Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Выездная налоговая проверка и особенности ее проведения

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Налоговое право”

Тема: «Выездная налоговая проверка и особенности ее проведения»

МОСКВА-2013

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика выездной налоговой проверки

1.1 Понятие выездной налоговой проверки

1.2 Предмет, порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Глава 2. Этапы проведения выездной налоговой проверки

2.1 План проведения выездной налоговой проверки

2.2 Осмотр помещения проверяемой организации

Глава 3. Оформление результатов выездной налоговой проверки

3.1 Проверка и выемка документов

3.2 Акт выездной налоговой проверки

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля. Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а так же ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относится к компетенции налоговых органов.

Суть выездной налоговой проверки — контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основании изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Как правило, выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может принять проверяющих на своей территории, то проверка может быть проведена в помещении налогового органа, но по правилам проведения выездных налоговых проверок.

Выездные налоговые проверки в территориальных налоговых органах выполняют специализированные отделы выездных налоговых проверок юридических лиц. Выездная проверка, как правило, проводится не менее чем двумя проверяющими. Кроме того, налоговые инспекторы, участвующие в проведении проверки, также занимаются оформлением ее результатов, участвуют в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки.

Налоговый орган обычно осуществляет выездные налоговые проверки на основании ежеквартальных планов. Такой план составляется отделом выездных проверок с учетом предложений других отделов инспекции.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляется налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Цель работы исследовать сущность выездной налоговой проверки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

· ознакомиться с понятием выездной налоговой проверки;

· изучить предмет, порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок;

· проанализировать составление плана проведения выездной налоговой проверки, а также рассмотреть порядок проведения осмотра помещений проверяемой организации, и разобрать порядок составления акта при оформлении результатов выездной налоговой проверки.

выездной налоговый проверка документ

Глава 1. Общая характеристика выездной налоговой проверки

1.1 Понятие выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. Производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.

Существует 2 метода выездной налоговой проверки:

1) Сплошной

2) Выборочный

Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.

Выездные проверки бывают:

? комплексные и тематические;

? плановые и внеплановые;

Выездная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким видам налогов. Налоговые органы не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок одного и того же налогоплательщика по одним и тем же налогам за один и тот же период времени.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892:

1. проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2. получение в ходе проведения выездной налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3. наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4. проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно: четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев; менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации; десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5. непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6. иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

1.2 Предмет, порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Статья 31 НК РФ

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Налоговая политика и практика.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществляющий постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получивший статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», выносит налоговый орган, осуществляющий постановку этой организации на учет в налоговом органе. Федеральная налоговая служба. Раздел: Налоговый контроль

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

1. Полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

2. Предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3. Периоды, за которые проводится проверка;

4. Должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности организации, договоры (контракты). Банковские и кассовые документы, накладные на отпуск материальных ценностей, акты выполненных работ, счета — фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций; учетные регистры: книга доходов и расходов, журналы — ордера, ведомости и т.д., а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В случае предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. КАДИС правовой портал

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен да четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 сентября 2010г.). — М: Проспект, КноРус, 2010г. — С.-101.:

1. Истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК;

2. Получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3. Проведения экспертиз;

4. Перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведение выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункте 9 статьи 89 НК, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 пункте 9 статьи 89 НК, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки, приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанной с указанной проверкой. КонсультантПлюс

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 статьи 89 НК, не действуют. При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоговое право.3-е изд.-М.: Высшее образование, 2009г. — С. -75-76. :

1. Вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2. Налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшей ранее заявленного. В рамках этой повторной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление фактов налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации — налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или изменены, производится выемка этих документов.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняются от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Глава 2. Этапы проведения выездной налоговой проверки

2.1 План проведения выездной налоговой проверки

При окончательном отборе налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок учитываются такие факты, как величина намечаемой к проверке организации (чем крупнее налогоплательщик, тем выше вероятность обнаружить у него нарушений налогового законодательства), наличие поручений правоохранительных и вышестоящих налоговых органов на проверку конкретных налогоплательщиков и т.п.

В обязательном порядке в указанный план включаются:

· налогоплательщики, у которых при последней налоговой проверке выявлены факты существенных нарушений налогового законодательства, вызывающие необходимость проверки полноты устранения налогоплательщиком выявленных нарушений;

· налогоплательщики, не предоставляющие в налоговый орган документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· налогоплательщики, о которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства;

· налогоплательщики, в отношении которых необходимо проверить или уточнить сведения, полученные при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с данным налогоплательщиком (т.е. полученные результаты встречной проверки);

· налогоплательщики, по которым имеется поручение вышестоящих налоговых органов или правоохранительных органов на проведение выездной налоговой проверки;

· налогоплательщики, от которых получены заявления о фактах нарушения налогового законодательства должностными лицами налогового органа при проведении ими выездной налоговой проверки;

· реорганизуемые или ликвидируемые организации.

