Курсовая работа
Предмет: История государства и права России
Тема: Военные преступления, совершенные на территории СССР в период Великой Отечественной войны: состав и юридическая ответственность
Содержание
- Введение
- 1. Военная перестройка
- 2. Ответственность за уклонение от воинского учета
- 3. Борьба с паникерами, распространителями ложных слухов
- 4. Укрепление дисциплины в народном хозяйстве
- 5. Усиление охраны государственной тайны
- 6. Уголовное наказание фашистских преступников
- 7. Усиление борьбы с посягательствами на собственность
- 8. Отсрочка исполнения приговоров и сокрашение срока наказания при отправке на фронт
- Заключение
- Список литературы
- Введение
Великая Отечественная война 1941 -1945гг. одновременно героическая и трагическая страница нашей истории: Крупнейший- военный; конфликт в истории человечества является; единственным событием новейшей; истории России вызывающим минимум: споров у различных: политических сил страны.
Одновременно несмотря, на появление в минувшие двадцать лет большого количества, публикаций, рассекречивание широкого круга источников: и пересмотр ряда прежних представлений; вооружённое противостояние Советского Союза и нацистской: Германии во многом остаётся неизвестной войной: Именно поэтому интерес к событиям 19411945гг. как в научных кругах, так и в российском обществе в целом, не ослабевает, оставаясь сравнительно высоким. Одним из достаточно важных, однако недостаточно изученных аспектов Великой Отечественной? войны является история борьбы с преступностью в 1941-1945гг.
Учитывая реформу российской: милиции и системы Министерства внутренних дел РФ в целом, пристальное внимание общества к этому вопросу, обращение, к событиям прошлого будет актуальным и небезынтересным. Это касается и регионального аспекта, так как тема, борьбы с преступностью также не получила должного освещения в историко-краеведческой литературе.
Между тем противостояние криминальному миру потребовало от государства привлечения серьёзных сил и средств, поскольку являлось составной частью обеспечения безопасности советского тыла. Деятельность сил правопорядка была перестроена в соответствии с требованиями военного времени, законодательство было ужесточено. Трагизм ситуации усугублялся регулярными призывами работников, правоохранительной системы в армию. и на трудовой фронт.
Цель — изучение преступлений в период Великой Отечественной Войны на территории СССР.
Задачи:
— Изучить статистические данные касающиеся преступности военного времени
— Изучить меры пресечения наказаний.
— проследить, раскрыть и обобщить опыт деятельности милиции по выполнению повседневных, а также новых задач, поставленных перед ними условиями военного времени и выходящих за рамки профессиональных обязанностей в мирное время;
— проследить правоохранительную мобильность органов милиции по привлечению к работе агентуры, а также широких слоев населения;
1. Военная перестройка
Нападение фашистской Германии на Советский Союз и выявившийся с первых дней войны небывалый в истории грандиозный размах военных действий поставил перед нашим государством задачу немедленно перестроить всю работу на военный лад, подчинив ее организации разгрома врага.
Укрепление правопорядка, гражданской и военной дисциплины государство рассматривало в годы войны как одну из важных предпосылок победы над фашистскими захватчиками.
В этих условиях регулирование борьбы с преступностью заключалось прежде всего в том, чтобы оно всей силой своего воздействия способствовало Победе. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Документы и материалы. — М., «Юридическая литература», 1975.
В день нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Президиум Верховного Совета СССР в соответствии с пунктом “п” ст. 49 Конституции СССР 1936 года объявил в отдельных местностях, имевших в то время особо важное значение для обороны страны, военное положение.
Объявляя его, Президиум учитывал, что в условиях войны, как никогда, требуется удесятеренная бдительность, исключительная добросовестность граждан.
Указ предусматривал, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным Советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных Советов, — высшему командованию войсковых соединений.
В местностях, объявленных на военном положении, военным властям было предоставлено право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения и т.п., производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества у государственных, общественных, кооперативных предприятий и организаций и у отдельных граждан. Военные власти могли регулировать время работы учреждений и предприятий, производить в необходимых случаях обыски и задержания подозрительных лиц, признанных социально опасными по своей преступной деятельности или по связям с преступной средой.
Военное командование наделялось правом издавать обязательные для всего населения постановления, устанавливая за них административное наказание в виде лишения свободы до шести месяцев или штрафа до трех тысяч рублей.
