Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Взаимодействие эмоционального интеллекта и акцентуации характера у подростков

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таким образом, подростковый возраст – кризисный период в жизни личности, с отличительными особенностями и затяжным характером. Успешность прохождения этого этапа развития, обусловлена как внутренними (психическими и физиологическими) факторами так внешними факторами (воздействие социума), которые в совокупности формируют социальную ситуацию развития, наполняемую ведущей деятельностью данного возраста.

Специфика развития эмоционального интеллекта в период подросткового возраста
В период подросткового возраста отмечается окончательное формирование интеллектуального аппарата, что способствует повышению осмысленности при конструировании мировоззрения подростка, его Я-концепции и индивидуальной системы ценностей. В этот период образ «Я», отличается нестабильностью, сниженной позитивностью в сравнении с периодом младшего школьного возраста, что наиболее выражено в возрасте 12-13 лет, когда интегрируется и осмысливается вся информация, которая относится к «Я» подростка [4, с.251-252].
В рамках эпигенетической концепции Э. Эриксона период подросткового возраста занимает одно из центральных мест, когда подростком решается базовая задача, заключенная в развитии чувств ролевой идентичности, вбирающих в себя наряду с совокупностью актуальных ролевых идентификаций, опыт предыдущих этапов становления, с его синтезом и на его основе дальнейшим развитием личности взрослого человека.
Установлен тот факт, что в процессе взросления дети лучше идентифицируют эмоции, в период подросткового возраста границы «эмоциональных» понятий приобретают четкость: так, маленькими детьми при обозначении расширенного круга эмоциональных явлений применяется один и тот же термин, в то время как более старшими детьми применяются различные термины. У подростков в процессе взросления отмечается расширение словаря эмоций с увеличением числа параметров, на основе которых происходит выделение определенных эмоций[8].
Согласно данным исследований переживания подростков в различных жизненных ситуациях более яркие и интенсивные в сравнении со взрослыми и детьми.
П. Лафренье, в качестве причины всплеска в эмоциональной жизни подростков выделяет дисбаланс нервных процессов возбуждения и торможения.
В период подросткового возраста, в сравнении с периодом «среднего детства» (7-11 лет) и периодом взрослости, отмечается повышение общего возбуждения, наряду со снижением всех видов торможения. Таким образом одни и те же события могут вызвать у подростков достаточно яркий эмоциональный отклик, на фоне сниженной способности личности к успокоению. Вместе с тем, чувства и эмоции подростков относятся в большей степени к их внутренней жизни. Внешне они проявляются в меньшей степени, в сравнении с детьми. Так, даже в доверительных беседах, подростки часто неспособны говорить о своих переживаниях[4, с.251-252] [12, с.154].
Важной особенностью эмоциональной сферы подростков, является возможность совместного существования эмоций и чувств с противоположной направленностью. При этом отмечается выраженное стремление к делению эмоций на положительные и отрицательные.
По сути, все эмоциональные переживания, являются полезными, так как они помогают человеку осуществлять регуляцию своего поведения, наполняя его существование определенным личностным смыслом. Но при повышении интенсивности и снижении адекватности любые эмоции могут преобразоваться из полезных во вредные.
Е.П. Ильин отмечает, что подростки в большей степени склонны к проявлению радости, чем страха, гнева и печали. Гнев, проявляется ярче, чем к страх и печаль. Наиболее интенсивное переживание радости, гнева и печали отмечается в возрасте 12-13 лет, а уровень выраженности страха в этот период, имеет тенденцию к уменьшению.
Положительные и отрицательные эмоции существуют параллельно с состоянием «эмоционального нуля»- скукой, опасность которого состоит в том, что у подростков оно с трудом сменяется положительными эмоциями, и достаточно легко – отрицательными.
В работах Л.А. Регуша, А.А.Реана выделено, что «трудные» проблемные подростки (которые склонны к нарушениям дисциплины, и.т.д.) отличаются от сверстников тем, что чаще и интенсивнее переживают скуку, то есть у них снижена способность к внесению разнообразия в свою жизнь.
Девочек подростков отличает более выраженная эмоциональность, повышающая интенсивность их переживаний по различным поводам, и стремление к обсуждению своих чувств, в сравнении с мальчиками. У девочек чаще происходят «сбои» эмоциональной сферы, с резкой сменой настроения, слезами и т.п. Мальчики, стремятся избегать проявления эмоций, и реагируют в большей степени изменениями в поведении: вспыльчивостью, грубостью, шумом, высокой двигательной активностью и.т.д, Подобное поведение рассматривается исследователями в виде попытки переложить с себя ответственность за неудачи, со «сбросом» внутреннего напряжения в ненужных движениях и криках.
Л.А. Регуш, выделяет, что у мальчиков пик эмоциональной неустойчивости отмечается в возрасте 11-13 лет, у девочек в возрасте – 13-15 лет. Именно в этот возрастной период существенно осложняется взаимодействие подростков и взрослых[9, с.36-38].
Согласно В.Г. Казанской, подростки часто застревают на определенных эмоциях положительного и отрицательного характера, отвергая попытки помощи. Отношения со сверстниками и родителями входят в число наиболее значимых для подростков сфер переживаний.
Подростковая рефлексия, и потребность разобраться в своих внутренних переживаниях, выражается в стремлении к исповедальности, в процессе общения с ровесниками, заполнения дневника, фантазиях и стихах [13, с.7].
Младший подростковый возраст, сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень, при котором учение может приобрести для подростка новый личностный смысл – стать деятельностью по самосовершенствованию и самообразованию.
Исследователями выделено, что в период подросткового возраста дети не только увлекаются разными делами, но и сверхэмоционально общаются со сверстниками. При этом общение – накладывает отпечаток и на процесс учения, и на внеучебную деятельность, с системой родительско – детских отношений, накладывая таким образом отпечаток на всю жизнь подростков. Ведущая деятельность этого периода представлена интимно – личностным общением [10, с.75].
Таким образом, у подростка, более способного к разнообразным и интенсивным эмоциям, формируется способность к их торможению волевым усилием. Важную роль в полноценном эмоциональном развитии подростка, играет система взаимоотношений со сверстниками, которая дает возможность выплеснуть как положительные, так и отрицательные эмоции, обучится управлять ими; обеспечить чувство защищенности и эмоциональную эффективную поддержку в новых ситуациях жизнедеятельности, что представляет особую важность, в ситуации напряженных семейных взаимоотношений; дружба со сверстниками – источник укрепления самоуверенности и самооценки, получаемых ребенком вне семьи.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