Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Возрастные особенности формирования и развития умственных действий

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Основные закономерности обучения, описанные в теории планомерного формирования умственных действий, понятий и навыков, сохраняют свое значение на всех уровнях обучения. Усвоение знаний, навыков и умений происходит на более качественном уровне, если организаторы обучения сознательно вычленяют и обеспечивают последовательное совершение умственных действий обучаемых поэтапно, переводя внешнюю (материальную) деятельность с объектами познания во внутреннюю (умственную) деятельность.
Исходя из выводов ученых, формирование умственных действий проходит в соответствии следующих этапов:
Первый (мотивационный) – этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации обучаемого. Такая познавательная мотивация часто пробуждается при проблемном обучении. Если учащийся приходит на уроки со сложившимся мотивом, то никакой специальной работы на этом этапе не потребуется, а иначе необходимо с помощью внешней и внутренней мотивации обеспечить включение учащегося в совместную деятельность с учителем.
Второй этап (ориентировочный) включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным на данном этапе является понимание.
Третий (материальный или материализованный) – этап выполнения действий в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальное, например, при счете перекладывание каких-либо предметов: кубиков, игрушек и пр.). Действие выполняется с помощью каких-либо моделей: схем, чертежей и пр. (материализованное: арифметические действия на счетных палочках, счетах, пальцах). Следовательно, первая задача обучения – найти материальную (материализованную) форму усваиваемого действия. На данном этапе вводится речь. Учащиеся комментируют совершаемое действие.
Четвертый (внешне-речевой) – этап формирования действия как внешнеречевого (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные (материализованные) средства. Обычно соблюдается последовательность: вначале действие проговаривается «своими словами», затем постепенно переходят к научному языку, который выступает конечным результатом этого этапа.
Пятый – этап формирования действия во внешней речи (про себя). Действие сопровождается проговариванием про себя, речь постепенно сокращается там, где ученику хорошо известно содержание, действие тем самым автоматизируется.
Шестой – этап выполнения действия в умственном плане. Действие становится автоматическим, недоступным самонаблюдению.
По теории поэтапного формирования умственных действий этапы усвоения знаний рассматриваются совместно с этапами усвоения деятельности. Знания с самого начала включаются в структуру действия. Качество знаний при этом определяется их адекватностью деятельности, которая используется для их усвоения. Знания нельзя давать в готовом виде. Они всегда усваиваются через включение в ту или иную деятельность.
В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, нами рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия [8]:
– степень овладения умственным действием;
– степень его обобщенности;
– полнота фактически выполняемых операций, или степень действия;
– мера освоенности.
Исследователями выделяются три уровня овладения умственным действием:
1) овладение уровнем предметного действия (например, перекладывание первоклассником палочек при обучении счету);
2) уровнем громкой речи без опоры на предметы (например, рассказ о выполняемом арифметическом действии);
3) действие в уме (например, решение арифметической задачи в уме без проговаривания).
Считается, что эти уровни являются обязательными фазами превращения внешнего действия во внутреннее.
Остальные характеристики – степень обобщения, сокращенности и освоения умственного действия – определяют его «зрелость». Действие тем совершеннее, чем оно более обобщено, сокращено и отработано.
Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию – перенесение внешнего действия в форму умственного навыка. При этом не возникает разрыва знаний и умений: единицей содержания обучения выступают способы действия на основе знаний.
Главным условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) – это та система условий, на которую опирается человек при выполнении действий. На различном учебном материале выявлены три основных типа ориентировки в задании.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