Все местные органы государственной власти, государственные и общественные учреждения, организации и предприятия обязаны были оказывать полное содействие военному командованию в использовании сил и средств данной местности для обороны страны и обеспечения общественного порядка. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Документы и материалы. — М., «Юридическая литература», 1975.
За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени.
Согласно Указу от 22 июня 1941 г. в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности передавались на рассмотрение военных трибуналов. Советская милиция: история и современность (1917-1987). — М., «Юридическая литература», 1987.
Им стали, например, подсудны уголовные дела о государственных преступлениях, дела о хищениях, предусмотренных Законом от 7 августа 1932 г., дела об убийствах, о разбое, о незаконном приобретении и хищении оружия. Советская милиция: история и современность (1917-1987). — М., «Юридическая литература», 1987.
Военным властям предоставлялось также право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, если командование признавало это необходимым. Роль и задачи НКВД в годы Великой Отечественной войны // http: // www. istoriya. ru;
30 июня 1941 года Президиум Верховного Совета СССР, ЦК ВКП /б/ и Совет Народных Комиссаров СССР приняли совместное постановление о создании Государственного Комитета Обороны (ГКО). Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрепятственно выполнять решения ГКО. Его председателем был назначен И.В. Сталин, который являлся также Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, а с 8 августа 1941 г. и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.
Во многих местностях, объявленных на военном положении, создавались областные и городские комитеты обороны, являвшиеся чрезвычайными органами власти.
Военно-политическая обстановка, сложившаяся в стране летом 1941 года, требовала объединения усилий органов государственной безопасности и внутренних дел. И 20 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ об объединении Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата государственной безопасности в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР). Это позволило маневрировать оперативными работниками, войсковыми и милицейскими подразделениями в интересах обеспечения безопасности и порядка Сойма, В. Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны // http: // www. chekist. ru;.
2. Ответственность за уклонение от воинского учета
Условия военного времени требовали строгого соблюдения военнообязанными и призывниками правил воинского учета.
Нарушение этих правил мешало четкому проведению мобилизации и призывов на военную службу, наносило ущерб интересам обороны страны. Вот почему Государственный Комитет Обороны ввел в январе 1942 г. новые, более точные, правила воинского учета. Вместе с тем он установил, что в военное время военнообязанные и призывники, уклоняющиеся от воинского учета, а также лица, содействующие этому, должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 193 — 10 “а” УК РСФСР, т.е. не как за общеуголовное, а как за воинское преступление.
Эта статья предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок не ниже одного года, а для лиц начальствующего состава — не ниже двух лет с конфискацией всего имущества или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, до расстрела с конфискацией имущества.
Лица, виновные в таком деянии, предавались суду военного трибунала Сойма, В. Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны // http: // www. chekist. ru;.
3. Борьба с паникерами, распространителями ложных слухов
Руководство страны разработало военно-политический план мобилизации, программу борьбы с фашистскими захватчиками. Эта программа была изложена в директиве СНК СССР и ЦК ВКП /б/ от 29 июня 1941 г., озаглавленной “Партийным и Советским организациями прифронтовых областей”.
Особое внимание директива уделяла важности борьбы со всякими дезорганизаторами тыла, паникерами, распространителями слухов, вражескими парашютистами.
6 июля 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ “Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения”.
Указ предусмотрел, что виновные в распространении таких слухов наказываются по приговору военного трибунала тюремным заключением на срок от двух до пяти лет, если эти действия по своему характеру не влекут более тяжкого наказания.
Иными словами, ответственность по данному Указу наступала лишь тогда, когда виновный не преследовал цель подрыва или ослабления Советской власти. Если же у него была такая цель, то он (в зависимости от обстоятельств дела) отвечал за контрреволюционную пропаганду и агитацию (ст. 58-10 УК РСФСР) или за измену Родине Стяжкин, C.B. Органы государственной безопасности и внутренних дел в Великой Отечественной войне 1941-1943 (На материалах- Верхнего Поволжья). Дис. .канд. ист. наук. Ярославль, 1999.
Когда изменник не был военнослужащим, то его судили по ст. 58 -1 “а” УК РСФСР. А если он был военнослужащим — по ст. 58-1 “б” УК РСФСР.
Ст. 58-1 — “а” устанавливала наказание в виде расстрела с конфискацией имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишение свободы на срок десять лет.
Санкция же ст. 58-1 — “б” была абсолютно определенной — расстрел с конфискацией имущества.
В октябре 1941 года фашистские орды рвались к Москве. Над столицей нашего государства нависла серьезная опасность.
