С развитием производства, ростом производительности труда происходит определенная трансформация во взглядах на соотношение потребительно-стоимостных и стоимостных подходов. Отношение производства и потребления, с точки зрения концепции институционалистов (Дж. Гэлбрейт, К. Флекснер), сводится к тому, что потребление, подчиненное производству, имеет три основных взаимосвязи:
1) воспроизводство рабочей силы, т.е. воспроизводство человека как работника на основе издержек производства его жизненных средств;
2) символика социальных уровней, т.е. понимание потребления в качестве способа обозначения принадлежности к определенной группе либо классу;
3) отношение с нематериальным миром идей: потребление соотносится с жизненной позицией, идеологией, мировоззрением.
Экономисты призывают «вернуться к человеку» как к отправной точке процесса производства. Это связано, во-первых, с тем, что общество достигает такого объема производства, когда дальнейшее наращивание ограничивается природными ресурсами и представляет опасность для окружающей среды, а значит, угрозу для существования самого общества. Это приводит к мысли о необходимости ограничения производства и организации его в соответствии с разумными человеческими потребностями (К. Флекснер); во-вторых, с тем, что человек может буквально «потеряться» перед обилием предлагаемых ему благ и услуг. Поэтому появляется предложение о рациональной организации потребления (К. Ланкастер); в-третьих, с тем, что в обществе возникает тенденция к исчезновению оснований для экономической и социальной стратификации, потребление предлагается выдвинуть такой стратификационной основой, при которой предполагается, что человек осуществляет свою интеграцию в общество и участие в социальной жизни через способ потребления (М. Хальбвакс, П. Бурдье, А. Турен, Ж. Бодрийяр); в-четвертых, с учетом того, что в обществе, с одной стороны, изменяется структура производимых и потребляемых благ в сторону производства и потребления услуг (Ж. Фурастье), с другой стороны, происходит изменение человеческих ценностей с «материалистических», экономических к гуманистическим, нематериальным.
Все это предполагает поиск новой неэкономической, человеческой мерки социальных процессов. Ж. Бодрияр подвергает резкой критике капиталистическую систему, в которой человек воспроизводится не в качестве человека, а в «качестве… производительной силы, нужной для возрастания прибавочной стоимости».
Потребление пытались объяснять и с точки зрения субъективных оценок индивида, его психологических качеств, настроения (Дж. Кейнс); пользы или удовольствия, приносимого определенным благом (А. Маршалл); а также через воздействие на индивида социальных факторов (М. Вебер).
Взаимодействие производства и потребления представлено, соответственно, в виде различных моделей: спроса и предложения; производственной функции; функции полезности и функции потребления, а также моделью межотраслевого баланса.
Исходя из этого, предлагается рассматривать потребление как элемент производства общества, социальной жизни и человека. С точки зрения экономистов, потребление представляет собой использование общественного продукта и является завершающей стадией расширенного воспроизводства; оно тесно связано с его начальной стадией -. производством, определяющим потребление. Социологи определяют потребление как процесс использования социально-экономических, культурных и природных благ с целью удовлетворения потребностей человека, социальных групп и общества в целом. Потребление реализует воплощенный в продукте проект его использования, который создается в производстве.
Сегодняшнее состояние сбалансированности производства и потребления может быть оценено с позиций достижений высшей цели развития общества — удовлетворения возрастающих потребностей населения. Критерием сбалансированности экономики в сфере непосредственного производства становится общественная потребительная стоимость, поскольку она является материально-вещественным воплощением продукта, предназначенного для удовлетворения потребностей общества. В.С. Вечканов доказывает, что этот показатель отражает действие основных факторов экономического развития и может применяться в качестве вышеназванного критерия.
Производство потребительной стоимости, будучи внутренним импульсом развития непосредственного производства, находится под воздействием ориентира более высокого порядка — связанного со всесторонним и гармоническим развитием личности. Подобная соподчиненность движущих мотивов общественного развития должна отражаться в экономической политике государства, в ее активной роли в процессе формирования структуры социально ориентированного производства и потребления.
Предлагаем в качестве такого критерия рассматривать способность общества к потреблению, т.к. если общество ставит своей целью построить социально ориентированную рыночную экономику, то для ее достижения необходимо ориентировать хозяйственно-экономические отношения и социальную сферу на человека.
Потребление является не менее значимым процессом, чем материальное производство, производительный труд, поскольку именно в этой сфере создается способность к труду, т.е. труд в состоянии его возможности, потенциально, ибо потребление порождает способности производителя.
Представители Римского клуба выдвинули идею о том, что производство ради удовлетворения потребностей постепенно должно сменить производство ради прибыли. В противном случае мировая экономика достигнет пределов экономического роста. В Декларации, принятой на всемирной встрече на высшем уровне по вопросам социального развития (Копенгаген, 1995), заявлено, что сегодня и в XXI в. социальное развитие и удовлетворение потребностей людей выдвигаются на первый план.
Взаимообусловленность производства и потребления
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.