Как правило, в ходе выполнения плана проведения выездных налоговых проверок возникает необходимость его корректировки в связи с проведением внеплановых проверок организаций, связанных с их ликвидацией, возникновением новых поручений правоохранительных и вышестоящих налоговых органов и т.д. Корректировка плана после его утверждения осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на основании докладных записок с обоснованием невозможности или нецелесообразности проведения выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика в запланированные сроки.

Назначению выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика должен предшествовать детальный анализ (в ходе камеральной проверки) имеющейся в налоговом органе информации о нем, который завершается подписанием руководителем налогового органа или его заместителем решения о проведении выездной налоговой проверки и программы проведения проверки.

2.2 Осмотр помещения проверяемой организации

При проведении выездной налоговой проверки проверяющим не надо представлять каких-либо отдельных документов для осмотра помещений, поскольку требуемые для этого документы уже предъявлены организации (решение о проведении проверки и служебные удостоверения). Осмотр территорий и помещений осуществляется должностными лицами налогового органа в присутствии не менее чем двух понятых, а также представителей налогоплательщика, который имеет право участвовать в осмотре. п. 3 ст. 92 НК РФ В то же время присутствие представителей налогоплательщика не является обязательным, но эта необязательность проявляется не в том, что налоговый орган может произвольно проводить осмотр без участия представителей налогоплательщика, а в том, что организация может отказаться участвовать в осмотре. Налоговый орган обязан привлечь лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка (руководителя, действующего от имени организации без доверенности) или его представителя, уполномоченного представлять интересы организации при проведении проверки, к осмотру. И только в случае его отказа осмотр может быть проведен без участия представителя налогоплательщика.

Кроме того, при необходимости в процессе осмотра могут принимать участие специалисты, обладающие специальными знаниями или навыками. В процессе осмотра проверяющие могут вести фото- и киносъемку или видеозапись, снимать копии с документов и осуществлять другие действия. п. 4 ст. 92 НК РФ По итогам осмотра составляется соответствующий протокол. Если процедура осмотра проведена в полном соответствии с законом, неправильное или небрежное оформление протокола по ее итогам может стать основанием для признания результатов осмотра недействительными.

Глава 3. Оформление результатов выездной налоговой проверки

3.1 Проверка и выемка документов

В случае, если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов. пп.3 п.1 ст.31 НК РФ

Налоговые органы вправе производить выемку документов:

· у налогоплательщика,

· плательщика сбора,

· налогового агента,

при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут:

· уничтожены,

· сокрыты,

· изменены,

· заменены.

В соответствии с п.5 ст.93 НК РФ, ИФНС не может потребовать у организации те документы, которые были ей ранее представлены (в виде заверенных копий) при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

Указанное ограничение не распространяется на случаи:

· когда документы ранее представлялись в виде подлинников, возвращенных после проверки,

· когда документы, были утрачены ИФНС вследствие непреодолимой силы (наводнение, пожар и пр.).

Кроме того, в данное время действуют следующие ограничения при выемке документов в ходе выездной проверки:

· До начала выемки документов должностное лицо ИФНС должно предъявить представителю налогоплательщика Постановление о производстве выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.

· Выемка должна быть произведена в присутствии представителя налогоплательщика и понятых (в качестве понятых могут быть вызваны любые 2 физлица, кроме сотрудников ИФНС).

· Обязательно должен быть составлен Протокол выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом №ММ-3-06/338@.

· Выемка документов и предметов в ночное время не допускается. При этом, положения НК РФ не содержат определения ночного времени. Согласно ТК РФ, ночным считается время с 22-00 до 06-00.

Налоговые инспекторы, осуществляющие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

Кроме того они могут производить осмотр документов и предметов, а так же:

· производственных,

· складских,

· торговых,

· иных помещений и территорий,

используемых организацией для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

В соответствии с п.3 ст.92 НК РФ, осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

3.2 Акт выездной налоговой проверки

Итак, по итогам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов в обязательном порядке составляется акт выездной налоговой проверки, в котором фиксируются ее результаты. Этот документ составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй — в установленном порядке вручается руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) либо их представителям. Если при проведении проверки участвовали сотрудники органов внутренних дел, составляется третий экземпляр, который направляется в соответствующий орган МВД. Акт выездной налоговой проверки оформляется при любом исходе проверки (даже если у налогоплательщика не обнаружено никаких нарушений). В нем указываются конкретные обстоятельства, связанные с проверкой, в том числе ссылки на документы, исследованные в ходе проверки, обстоятельства, установленные проверкой, выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика состава налогового правонарушения и т.д. При этом каждый установленный в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне, а изложенные в нем обстоятельства — основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту. Также в Акте должны быть указаны все действия налогового органа по осуществленным мероприятиям налогового контроля. Акт выездной налоговой проверки составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. п. 1 ст. 100 НК РФ Таким образом, наличие на руках налогоплательщика справки о проведенной проверке является важным обстоятельством, ведь именно с момента составления справки начинают исчисляться сроки составления акта проверки.

