В соответствии с западными трактовками понятия «средний класс», он представляет собой особый социальный и экономический субъект, которые объединяет население профессиональных групп, имеющих средние доходы на человека и соответствующий уровень жизни, а также занимается в обществе выполнением функций воспроизводства квалифицированной рабочей силы, ретрансляции норм и культурных ценностей, стабилизацией. То есть можно сделать вывод, что для определения среднего класса недостаточно того, чтобы определить средние доходы населения, важно еще и то, чтобы средний класс выполнял определенные функции в обществе.
Asian Development Bank проводил исследование среднего класса в 2000-2011 г. и обнаружил, что располагаемый доход среднего класса в 10 азиатских государствах увеличился, а также увеличилась и численность среднего класса. Следовательно, категория дохода среднего класса может быть величиной динамической, что затрудняет исследование и сравнение среднего класса в различных государствах.
Исследования социологов, под руководством П. Перотто, проведенные в США в 60-70 гг. ХХ в. установили, что средний класс на тот момент в США составлял 47-49% от общего числа американцев. Впоследствии другими американскими учеными Р. Сильверманом, П. Джекелом и Д. Хики были выделены две подгруппы в среднем классе:
Профессиональный средний класс (так называемый верхний средний класс), который составляли 15-20% американцев и который состоял из образованных менеджеров и управленцев;
Нижний средний класс, в который включалось до 30% населения США, состоящий из мастеров и профессионалов нижнего уровня.
Американским исследователем Д. Гамильтоном в 80-е гг. ХХ в. была установлена такая особенность среднего класса, как то, что он более активно участвует в политической жизни США, чем низшие слои населения. Общая картина восприятия среднего класса выходит дальше обычного противостояния между богатыми и бедными, что ведет к обогащению политической повестки, обращенной к среднему классу. В то же время сам по себе средний класс не способен решать политические проблемы, для этой цели нужно делегировать решение данных проблем политикам. Именно с 80-х гг. ХХ в. в США активно развивается политика, обращенная к представителям среднего класса. Несмотря на то, что средний класс не может сам решать политические проблемы, он может выбирать политиков, решающих эти проблемы, а также выбирать методы решения данных проблем. [17, с. 104]
Средний класс играет важную роль в любой экономической системе, в частности за счет того, что выполняет подчас универсальные функции, несмотря на различие подходов к определению среднего класса:
Средний класс отличает покупательская активность, он обладает основной суммой денежных доходов, соответственно, может сформировать платежеспособный спрос;
Средний класс формирует моду на те или иные товары массового потребления. То есть средний класс за счет моды создает эффект масштаба для производителя;
Средний класс своей покупательской активностью стимулирует экономический рост страны и развивает отечественное производство;
За счет среднего класса образуется основной объем сбережений в банковской системе;
Средний класс активно участвует в программах кредитования за счет чего расширяется потребительский спрос;
За счет среднего класса обеспечивается основная часть поступлений в бюджет страны;
Средний класс стимулирует развитие финансовых институтов общества (например, фондов коллективных инвестиций);
Средний класс, будучи удовлетворенным своим положением, стремится сохранить стабильную политическую систему и ведет страну к социальному миру и согласию.
Я.И. Ваславский в своем исследовании, посвященном среднему классу, выделяет базовые ценности среднего класса:
Демократическое устройство политической системы;
Свобода передвижения, свобода выбора профессии и форм заработка;
Свобода информации (получения информации и распространения информации);
Соблюдение баланса между сильными государственными институтами и рыночной экономикой;
Внешнеполитическое партнерство;
Эволюционное поступательное реформирование общества вместо революционного пути. [3, с. 56]
Исследования, проведенные ВШЭ позволили установить, что в России, так же как в США и других странах, средний класс не является однородной совокупностью. Более того, в России средний класс еще более стратифицирован, чем в США. [22, с. 15]
Для отнесения индивидов к среднему классу специалистами ВШЭ были разработаны критерии:
Уровень образования;
Профессиональный статус;
Уровень благосостояния;
Самоидентификация.
При этом, если три первых критерия относятся к социально-экономическим характеристикам среднего класса, то последний критерий – самоидентификация относится к социально-психологическим критериям среднего класса.
Таким образом, поступательное развитие современного общества невозможно без среднего класса. Средний класс является важнейшей категорией в современной экономике, так как выступает в роли ключевого элемента социального и политического развития общества и государственных институтов. Становление среднего класса в любом государстве проходит сложный и уникальный путь, но сформировавшись средний класс за счет реализуемых им функций является силой, способной осуществлять экономическое развитие страны.
Возможности повышения доходов населения,уменьшения соц.дифференциации и формирования в России среднего класса
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.