В целях тылового обеспечения обороны Москвы и укрепления тыла войск, защищавших Москву, а также для пресечения подрывной деятельности шпионов, диверсантов и других фашистских агентов Государственный Комитет Обороны постановлением от 19 октября 1941 г. ввел в Москве и прилегающих к городу районах осадное положение. Охрана строжайшего порядка в Москве и пригородных районах была возложена на военное командование в лице военного коменданта Москвы. В его распоряжение передали войска внутренней охраны НКВД, милицию и добровольческие рабочие отряды. Кирпичникова, Т. Некоторые аспекты борьбы с дезертирством и уклонением от призыва в период Великой Отечественной войны // http: // izvestia. asu. ru.;
На коменданта города, являвшегося непосредственным высшим начальником этих войск, милиции и рабочих отрядов, возлагалось осуществление всех функций органов государственной власти в области обеспечения общественного порядка.
Нарушители порядка в условиях осадного положения подлежали немедленному привлечению к ответственности с передачей суду военного трибунала.
Постановление ГКО от 19 октября предусматривало беспощадное подавление провокаторов, шпионов и прочих агентов врага, призывающих к нарушению установленного порядка. Они подлежали расстрелу на месте.
Такое решение сыграло важную роль в обороне столицы нашего государства и в организации разгрома фашистов под Москвой. Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948
4. Укрепление дисциплины в народном хозяйстве
Война требовала резкого усилия борьбы с нарушителями дисциплины в народном хозяйстве.
С июля по ноябрь 1941 года было эвакуировано на восток свыше 1360 крупных предприятий. Из прифронтовых районов был вывезен весь станочный парк, большая часть энергетического оборудования. Но мобилизация в Вооруженные Силы резко уменьшила число рабочих и служащих. Их численность сократилась с 31,5 миллиона к началу 1941 г. до 18,5 миллиона к концу года. Лунеев, В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. М., «Волтерс Клувер», 2005.
Необходим был новый трудовой режим. 26 декабря 1941 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ “Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий”. Он признал эти категории рабочих и служащих мобилизованными и закрепленными на период войны за теми предприятиями, где они работали.
Указ отмечал, что задача увеличения производства продукции на предприятиях военной промышленности и дальнейшего усиления снабжения Красной Армии всеми видами вооружения требует безусловного закрепления рабочих и служащих на предприятиях военной промышленности. Обеспечение военной промышленности постоянными кадрами рабочей силы, подчеркивал Указ, имеет особое значение для быстрого восстановления на полную мощность военных заводов, эвакуированных в восточные районы страны. Лунеев, В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. М., «Волтерс Клувер», 2005.
В связи с этим Указ признал необходимым рассматривать самовольный уход рабочих и служащих с предприятий военной промышленности как дезертирство.
Дела о лицах, виновных в самовольном уходе (дезертирстве) с предприятий военной промышленности были переданы в подсудность военных трибуналов.
Война требовала обеспечения трудовыми ресурсами предприятий, работающих, главным образом, на нужды обороны. И 13 февраля 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ “О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве”. В развитие этого Указа Совнарком СССР в тот же день принял соответствующее постановление. Правительство установило, что мобилизацию населения должны производить исполкомы областных (краевых) и городских Советов. Мобилизации подлежали только люди, живущие в городах (мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины в возрасте от 16 до 45 лет). Они должны были работать по месту жительства на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, на производстве по выпуску боеприпасов, в металлургической, химической и топливной промышленности. Но мобилизовать разрешалось лишь лиц, не работающих в государственных учреждениях и предприятиях. Следовательно, могли быть мобилизованы не только те трудоспособные, которые вообще нигде не работали, но и те, кто работал не в государственных, а в кооперативных и общественных организациях.
За уклонение от мобилизации на работу Указ предусмотрел наказание в виде исправительно-трудовых работ до одного года. Стяжкин, C.B. Органы государственной безопасности и внутренних дел в Великой Отечественной войне 1941-1943 (На материалах- Верхнего Поволжья). Дис. .канд. ист. наук. Ярославль, 1999
В результате этих и других организационных мероприятий занятое население чаще всего не становилось на преступный путь, а страна получила слаженное быстро растущее военное хозяйство.
Продукция военной промышленности и машиностроения в декабре 1942 г. увеличилась вдвое по сравнению с декабрем 1941 года. Возросла мощность электростанций, увеличилось производство стали, особенно качественных ее сортов. В стране строилось более 10 300 промышленных предприятий. Быстро наращивался выпуск вооружения и боеприпасов.
