меняются и специалисты выполняют множество трудовых ролей. Кроме того, некоторым профессионалам становится тесно в рамках конкретной профессии.
Б. Каза и С. Креари акцентируют внимание на том, что не только профессиональная роль и профессиональное окружение оказывает влияние на человека, но и сама личность специалиста также вносит существенный вклад в понимание профессионализма. Авторы предлагают рассматривать профессиональную идентичность как уникальную конструкцию отдельного человека, который находит способы внести значимый вклад в общество.
В описанных выше исследованиях (М. Дж. Бибью, В. Е. Монсон, Дж. Т. Рол, Г. Б. Форсайта и других) используется диагностический инструментарий, который в настоящее время не доступен для широкого использования в отечественных исследованиях, так как данные методики требуют адаптации, с учетом культурологических особенностей обследуемых. В тоже время представляется полезным провести апробацию и, в случае подтверждения их эффективности, адаптацию данных методик, что значительно расширит возможности для проведения исследования профессиональной идентичности в нашей стране.
В частности, представляет интерес структурированное интервью Р. Кигана, которое позволяет оценить уровень развития профессиональной идентичности специалиста или студента. Также в указанных выше исследованиях часто используется «Тест определения проблем» (Defining Issues Test — DIT), разработанный Джеймсом Рестом в 1974 году2 , и опирающийся на теорию морального развития Лоренца Колберга3 . В данном тесте предлагается прочитать пять различных историй, предполагающих осуществление этического выбора, и ответить на 12 вопросов по каждой из них.
Далее, каждому ответу (в соответствии со шкалой) присваивается рейтинг. Чем выше рейтинг, тем более морально развитым является человек. М. Д. Монсон и В. Э. Бибью в своих исследованиях соотносят данный рейтинг с уровнем развития профессиональной идентичности и используют его одновременно со структурированным интервью Р. Кигана1 .
Взаимосвязь черт характера и темперамента с профессиональной идентичностью у студентов направления бакалавриат
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.