Изучению внутренней среды и ее влияния на деятельность и развитие организации посвящены научные труды в области менеджмента, стратегического и оперативного менеджмента, экономики, управления персоналом и др. Большой вклад в изучение внутренней среды предприятия внесли так же работы огромное число экономистов, такие как Ансофф И., Дойль П., Котлер Ф., Портер М., Градов А.П., Бережной В.И., Бережная Е.В., Выханский О.С., Наумов А.И. М.Мэскон, З. Румянцева, В Алешникова, Д. Чупров.
Специфика исследуемой проблемы обусловила структуру курсовой работы. Она состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников.
1 Теоретико-методологические основы анализа внутренней среды организации
1.1 Понятие и сущность организации
Одним из центральных категорий менеджмента, как науки, является понятие организации. На сегодняшний день существует множество трактовок организации. Так, наиболее распространенным определением организации является группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или множества целей 1, 2. Другими словами, организацией является, по сути, целевое объединение различного рода ресурсы.
С точки зрения теории систем, организация представляет собой открытую систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое, где центральное и основное место занимает человек (кадровый ресурс), который владеет, использует и распоряжается техникой, технологией и финансами, имеющихся у данной организации 2.
Определяют также организацию, как функцию, которая призвана обеспечить реализацию намеченных плановых целей и задач путем формирования пропорций между составляющих элементами трудовой деятельности и порядка их взаимодействия 2.
Организация предполагает создание управляемой и управляющей систем, а также определение функционала и роли каждого работника в данных системах, распределение их по подразделениям и звеньям, координацию четкого взаимодействия между ними, разработку и легитимность документов, регламентирующих деятельность аппарата управления, отдельных служб и работников для того, чтобы обеспечить достижение поставленных целей и задач, заданное течение производственного бизнес-процессов и выполнение всех функций, в соответствии со стратегическим и оперативным планами или программой 2.
При этом организация управления направлена на создание целостной, единой, упорядоченной системы. Составные элементы этой системы, в конечном итоге, образуют организационное целое.
Также понятие организации трактуют, как выбор и обоснование элементов управляющей и управляемой подсистем, а также установление пространственно-временных и причинно-следственных связей между ними 2. Например, в маркетинге это технологии продвижения и продаж. в сфере производства — обоснование и выбор оборудования, организация рабочих мест, выбор технологии, в управлении персоналом – выбор методов тимбилдинга, инструментов рекрутинга персонала, в сфере управления — это методы управления трудовой деятельностью работников, создание структур управления и пр.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация представляет собой устойчивую группу лиц (юридических и физических), которая преобразует имеющиеся ресурсы с помощью различных инструментов и технологий и взаимодействует в определенных и неопределенных материальных, экономических, правовых и иных условиях для решения своих проблем, а также достижения поставленных целей и задач на основе установленных регламентов, правил и процедур, разделения труда и обязанностей 3.
Как правило, организации обладают рядом следующих общих характеристик:
Наличие общих целей и средств для их достижения. Цели организации обусловлены предназначением организации и теми видами продукции и услуг, которые производят организации для удовлетворения потребностей общества.
Человеческие ресурсы, обладающие необходимым уровнем квалификации, знаниями и навыками, необходимыми для реализации возложенного функционала и достижения поставленных целей.
Разделение труда, реализуемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и его функционалом, а также обеспечивающее рациональную структуризацию бизнес-процессов и задач организации. Различают вертикальное и горизонтальное разделение труда. Вертикальным разделением обусловлены уровни управления организацией: руководители высшего звена (в их компетенции важнейшие стратегические решения и целеполагание), среднего (оперативные решения), низшего (реализация повседневных, в большинстве случаев, стандартных операций и действий). По горизонтали труд обычно классифицируют по следующим признакам:
функциональному (специализация подразделений и работников по видам деятельности): маркетинг, производство, юридическое обеспечение, исследование и инновации, бухгалтерия и экономика;
по товарно-отраслевому (специализация на выполнении конкретных трудовых операций): специализация работников на производстве и реализации определенного товара или услуги);
квалификационному (специализация на определенном уровне сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации): младший менеджер, главный специалист, ассистент, заместитель руководителя.
Вертикальные и горизонтальные коммуникации между работниками, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы для разработки, согласования, утверждения, реализации и контроля над выполнением тех или иных управленческих решений.
Формализованные правила поведения, процедуры и внутренне нормативы, устанавливаемые для того, чтобы все бизнес-процессы, подразделения и работники организации функционировали как единое целое.
Иерархия полномочий и ответственности, которая определяет масштабы власти для разных функциональных позиций в организации. Стандартная пирамида уровней управления выглядит следующим образом:
1 уровень — институциональный (руководители высшего звена);
2 уровень — управленческий (руководители среднего звена);
3 уровень — технический (руководители низового звена).
Наличие необходимых ресурсов для функционирования организации: финансовые, материально-технические, имущественные, временные.
Функционирование в определённой внешней среде и определенный уровень зависимости от неё (экономические и политические условия, воздействие конкурентов, требования и поведение потребителей, действующие законы и т.д.).
Обособленность организации от факторов внешней среды и других ее участников, в том числе стейкхолдеров.
В менеджменте существует широкая классификация видов организации, в зависимости от того или иного признака.