Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Восприятие.виды и процессы восприятия

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В зависимости от анализаторов выделяются следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например, величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной организации этого психического процесса.
Выстраивание образа воспринимаемого объекта плотно связано со способом его исследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом.
На первоначальном этапе деятельности человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ индивидуален, конкретен. Выполнив свою непосредственную функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его личным интересам и потребностям.
Отсюда следует вывод о том, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей его мира и ориентируется в ней.
В связи с тем, что в образе отражены единовременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это единое и обобщенное представление объекта – это результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий.
Этот синтез может протекать как в рамках одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Благодаря своему единству любой образ может регулировать целесообразное поведение. Только в результате такого объединения изолированные ощущения преобразуются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Отсюда следует, что главным отличием восприятия от ощущения является его предметность осознания всего, что оказывает воздействие на человека, и то что ему присуще отображение объекта окружающего мира в совокупности всех его свойств или единства отображение предмета.
Кроме этого ощущение в процессе восприятия задействует предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, то есть в процесс восприятия включаются психические процессы еще высокого уровня. К данному уровню относятся память и мышление.
Работы ученых психофизиологов демонстрирует, что восприятие является очень тяжелым процессом, который требует значительную аналитико-синтетическую работу. В первую очередь, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов.
В процессе восприятия всегда включены двигательные компоненты. К ним относятся: ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи.
Отсюда следует, что восприятие правильнее всего описывать как воспринимающую деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является единое представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Также стоит отметить, что целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков, таких как цвет, форма, вес, вкус, а также основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на рассматриваемом нами этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление.
Следующий этап восприятия потребует объединения главных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, то есть в процессе восприятия участвует память человека. Полное восприятие предметов возникает как результат трудной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни значительные признаки, тормозятся другие (несущественные). И воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (то есть насколько активно идет отражение этого объекта).
В процессе практической жизни человек изучает предметы посредством включения полученных впечатлений в систему уже полученных знаний. Биологическая природа изучается восприятия – это работа головного мозга человека, а именно нервного аппарата человека.
Именно деятельность нервной системы человека является основой образования рефлекторных связей в коре головного мозга, фиксирующих отношение предметов. В результате воспитания человек изучает не только те предметы природы, но и те предметы которые создал сам человек. Оно складывается не только посредством биологической структуры человека, так и с помощью специальных приборов.
В современном мире существует множество приборов для изучения объекта, например, микроскоп или компьютер.
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, то есть он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