В условиях Отечественной войны точное и своевременное выполнение транспортом заданий Правительства по перевозкам приобрело особо важное военное и народно-хозяйственное значение.
Подавляющее большинство работников транспорта честно и добросовестно выполняли свой гражданский долг. Но некоторая часть рабочих и служащих транспорта проявляла недисциплинированность, безответственное отношение к делу и порой вносила дезорганизацию в работу транспорта.
Учитывая это, Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым ввести на всех железных дорогах воинскую дисциплину, требующую от каждого железнодорожника добросовестного и точного выполнения своих обязанностей.
Указом от 15 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил:
1. “Объявить все железные дороги на военном положении.
2. Всех рабочих и служащих железнодорожного транспорта на период войны считать мобилизованными и закрепить их для работы на железнодорожном транспорте.
3. Установить ответственность работников железнодорожного транспорта за преступления по службе наравне с военнослужащими Красной Армии.
4. Дела о всех преступлениях, совершенных на железнодорожном транспорте, рассматривать в военных трибуналах железных дорог по законам военного времени.
5. Рабочих и служащих железнодорожного транспорта за преступления по службе по решению военного трибунала увольнять с работы с направлением а фронт в штрафные роты, если они не подлежат более суровому наказанию”. Лунеев, В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. М., «Волтерс Клувер», 2005.
9 мая 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР распространил действие Указа от 15 апреля 1943 г. на Наркомфлот, Наркомречфлот и
По смыслу Указа уголовную ответственность за невыработку обязательного минимума трудодней могли нести только трудоспособные лица. И чтобы не допустить здесь ошибок, Народный комиссар юстиции СССР издал приказ от 4 июля 1942 г. Приказ запрещал судам принимать к рассмотрению дела об уголовной ответственности за невыполнение обязательного минимума трудодней, если речь шла о колхозниках старше 60 лет, колхозницах старше 55 лет и подростках моложе 16 лет.
Следовательно, подростки от 12 до 16 лет — члены семей колхозников, хотя и должны были выработать не меньше 50 трудодней в год, но за невыполнение такого минимума они уголовной ответственности не несли.
Несмотря на огромный урон, причиненный нашей стране войной, государство сумело даже с те суровые годы организовать снабжение населения продовольствием. Нормированная система снабжения обеспечила более высокий уровень потребления рабочих решающих отраслей промышленности. Сохранились довоенные цены на нормированные предметы потребления. Стяжкин, C.B. Органы государственной безопасности и внутренних дел в Великой Отечественной войне 1941-1943 (На материалах- Верхнего Поволжья). Дис. .канд. ист. наук. Ярославль, 1999
Государство находило средства и на социально-культурные нужды населения (например, на пополнение книжного фонда библиотек, на содержание клубных учреждений). Все это содействовало направлению огромной человеческой энергии в нужное русло, а следовательно, и профилактике преступности.
Во время Отечественной войны ярко проявилось успешное действие административно-командной системы. Эта система в нашей стране в основном соответствовала задачам своего времени.
Без плановой экономики и жестких приказов мы не смогли бы в тяжелые годы войны быстро перебазировать промышленность и сельское хозяйство. Не смогли бы спасти жизнь, здоровье и имущество миллионов людей.
Сейчас, конечно, иное время. И теперь речь, вероятно, должно идти не о возврате к прошлому, не об отказе от рыночной экономики, а о ее социальном ориентировании. Без этого мы не сможем добиться серьезного сокращения преступности.
5. Усиление охраны государственной тайны
преступление ответственность уголовный преступник
Бдительность необходима на любом участке и во всякой обстановке. Но особое значение она приобретает в военное время.
Бдительность предполагает строгую охрану государственной тайны. Между тем в правовом регулировании ее охраны до 15 ноября 1943 г. был серьезный пробел. Положение о воинских преступлениях 1927 г. (а оно действовало во время войны) предусматривало ответственность военнослужащих за разглашение государственной и военной тайны за разглашение военных сведений, не подлежащих оглашению.
Другие лица при разглашении государственной тайны отвечали (в зависимости от обстоятельств дела) как за измену Родине, шпионаж или должностное преступление.
Не было и специального уголовного закона об ответственности за утрату документов, содержащих государственную тайну.
