Таким образом, подростковый возраст – кризисный период в жизни личности, с отличительными особенностями и затяжным характером. Успешность прохождения этого этапа развития, обусловлена как внутренними (психическими и физиологическими) факторами так внешними факторами (воздействие социума), которые в совокупности формируют социальную ситуацию развития, наполняемую ведущей деятельностью данного возраста.
Специфика развития эмоционального интеллекта в период подросткового возраста
В период подросткового возраста отмечается окончательное формирование интеллектуального аппарата, что способствует повышению осмысленности при конструировании мировоззрения подростка, его Я-концепции и индивидуальной системы ценностей. В этот период образ «Я», отличается нестабильностью, сниженной позитивностью в сравнении с периодом младшего школьного возраста, что наиболее выражено в возрасте 12-13 лет, когда интегрируется и осмысливается вся информация, которая относится к «Я» подростка [4, с.251-252].
В рамках эпигенетической концепции Э. Эриксона период подросткового возраста занимает одно из центральных мест, когда подростком решается базовая задача, заключенная в развитии чувств ролевой идентичности, вбирающих в себя наряду с совокупностью актуальных ролевых идентификаций, опыт предыдущих этапов становления, с его синтезом и на его основе дальнейшим развитием личности взрослого человека.
Установлен тот факт, что в процессе взросления дети лучше идентифицируют эмоции, в период подросткового возраста границы «эмоциональных» понятий приобретают четкость: так, маленькими детьми при обозначении расширенного круга эмоциональных явлений применяется один и тот же термин, в то время как более старшими детьми применяются различные термины. У подростков в процессе взросления отмечается расширение словаря эмоций с увеличением числа параметров, на основе которых происходит выделение определенных эмоций[8].
Согласно данным исследований переживания подростков в различных жизненных ситуациях более яркие и интенсивные в сравнении со взрослыми и детьми.
П. Лафренье, в качестве причины всплеска в эмоциональной жизни подростков выделяет дисбаланс нервных процессов возбуждения и торможения.
В период подросткового возраста, в сравнении с периодом «среднего детства» (7-11 лет) и периодом взрослости, отмечается повышение общего возбуждения, наряду со снижением всех видов торможения. Таким образом одни и те же события могут вызвать у подростков достаточно яркий эмоциональный отклик, на фоне сниженной способности личности к успокоению. Вместе с тем, чувства и эмоции подростков относятся в большей степени к их внутренней жизни. Внешне они проявляются в меньшей степени, в сравнении с детьми. Так, даже в доверительных беседах, подростки часто неспособны говорить о своих переживаниях[4, с.251-252] [12, с.154].
Важной особенностью эмоциональной сферы подростков, является возможность совместного существования эмоций и чувств с противоположной направленностью. При этом отмечается выраженное стремление к делению эмоций на положительные и отрицательные.
По сути, все эмоциональные переживания, являются полезными, так как они помогают человеку осуществлять регуляцию своего поведения, наполняя его существование определенным личностным смыслом. Но при повышении интенсивности и снижении адекватности любые эмоции могут преобразоваться из полезных во вредные.
Е.П. Ильин отмечает, что подростки в большей степени склонны к проявлению радости, чем страха, гнева и печали. Гнев, проявляется ярче, чем к страх и печаль. Наиболее интенсивное переживание радости, гнева и печали отмечается в возрасте 12-13 лет, а уровень выраженности страха в этот период, имеет тенденцию к уменьшению.
Положительные и отрицательные эмоции существуют параллельно с состоянием «эмоционального нуля»- скукой, опасность которого состоит в том, что у подростков оно с трудом сменяется положительными эмоциями, и достаточно легко — отрицательными.
В работах Л.А. Регуша, А.А.Реана выделено, что «трудные» проблемные подростки (которые склонны к нарушениям дисциплины, и.т.д.) отличаются от сверстников тем, что чаще и интенсивнее переживают скуку, то есть у них снижена способность к внесению разнообразия в свою жизнь.
Девочек подростков отличает более выраженная эмоциональность, повышающая интенсивность их переживаний по различным поводам, и стремление к обсуждению своих чувств, в сравнении с мальчиками. У девочек чаще происходят «сбои» эмоциональной сферы, с резкой сменой настроения, слезами и т.п. Мальчики, стремятся избегать проявления эмоций, и реагируют в большей степени изменениями в поведении: вспыльчивостью, грубостью, шумом, высокой двигательной активностью и.т.д, Подобное поведение рассматривается исследователями в виде попытки переложить с себя ответственность за неудачи, со «сбросом» внутреннего напряжения в ненужных движениях и криках.
Л.А. Регуш, выделяет, что у мальчиков пик эмоциональной неустойчивости отмечается в возрасте 11-13 лет, у девочек в возрасте — 13-15 лет. Именно в этот возрастной период существенно осложняется взаимодействие подростков и взрослых[9, с.36-38].
Согласно В.Г. Казанской, подростки часто застревают на определенных эмоциях положительного и отрицательного характера, отвергая попытки помощи. Отношения со сверстниками и родителями входят в число наиболее значимых для подростков сфер переживаний.
Подростковая рефлексия, и потребность разобраться в своих внутренних переживаниях, выражается в стремлении к исповедальности, в процессе общения с ровесниками, заполнения дневника, фантазиях и стихах [13, с.7].
Младший подростковый возраст, сензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень, при котором учение может приобрести для подростка новый личностный смысл – стать деятельностью по самосовершенствованию и самообразованию.
Исследователями выделено, что в период подросткового возраста дети не только увлекаются разными делами, но и сверхэмоционально общаются со сверстниками. При этом общение — накладывает отпечаток и на процесс учения, и на внеучебную деятельность, с системой родительско — детских отношений, накладывая таким образом отпечаток на всю жизнь подростков. Ведущая деятельность этого периода представлена интимно — личностным общением [10, с.75].
Таким образом, у подростка, более способного к разнообразным и интенсивным эмоциям, формируется способность к их торможению волевым усилием. Важную роль в полноценном эмоциональном развитии подростка, играет система взаимоотношений со сверстниками, которая дает возможность выплеснуть как положительные, так и отрицательные эмоции, обучится управлять ими; обеспечить чувство защищенности и эмоциональную эффективную поддержку в новых ситуациях жизнедеятельности, что представляет особую важность, в ситуации напряженных семейных взаимоотношений; дружба со сверстниками – источник укрепления самоуверенности и самооценки, получаемых ребенком вне семьи.