Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Взаимодействие семьи и библиотеки в формирование читателя-ребенка

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Необходимо вовремя научить ребёнка любить чтение, увлечь его книгой. Для этого родителям необходимы знания по вопросам семейного чтения и руководства детским чтением. Свою задачу библиотекари видят в том, чтобы помочь первым и вооружить необходимыми знаниями, развить мотивы руководства чтением детей у вторых. На практике это заключается в информационно-методической поддержке родителей как руководителей семейного и детского чтения.
Библиосоциальная работа с семьей, должна начинаться с выработки стратегии, т.е. определения и реализации долговременных, наиболее важных целей и задач. Среди первоочередных планируется и реализуется глубокое изучение самой проблемы в широком масштабе. Важно обратить внимание на дифференциацию семьи по категориям (молодая семья, вторичная, неполная, однополая, многодетная, бездетная, пожилая и так далее). Это поможет правильно выстроить работу между семьей и библиотекой [11].
Работа с семьей должна носить комплексный характер, сочетать в себе такие направления, как организация досуга и информационная деятельность. Рассматривая информационную деятельность, то её содержанием должны быть хорошо продуманные формы, в которых отражаются большинство проблем существования семьи. Большинство же из них возникает из-за неумения правильно организовать внутрисемейное общение, взаимоотношения с окружающей средой, то есть из-за отсутствия у ее членов определенных занятий. Опираясь на этот аспект в работе в библиотеке можно проводить как различные массовые мероприятия – лекции, беседы, проблемные обсуждения и др., так и частные консультации с приглашенными специалистами.
Библиотечная работа с семьёй многообразна. Можно выделить в ней четыре аспекта. Во-первых, библиотеки организуют автономное обслуживание детей и взрослых, но периодически проводят мероприятия семейной тематики – для семьи в целом или для взрослых, детей, юношества отдельно. Во-вторых, некоторые библиотеки работают по принципу семейного формуляра, стремясь увлечь семью чтением, привлечь в состав читателей максимальное количество семей и их членов. В-третьих, библиотеки функционируют в качестве учреждений семейного отдыха. Основные усилия библиотекарей в этом случае сконцентрированы на организации вечеров, фольклорных праздников, чаепитий, встреч с интересными людьми. В-четвёртых, библиотеки определяют целью своей деятельности развитие семейного общения посредством книги, оказывают практическую помощь по возрождению традиций чтения вслух, рассказывания, совместного обсуждения прочитанного материала [8].
Практика показывает, что большинство библиотек семью как цельное явление воспринимают лишь при проведении массовых мероприятий, тогда как в непосредственном обслуживании семья распадается на отдельных читателей. Кроме того, многие читатели не желают воспринимать библиотеку как учреждение для семьи и посещать её совместно. В качестве причин такого отношения называются следующие факторы: сложное положение семьи, не воодушевляющее на чтение; невысокий престиж библиотекаря; бедный библиотечный фонд; невозможность использования в библиотеке современных информационных технологий; удалённость её от дома. Зачастую библиотекарь не вызывает доверия как человек, которого можно принять в свою семью. Если семейное чтение организует детская библиотека, то библиотекарь неизвестен большинству взрослых членов семьи. Но зачастую и во взрослой библиотеке отсутствует индивидуальное общение между библиотекарем и читателем [8].
Деятельность большинства библиотек, организующих процесс семейного чтения, показывает, что их сотрудники осознают необходимость использования в работе с семьёй принципиально иных психолого-педагогических подходов, чем в работе с группой родственно не связанных читателей. Правила же обращения с семьёй библиотекари знают не всегда.
Например, отрицательно влияет на библиотечное мероприятие взаимоконтроль членов семьи, проявляющийся на уровне взгляда, мимики, жестов, произносимых слов. Между тем способы устранения подобных ситуаций есть. В зарубежных библиотеках сотрудники считают, что при семейном посещении библиотек фактором, повышающим интерес и внимание, является рассредоточение членов семьи в аудитории. Кроме того, мероприятия рекомендуется начать с адаптации участников: им предлагается походить, присмотреться к оформлению аудитории и друг к другу, выбрать удобное место и предпочитаемого для общения партнёра, то есть организаторы должны способствовать установлению атмосферы психологической комфортности.
Работа с семьей должна вестись дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или подросток пользуется библиотекой. Взаимодействие библиотекаря и родителей начинается с глубокой индивидуальной работы с каждым членом семьи, пришедшим в библиотеку. Во время первого посещения родителями и детьми с ними проводятся индивидуальные беседы о правилах пользования библиотекой, выявляются интересы ребёнка, читательские предпочтения, что позволяет в дальнейшем предлагать интересующую их литературу.
Формы работы с родителями и детьми разнообразны: это семейные праздники, конкурсы, акции, День открытых дверей, литературно-музыкальная гостиная, родительские собрания, выставки книг, детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям, семейная библиотечная газета, анкета для родителей, информационные буклеты, фотовыставки и многое другое. Такие мероприятия способствуют созданию позитивной, радостной атмосферы и эмоциональному сближению в семье.
У родителей и библиотеки имеются свои средства воздействия на читателя ребенка. Библиотека, предлагая формы и методы работы с семьей, позволяет расширить сферу воздействия семьи на процесс чтения, на приобщение детей к книге.
Создание системы детского семейного чтения и досуга являются одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Библиотека для ребенка и его семьи является необходимым учреждением с особой духовно-книжной средой, способствующей вхождению растущей личности в культуру мира [12].
Взаимодействие библиотеки и семьи – это гарантия воспитать ребенка с помощью книги, научить его, а заодно и родителей, любить читать, вырастить ребенка вдумчивым творческим читателем. Книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, будут созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума, эстетического восприятия мира, нравственности ребенка. Важно не растерять эту связь библиотеки, семьи и книги, а всеми доступными нам способами укреплять ее так, чтобы чтение стало делом семейным. Читающая семья является связующим звеном библиотеки с обществом. Работа с семьей помогает библиотекарям выйти из круга профессиональных проблем на уровень социального партнерства.

Diplom777
Diplom777
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