Это не способствовало успешной борьбе с такими преступлениями. И 15 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ “Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну”.
Указ установил уголовную ответственность за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну, если эти действия совершены должностными лицами (невоеннослужащими). Введена была Указом и уголовная ответственность частных лиц за разглашение сведений, заведомо являющихся государственной тайной.
Указ предусмотрел, что разглашение должностными лицами сведений, составляющих государственную тайну, а равно утрата документов, содержащих такие сведения, наказывается лишением свободы до пяти лет, если эти действия по своему характеру не влекут более тяжкого наказания, или лишением свободы до десяти лет, если они повлекли или могли повлечь тяжкие последствия.
За разглашение частными лицами сведений, заведомо являющихся государственной тайной, указ установил наказание в виде лишения свободы до трех лет, если эти действия не влекут более сурового наказания.
Иными словами, в Указе шла речь о таких случаях разглашения государственной тайны, которые нельзя было рассматривать как измену Родине или шпионаж. Кирпичникова, Т. Некоторые аспекты борьбы с дезертирством и уклонением от призыва в период Великой Отечественной войны // http: // izvestia. asu. ru.;
6. Уголовное наказание фашистских преступников
Фашистская оккупация причинила огромный вред нашему государству и народу.
В освобожденных от гитлеровских захватчиков городах и селах были обнаружены многочисленные зверства и чудовищные насилия, учиненные фашистскими извергами, а также шпионами и изменниками из числа советских граждан.
Сотни тысяч ни в чем не повинных женщин, детей и пленных советских воинов были замучены, повешены, расстреляны, заживо сожжены по приказам командиров воинских частей, комендантов городов и сел, начальников гестапо и других представителей оккупационных властей. Поэтому весьма оправданным и своевременным был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года “Об образовании Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР”. Кирпичникова, Т. Некоторые аспекты борьбы с дезертирством и уклонением от призыва в период Великой Отечественной войны // http: // izvestia. asu. ru.;
Чрезвычайная комиссия выполняла функции расследования международных преступлений германского фашизма. Ее результаты были использованы на Нюрнбергском процессе.
Учитывая исключительную общественную опасность злодеяний, совершенных фашистами и их пособниками на оккупированной территории СССР, Президиум Верховного Совета СССР принял 19 апреля 1943 г. соответствующий Указ.
Он установил, что фашистские злодеи, уличенные в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев, а также шпионы и изменники Родине из числа советских граждан караются смертной казнью через повешение.
Кроме того, Указ предусмотрел, что пособники из местного населения, уличенные в оказании содействия злодеям в совершении расправ и насилий, караются ссылкой на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет.
Отделения для лиц, осужденных к каторжным работам, были открыты, например, в Воркутинском, Норильском, Северо-восточном и Карагандинском исправительно-трудовых лагерях.
Осужденные там работали, главным образом, в угольных шахтах и были заняты на добыче золота и олова.
Для каторжников установили 10-часовой рабочий день. Но администрация лагеря вправе была продлить его еще на 2 часа. Каторжники носили форму специального образца с нашивками на верхней одежде и головном уборе номера личного дела. Они подлежали усиленной охране и изоляции. В течение первого года отбывания наказания заключенные -каторжники не имели права на переписку и вознаграждение за труд.
Указ от 19 апреля распространялся на преступления, совершенные до его издания. Советское право в период Великой Отечественной войны. Часть II. Уголовное право уголовный процесс. Под ред. И.Т. Голякова. — М., Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.
Между тем повешение и каторжные работы не были предусмотрены перечнем наказаний, указанных в ст. 13 Основных начал уголовного законодательства 1924 года и ст. 20 и 21 УК РСФСР 1926 года.
Применение Указа к деяниям, совершенным до его издания, было отступлением от ст. 3 Основ уголовного судопроизводства и ст. 2 УПК РСФСР, придававших обратную силу лишь законам, устраняющим преступность деяния или смягчающим его наказуемость. И все же Указ от 19 апреля 1943 г. можно считать правовым. В конкретно-исторических условиях того времени он соответствовал интересам высшей справедливости и способствовал победе над врагом. А этот враг не только попирал элементарные принципы права, признанные цивилизованными народами, но и стремился заменить само право гитлеровским новым порядком. Значит, формально отступая от буквы закона, государство спасало право, как таковое.