Пример. По итогам выездной налоговой проверки 1 сентября (вторник) налоговым органом была составлена справка о проведенной проверке. Порядок исчисления срока для составления акта о проведенной проверке: 1) течение срока, установленного месяцами, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (составление справки), т.е. со 2 сентября (среда); 2) два месяца, отведенные для составления акта выездной налоговой проверки, заканчиваются 1 ноября (воскресение); 3) поскольку последний день срока приходится на выходной день (воскресение), окончанием срока для составления акта проверки является первый рабочий день после выходных, т.е. в понедельник 2 ноября.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что акт налоговой проверки — главный документ, на основании которого в дальнейшем налоговый орган сможет взыскать с налогоплательщика недоимку (штрафы, пени). Следовательно, при отсутствии акта выездной налоговой проверки решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требование об уплате недоимки, пеней и штрафов должны рассматриваться как вынесенные без наличия законных оснований. Исходя из «ценности» акта выездной налоговой проверки, налогоплательщикам следует внимательно изучить его в поисках неточностей, погрешностей и иных изъянов, которые могут сыграть им на руку. Так, следует обратить внимание на период проверки, поскольку этот период ограничен и налоговые органы не имеют права выходить за пределы установленных рамок (три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки). Не менее важным является перечень проверенных налогов. Это связано с тем, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, проверяющие не должны выходить за рамки проверки тех вопросов, которые указаны в решении о проведении проверки. Так, если из решения следует, что проверка производится по вопросам правильности исчисления и уплаты НДС, инспекторы не должны выявлять нарушения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль. Вместе с тем, имеет смысл обратить внимание на длительность проверки, которая также ограничена временным промежутком. Также надо внимательно проверить действие всех документов, на которые ссылаются проверяющие, поскольку налоговый орган может указывать на те нормы, которые прекратили свое действие. Не менее важна процедура передачи акта налогоплательщику.

Вручение Акта налогоплательщику

Обычный порядок вручения акта — передача его лично в руки руководителю налогоплательщика (его представителю), который должен расписаться на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, в том, что получил свой экземпляр акта и проставить дату. Не бойтесь подписывать Акт, ведь подпись на нем вместе с датой свидетельствует только о том, что акт налоговой проверки вручен налогоплательщику, но вовсе не говорит о его согласии или несогласии с изложенными в этом документе выводами (для этого есть специальная процедура представления возражений). Если же налогоплательщик откажется подписывать акт, это ничего не изменит, поскольку в нем будет сделана запись об этом факте, заверенная подписью проверяющего. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения Акта налоговой проверки, применяется второй вариант его вручения — направление акта выездной налоговой проверки налогоплательщику заказным письмом по почте. Тогда датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма (т.е. с даты указанной на штемпеле конверта). При этом письмо считается полученным на шестой день независимо от того, получил его налогоплательщик в действительности или нет.

Пример. Акт выездной налоговой проверки был выслан налогоплательщику по почте 1 сентября (вторник). Порядок исчисления даты вручения налогоплательщику акта: 1) течение срока, установленного днями, исчисляется в рабочих днях и начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало (отправление акта по почте), т.е. с 2 сентября (среда); 2) шестой рабочий день после направления акта по почте истекает во вторник 8 сентября.

Итак, налоговая проверка закончена, и налогоплательщик получил акт проверки, который содержит выводы и предложения проверяющих инспекторов относительно правильности исчисления и уплаты налогов организации. Однако он не порождает для налогоплательщика таких правовых последствий, как незамедлительная уплата указанных в Акте сумм недоимки, пени и штрафов, поскольку у налогоплательщика еще есть право представить свои возражения на Акт проверки, которые могут быть учтены или нет при вынесении окончательного решения о суммах, которые надлежит уплатить в бюджетную систему.

Заключение

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговая проверка представляет собой эффективный инструмент налогового контроля, позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него о налогах и сборах.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводится по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проведен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две или более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Выездная налоговая проверка не может продолжатся более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

В процессе проведения проверки проверяющие вправе потребовать от налогоплательщика любые документы, связанные с исчислением и (или) уплатой налогов.

Приостановление и возобновление выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

По результатам выездной налоговой проверки в течении двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2010. — 672 с.

2. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2011. — 32 с

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. на 1 июня 2013 г.- М.: Экспо, 2013. -800 с..

4. Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892

5. Валов М.А. Выездная налоговая проверка // Журнал «Налоги и платежи» / Арбитражная налоговая практика. № 2, 2009.

6. Гусева Т.А. Налоговые проверки и оформление их результатов /Журнал «Аудит и финансовый анализ», 2009 №3.

7. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2010.-386с

8. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. налоговое право. 3-е изд.-М.: Высшее образование, 2009. 176 с.

9. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие — 2-е изд., допол. и перераб./ Под ред. Проф. А.Н. Романова — М.: Вузовский учебник, 2009. — 334с.

10. «КАДИС» правовой портал

11. КонсультантПлюс

12. Министерство финансов Российской Федерации

13. Налоговый контроль

14. Налоговая политика и практика.

15. Федеральная налоговая служба.

Picture of Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.