Исходя из этих и других исследований, определено, что в формировании волевых качеств важную роль играют как внутренние (индивидуально-типологические особенности нервной системы, возрастные и иные особенности и др.), так и внешние факторы, характеризующие различные условия жизнедеятельности и воспитания.
Наиболее сложным понятие воли является его понятие в научной психологии. Проблема воли часто отрицается и вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желания и целями.
При этом все специалисты признают особую важность волевых процессов для организации обучения и развития ребенка — рис.1 [21].
Рис.1. Функции и виды волевых действий
Психологи чаще всего понимают свойство (процесс, состояние) человека, проявляющего в его способности осознано управлять своей психикой и поступками, как волю
По утверждению Е.П. Ильина: «к волевым относят действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных трудностей» — рис.2.