7. Усиление борьбы с посягательствами на собственность
В годы Отечественной войны хищение некоторых видов имущества приобрело повышенную общественную опасность. Необходимо было, например, усиленно охранять военное имущество, продовольствие для фронта и тыла, топливо. И судебная практика это учитывала. Она стала более широко применять Закон от 7 августа 1932 г., позволяющий приговаривать виновных к расстрелу с конфискацией имущества или к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Суды нередко квалифицировали по этому закону такие хищения, которые в довоенной обстановке влекли за собой ответственность не по Закону от 7 августа, а по статьям Уголовных кодексов союзных республик, предусматривающих ответственность за имущественные преступления. Советское право в период Великой Отечественной войны. Часть II. Уголовное право уголовный процесс. Под ред. И.Т. Голякова. — М., Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948.
Ввиду особого значения для страны в условиях военного времени успешного проведения посевных и уборочных сельскохозяйственных кампаний и необходимости бережного отношения к горючему, нужному для фронта, Президиум Верховного Совета СССР принял 22 июня 1942 г. указ “Об ответственности за хищение горючего в МТС и совхозах”. Указ установил, что такое хищение влечет тюремное заключение на срок от трех до пяти лет.
Ст. 16 действовавшего в то время Уголовного кодекса РСФСР 1926 года предусматривала, что если то или иное общественно опасное деяние прямо не предусмотрено Уголовным кодексом, то основания и пределы ответственности за него определяются применительно к тем статьям Кодекса, которые предусматривают наиболее сходные по роду преступления.
Уголовный кодекс РСФСР знал ответственность за тайное похищение чужого имущества. Однако максимальное наказание, которое суд мог назначить по ст. 162 УК РСФСР за кражу личного имущества граждан, не превышало одного года лишения свободы.
В ст. 162 УК РСФСР не было таких квалифицирующих признаков, как кража из квартир эвакуированных либо находящихся в бомбоубежище лиц.
Между тем подобные деяния по своей общественной опасности значительно перерастали рамки краж, описанных в ст. 162 УК РСФСР. И суды подобные деяния обычно квалифицировали как бандитизм (ст. 16 и 59-3 УК РСФСР).
Конечно, с позиций сегодняшнего дня такая юридическая оценка, как и расширение применения во время войны Закона от 7 августа 1932 г., могут показаться сомнительными. Но в чрезвычайных условиях военного времени подобная судебная практика, вероятно, имела смысл. Роль и задачи НКВД в годы Великой Отечественной войны // http: // www. istoriya. ru;
8. Отсрочка исполнения приговоров и сокращение срока наказания при отправке на фронт
Решительная борьба с преступностью в военное время требовала не только усиления уголовной ответственности лиц, виновных в преступлениях, представлявших тогда повышенную опасность. Она диктовала необходимость неприменения наказания к тем преступникам, которым можно было доверить защиту Отечества с оружием в руках.
Поэтому суды широко применяли отсрочку исполнения приговора с отправкой на фронт.
В соответствии со ст. 19-2 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик и с примечанием 2 к ст. 28 УК РСФСР 1926 года приговор, присуждающий в военное время военнослужащего к лишению свободы без поражения прав, мог быть по определению суда, вынесшего приговор, отсрочен исполнением до окончания военных действий, а осужденный — направлен в боевые части действующей армии. Роль и задачи НКВД в годы Великой Отечественной войны // http: // www. istoriya. ru;
Если осужденный проявлял себя в боях стойким защитником Родины, то по ходатайству военного командования суд освобождал его от наказания вовсе или мог заменить наказание другим, более мягким.
Первоначально отсрочка исполнения приговора применялась только к осужденным военнослужащим, что и было прямо предусмотрено законом. Но в ходе войны встал вопрос о нецелесообразности в ряде случаев приводить в исполнение приговоры к лишению свободы в отношении лиц призывного возраста или военнообязанных. В связи с этим Верховный Суд СССР 22 января 1942 г. принял соответствующее руководящее постановление. Он разъяснил, что по смыслу закона осуждение других лиц к лишению свободы на срок до двух лет без поражения в правах не может служить препятствием к их призыву по мобилизации в Вооруженные Силы.
В подобных случаях суды должны были приостанавливать исполнение приговора до возвращения осужденного из Вооруженных Сил. Практика подтвердила полезность такого решения и натолкнула на мысль о важности его более широкого применения. Но сделал это не законодатель, а Пленум Верховного Суда СССР. 25 июля 1943 г. он постановил, что отсрочка допускается при осуждении к лишению свободы без поражения в правах независимо от срока наказания.
