Основные закономерности обучения, описанные в теории планомерного формирования умственных действий, понятий и навыков, сохраняют свое значение на всех уровнях обучения. Усвоение знаний, навыков и умений происходит на более качественном уровне, если организаторы обучения сознательно вычленяют и обеспечивают последовательное совершение умственных действий обучаемых поэтапно, переводя внешнюю (материальную) деятельность с объектами познания во внутреннюю (умственную) деятельность.
Исходя из выводов ученых, формирование умственных действий проходит в соответствии следующих этапов:
Первый (мотивационный) — этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации обучаемого. Такая познавательная мотивация часто пробуждается при проблемном обучении. Если учащийся приходит на уроки со сложившимся мотивом, то никакой специальной работы на этом этапе не потребуется, а иначе необходимо с помощью внешней и внутренней мотивации обеспечить включение учащегося в совместную деятельность с учителем.
Второй этап (ориентировочный) включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным на данном этапе является понимание.
Третий (материальный или материализованный) — этап выполнения действий в материальном или материализованном виде. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальное, например, при счете перекладывание каких-либо предметов: кубиков, игрушек и пр.). Действие выполняется с помощью каких-либо моделей: схем, чертежей и пр. (материализованное: арифметические действия на счетных палочках, счетах, пальцах). Следовательно, первая задача обучения — найти материальную (материализованную) форму усваиваемого действия. На данном этапе вводится речь. Учащиеся комментируют совершаемое действие.
Четвертый (внешне-речевой) — этап формирования действия как внешнеречевого (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные (материализованные) средства. Обычно соблюдается последовательность: вначале действие проговаривается «своими словами», затем постепенно переходят к научному языку, который выступает конечным результатом этого этапа.
Пятый — этап формирования действия во внешней речи (про себя). Действие сопровождается проговариванием про себя, речь постепенно сокращается там, где ученику хорошо известно содержание, действие тем самым автоматизируется.
Шестой — этап выполнения действия в умственном плане. Действие становится автоматическим, недоступным самонаблюдению.
По теории поэтапного формирования умственных действий этапы усвоения знаний рассматриваются совместно с этапами усвоения деятельности. Знания с самого начала включаются в структуру действия. Качество знаний при этом определяется их адекватностью деятельности, которая используется для их усвоения. Знания нельзя давать в готовом виде. Они всегда усваиваются через включение в ту или иную деятельность.
В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, нами рассматриваются четыре основные характеристики умственного действия [8]:
— степень овладения умственным действием;
— степень его обобщенности;
— полнота фактически выполняемых операций, или степень действия;
— мера освоенности.
Исследователями выделяются три уровня овладения умственным действием:
1) овладение уровнем предметного действия (например, перекладывание первоклассником палочек при обучении счету);
2) уровнем громкой речи без опоры на предметы (например, рассказ о выполняемом арифметическом действии);
3) действие в уме (например, решение арифметической задачи в уме без проговаривания).
Считается, что эти уровни являются обязательными фазами превращения внешнего действия во внутреннее.
Остальные характеристики — степень обобщения, сокращенности и освоения умственного действия — определяют его «зрелость». Действие тем совершеннее, чем оно более обобщено, сокращено и отработано.
Поэтапное формирование умственных действий обеспечивает интериоризацию — перенесение внешнего действия в форму умственного навыка. При этом не возникает разрыва знаний и умений: единицей содержания обучения выступают способы действия на основе знаний.
Главным условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) — это та система условий, на которую опирается человек при выполнении действий. На различном учебном материале выявлены три основных типа ориентировки в задании.
Возрастные особенности формирования и развития умственных действий
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.