Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Взаимообусловленность производства и потребления

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

С развитием производства, ростом производительности труда происходит определенная трансформация во взглядах на соотношение потребительно-стоимостных и стоимостных подходов. Отношение производства и потребления, с точки зрения концепции институционалистов (Дж. Гэлбрейт, К. Флекснер), сводится к тому, что потребление, подчиненное производству, имеет три основных взаимосвязи:
1) воспроизводство рабочей силы, т.е. воспроизводство человека как работника на основе издержек производства его жизненных средств;
2) символика социальных уровней, т.е. понимание потребления в качестве способа обозначения принадлежности к определенной группе либо классу;
3) отношение с нематериальным миром идей: потребление соотносится с жизненной позицией, идеологией, мировоззрением.
Экономисты призывают «вернуться к человеку» как к отправной точке процесса производства. Это связано, во-первых, с тем, что общество достигает такого объема производства, когда дальнейшее наращивание ограничивается природными ресурсами и представляет опасность для окружающей среды, а значит, угрозу для существования самого общества. Это приводит к мысли о необходимости ограничения производства и организации его в соответствии с разумными человеческими потребностями (К. Флекснер); во-вторых, с тем, что человек может буквально «потеряться» перед обилием предлагаемых ему благ и услуг. Поэтому появляется предложение о рациональной организации потребления (К. Ланкастер); в-третьих, с тем, что в обществе возникает тенденция к исчезновению оснований для экономической и социальной стратификации, потребление предлагается выдвинуть такой стратификационной основой, при которой предполагается, что человек осуществляет свою интеграцию в общество и участие в социальной жизни через способ потребления (М. Хальбвакс, П. Бурдье, А. Турен, Ж. Бодрийяр); в-четвертых, с учетом того, что в обществе, с одной стороны, изменяется структура производимых и потребляемых благ в сторону производства и потребления услуг (Ж. Фурастье), с другой стороны, происходит изменение человеческих ценностей с «материалистических», экономических к гуманистическим, нематериальным.
Все это предполагает поиск новой неэкономической, человеческой мерки социальных процессов. Ж. Бодрияр подвергает резкой критике капиталистическую систему, в которой человек воспроизводится не в качестве человека, а в «качестве… производительной силы, нужной для возрастания прибавочной стоимости».
Потребление пытались объяснять и с точки зрения субъективных оценок индивида, его психологических качеств, настроения (Дж. Кейнс); пользы или удовольствия, приносимого определенным благом (А. Маршалл); а также через воздействие на индивида социальных факторов (М. Вебер).
Взаимодействие производства и потребления представлено, соответственно, в виде различных моделей: спроса и предложения; производственной функции; функции полезности и функции потребления, а также моделью межотраслевого баланса.
Исходя из этого, предлагается рассматривать потребление как элемент производства общества, социальной жизни и человека. С точки зрения экономистов, потребление представляет собой использование общественного продукта и является завершающей стадией расширенного воспроизводства; оно тесно связано с его начальной стадией -. производством, определяющим потребление. Социологи определяют потребление как процесс использования социально-экономических, культурных и природных благ с целью удовлетворения потребностей человека, социальных групп и общества в целом. Потребление реализует воплощенный в продукте проект его использования, который создается в производстве.
Сегодняшнее состояние сбалансированности производства и потребления может быть оценено с позиций достижений высшей цели развития общества – удовлетворения возрастающих потребностей населения. Критерием сбалансированности экономики в сфере непосредственного производства становится общественная потребительная стоимость, поскольку она является материально-вещественным воплощением продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей общества. В.С. Вечканов доказывает, что этот показатель отражает действие основных факторов экономического развития и может применяться в качестве вышеназванного критерия.
Производство потребительной стоимости, будучи внутренним импульсом развития непосредственного производства, находится под воздействием ориентира более высокого порядка – связанного со всесторонним и гармоническим развитием личности. Подобная соподчиненность движущих мотивов общественного развития должна отражаться в экономической политике государства, в ее активной роли в процессе формирования структуры социально ориентированного производства и потребления.
Предлагаем в качестве такого критерия рассматривать способность общества к потреблению, т.к. если общество ставит своей целью построить социально ориентированную рыночную экономику, то для ее достижения необходимо ориентировать хозяйственно-экономические отношения и социальную сферу на человека.
Потребление является не менее значимым процессом, чем материальное производство, производительный труд, поскольку именно в этой сфере создается способность к труду, т.е. труд в состоянии его возможности, потенциально, ибо потребление порождает способности производителя.
Представители Римского клуба выдвинули идею о том, что производство ради удовлетворения потребностей постепенно должно сменить производство ради прибыли. В противном случае мировая экономика достигнет пределов экономического роста. В Декларации, принятой на всемирной встрече на высшем уровне по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995), заявлено, что сегодня и в XXI в. социальное развитие и удовлетворение потребностей людей выдвигаются на первый план.

Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