Каких-либо формальных ограничений в использовании отсрочки исполнения приговора в зависимости от характера и тяжести совершенных преступлений и личности виновного в законе не было. Но, решая вопрос о том, можно ли доверять осужденному защиту Отечества с оружием в руках, суд эти обстоятельства, конечно, учитывал.
Отсрочку, например, не применяли к осужденным за измену Родине, шпионаж, умышленное убийство.
Широкое применение во время войны отсрочки исполнения приговора с направление осужденных на фронт серьезно способствовало в тех условиях борьбе с преступностью. Фронтовая обстановка, непосредственное участие в боях были суровой школой воспитания людей.
Осужденные, получившие отсрочку, обычно направлялись на передовые позиции в штрафные части.
Большинство таких осужденных показали себя в боях стойкими воинами, честно сражавшимися с врагом. Многие из них заслужили государственные награды. И суд освобождал их от наказания еще до окончания военных действий.
Разумеется, закон допускал освобождение лишь тогда, когда военнослужащий проявил себя стойким защитником СССР. Но был ли он стойким защитником, решал суд.
Решение об освобождении суды принимали не только когда осужденный получал награду, но и тогда, когда он был ранен в бою и своей кровью искупил вину перед Родиной.
Важное воспитательное значение имело и совершенствование порядка снятия судимости. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1941 г. предоставил военным Советам фронтов (отдельных армий) и флотов право снимать судимость с военнослужащих, отличившихся в боях с фашистскими захватчиками, с последующим утверждением решений военных Советов Президиумом Верховного Совета СССР.
Использовались и другие формы оправданного смягчения участи осужденных.
Верховный Суд, рассматривая, например, в военные годы в порядке надзора дела осужденных за нетяжкие преступления, как правило, освобождал их от дальнейшего отбывания лишения свободы, если они изъявляли желание быть отправленными на фронт. Роль и задачи НКВД в годы Великой Отечественной войны // http: // www. istoriya. ru;
Таким образом, в борьбе с преступностью во время войны государство не только применяло суровые карательные меры, но и давало возможность лицам, не представлявшим большой общественной опасности, искупить свою вину путем добросовестного исполнения своего конституционного долга по вооруженной защите Отечества.
Заключение
Уголовная преступность продолжала оставаться важной проблемой и неотъемлемой частью жизни советского общества в период Великой Отечественной войны. Крупнейший военный конфликт в истории нашей страны и всего человечества носил тотальный характер. Государство не только вело вооружённую борьбу с внешним врагом на фронте, но и одновременно стремилось не допустить крушения тыла, аналогичного краху 1917г. Одним из направлений борьбы за прочность тыла стало противостояние растущей уголовной преступности, а также дезертирам из вооружённых сил и с трудового фронта. Специфическим преступлением, характерным для военной эпохи, было нарушение режима светомаскировки. Тем самым следует признать, что в 1941-1945гг. сохранились и количественно возросли прежние категории нарушений закона, а также появились некоторые новые.
В числе основных причин столь плачевного состояния дел следует выделить следующие. Во-первых, не прекращавшиеся боевые действия на советско-германском (Восточном) фронте и оккупация немецкими войсками значительной части европейской территории Советского Союза привели осенью 1941г. к утрате веры в победу над врагом. На занятых немцами землях данное обстоятельство вело к коллаборационизму, а на оставшихся под контролем Москвы — к различным формам неповиновения властям. Здесь можно выделить дезертирство из рядов вооружённых сил и с трудового фронта. Количество дезертиров не было ни громадным, ни незначительным. В общей сложности число их было сравнительно невысоким, оно было значительно меньше, чем во время Гражданской войны в России. Однако поражения Красной Армии в начальный период войны породили у представителей криминального мира ощущение скорого конца Советской власти, что вело к активизации «уголовно-преступного элемента».
Однако уровень преступности не снижался и в последующие годы, когда в войне наступил перелом, поэтому следует выделить вторую причину её неизменно высокого уровня — резкое снижение жизненного уровня основной массы населения страны. Большая часть преступлений, совершавшихся в военные годы, имела целью добычу пропитания, то есть банальное выживание в тяжелейших условиях войны. Среди них явно преобладали кражи всех видов, в то время как случаи разбоев и бандитизма были гораздо более редкими. Как правило, люди попадали в места лишения свободы за украденные овощи с огорода или продовольственные карточки. Всё это позволяет назвать преступность как в Советском Союзе в целомв 1940-е годы «бедной».
