Прежде всего, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация определяется как «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана»[19].
Там же определен такой принцип государственной политики в сфере образования как гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Стоит обратить внимание, что одной из ведущих ролей государства является контроль за осуществлением в образовательных организациях воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону.
В целом и общем, система образования в Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью [7].
Одной из приоритетных деятельностей образовательной организации является работа по формированию гражданственности обучающихся. На данный момент данная идея находится на этапе становления, который включает разработку содержания формирования гражданственности, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
В энциклопедическом словаре педагога понятие «формирование» определяется как «сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа)» [1].
С точки зрения педагогической практики, формирование -«применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личность учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений» [1].
Значит, формирование гражданственности можно представить как процесс воздействия на личность, с целью создания у неё системы знаний, отношений и ценностных ориентиров, выражающихся в практической деятельности гражданина.
В настоящее время деятельность по формированию гражданственности в образовательной организации осуществляется посредством непрерывного обучения и воспитания, направленных на формирование демократической культуры, удовлетворение потребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества и правового государства [13].
В настоящее время главной целью образовательных организаций является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин, в свою очередь, должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ [20].
Становление обучающегося как гражданина неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края [18].
Работа по формированию гражданственности у обучающихся в общеобразовательной организации включает в себя три этапа.
На первом этапе (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования — развитие творческого потенциала младшего школьника — помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Второй этап (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На этом этапе стержнем является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления обучающихся знаниями об истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм [25].
На третьем этапе (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Таким образом, формирование гражданственности в образовательной организации представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического, уклада школьной жизни и правового пространства школы.
Воспитание гражданственности на уроках истории
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.