В зависимости от анализаторов выделяются следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например, величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
Выстраивание образа воспринимаемого объекта плотно связано со способом его исследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом.
На первоначальном этапе деятельности человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ индивидуален, конкретен. Выполнив свою непосредственную функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его личным интересам и потребностям.
Отсюда следует вывод о том, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей его мира и ориентируется в ней.
В связи с тем, что в образе отражены единовременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это единое и обобщенное представление объекта – это результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий.
Этот синтез может протекать как в рамках одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Благодаря своему единству любой образ может регулировать целесообразное поведение. Только в результате такого объединения изолированные ощущения преобразуются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Отсюда следует, что главным отличием восприятия от ощущения является его предметность осознания всего, что оказывает воздействие на человека, и то что ему присуще отображение объекта окружающего мира в совокупности всех его свойств или единства отображение предмета.
Кроме этого ощущение в процессе восприятия задействует предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть в процесс восприятия включаются психические процессы еще высокого уровня. К данному уровню относятся память и мышление.
Работы ученых психофизиологов демонстрирует, что восприятие является очень тяжелым процессом, который требует значительную аналитико-синтетическую работу. В первую очередь, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов.
В процессе восприятия всегда включены двигательные компоненты. К ним относятся: ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи.
Отсюда следует, что восприятие правильнее всего описывать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является единое представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Также стоит отметить, что целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков, таких как цвет, форма, вес, вкус, а также основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на рассматриваемом нами этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление.
Следующий этап восприятия потребует объединения главных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, то есть в процессе восприятия участвует память человека. Полное восприятие предметов возникает как результат трудной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни значительные признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (то есть насколько активно идет отражение этого объекта).
В процессе практической жизни человек изучает предметы посредством включения полученных впечатлений в систему уже полученных знаний. Биологическая природа изучается восприятия – это работа головного мозга человека, а именно нервного аппарата человека.
Именно деятельность нервной системы человека является основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, фиксирующих отношение предметов. В результате воспитания человек изучает не только те предметы природы, но и те предметы которые создал сам человек. Оно складывается не только посредством биологической структуры человека, так и с помощью специальных приборов.
В современном мире существует множество приборов для изучения объекта, например, микроскоп или компьютер.
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, то есть он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Восприятие.виды и процессы восприятия
- 2020-05-04
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.