Третьей крупной причиной сравнительно высокого уровня преступности следует признать многочисленные недостатки внутренней политики государства. Немаловажную роль в постоянном повышении числа преступников сыграла господствовавшая в 1940-е годы административно-командная система с всеобщей принудительностью. Начиная с лета 1940г., то есть после разгрома Германией западных держав, Советский Союз активизировал масштабные военные приготовления, начатые в 1930-е годы. В связи с этим государство начало кампанию за повышение дисциплины в промышленности, что вело к увеличению числа арестованных за её нарушения рабочих.
Четвёртой важной причиной заметной криминализации общества в годы Великой Отечественной войны был недостаток квалификации сотрудников правоохранительных органов. Как чётко свидетельствуют архивные документы, подготовка работников милиции и прокуратуры не была достаточной для решения сложных задач. Ситуация усугублялась плохой организацией или полным отсутствием командирской учёбы в РКМ. Между тем отмечаются факты использования малоопытных, подчас неподготовленных милиционеров в различных операциях — сродни тому, как на фронте посылались в бой плохо обученные новобранцы. Милиция и прокуратура находились даже в худшем в сравнении с Красной Армией положении: их деятельность считалась второстепенной, а потому опытных сотрудников данных структур регулярно отправляли в ряды вооружённых сил. Данное обстоятельство способствовало дальнейшему снижению уровня подготовки органов правопорядка. В числе особо характерных недостатков РКМ следует назвать недостаток дисциплины, низкую грамотность и в целом невысокий уровень общей культуры. Милиционеры, особенно в сельской местности, жили неблагополучно, были слабо обеспечены самым необходимым, включая связь и транспорт.
В качестве пятой причины неизменно высокого уровня преступности в 1941-1945гг. следует также считать и позицию населения страны, его особый менталитет. Советские граждане не обладали высокой культурой труда и зачастую нарушали установленные государством правила. Примером этого были регулярные нарушения режима светомаскировки в тыловых регионах страны, прогулы, опоздания на работу, многие другие нарушения трудовой дисциплины. В случае с дезертирами из вооружённых сил люди в течение начального этапа войны также не оказывали помощи органам правопорядка, так как первоначально дезертиры не причиняли им зла. Лишь впоследствии ситуация претерпела изменения, однако определённые симпатии к криминальному миру сохранялись в народе, что выражалось в популярности элементов т.н. «блатной» культуры среди молодёжи. По воспоминаниям старожилов причиной этого стало убеждение в честности «воровских законов». Все эти причины в совокупности способствовали сохранению преступности в Ярославской области в период Великой Отечественной войны 1941-1945г. на высоком уровне.
Список литературы
1. Внутренние войска в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Документы и материалы. — М., «Юридическая литература», 1975. — 744с.;
2. Собрание постановлений и распоряжений правительства РСФСР. №1-12. 1944.
3. Биленко, C.B. На бессменном посту. Из истории советской милиции. — М., «Знание», 2009
4. Воронцов, С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. История и современность. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998. — 640с.;
5. Гуров, А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., Юрид. лит., 1990.
6. Данилов, В.Н. Советское государство в Великой Отечественной войне: феномен чрезвычайных органов власти 1941-1945гг. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2002. 400с.;
7. Киличенков, A.A. Краткий курс Великой Отечественной войны. — М., Яуза, Эксмо, 2008. 608с.;
8. Лунеев, В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ. М., «Волтерс Клувер», 2005. — 869с.;
9. Советская милиция: история и современность (1917-1987). — М., «Юридическая литература», 1987. 336с.;
10. Советское право в период Великой Отечественной войны. Часть II. Уголовное право уголовный процесс. Под ред. И.Т. Голякова. — М., Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 1948. -216с.;
11. История образования уголовного розыска // http: // www. krasguvd. ru;
12. Кирпичникова, Т. Некоторые аспекты борьбы с дезертирством и уклонением от призыва в период Великой Отечественной войны // http: // izvestia. asu. ru.;
13. Роль и задачи НКВД в годы Великой Отечественной войны // http: // www. istoriya. ru;
14. Сойма, В. Органы государственной безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны // http: // www. chekist. ru;
15. Стяжкин, C.B. Органы государственной безопасности и внутренних дел в Великой Отечественной войне 1941-1943 (На материалах- Верхнего Поволжья). Дис..канд. ист. наук. Ярославль, 1999.