Самоотношение человека не только обусловливает потребность в самореализации», но и «необходимость разрешения противоречия между его приобретенными, наличествующими возможностями, способностями, с одной стороны, и с другой – потребностью в осуществлении себя на новом уровне, среди других, в презентации себя другим.
Осуществляя мысленное сравнение себя с другими, личность сохраняет высокий позитивный уровень самоотношения.
1.2. Самоотношение изучение зарубежом, включить я-концепцию, селф и выходом на внутренний диалог, вывод
Л. Уэлс, Дж. Марвел определяли самоотношение как чувство, включающее переживания различного содержания (самоуверенность, самопринятие и т.п.).
Существуют три компонента самоотношения: самоприятие (self-acceptence), любовь к себе (self-love), чувство компетентности (sence of competence) [4].
Таким образом, эти авторы рассматривают самоотношение через призму self, что характерно для многих зарубежных исследователей.
Верования и оценки, которые люди придерживаются о себе, определяют, кто они, что они могут сделать и кем они могут стать ( Бернс, 1982 ).
Эти мощные внутренние воздействия обеспечивают внутренний механизм руководства, направляя людей в течение всей жизни, и управляя их поведением.
Концепции и представления людей о себе обычно обозначаются как их самоотношение и самооценка. Они, вместе с их способностью справляться с жизненными проблемами и контролировать то, что с ними происходит, широко документированы в литературе ( Seligman, 1975 ; Bandura, 1977 ; Bowlby, 1980 ; Rutter, 1992 ; Harter, 1999 ). Самоотношение используется для обозначения появления устойчивых моделей через автономную и самоусиливающуюся динамику на микроуровне (Skår 2003 ; Kauffman 1995 ).
Я-концепция определяется как сумма убеждений и знаний человека о его/ее личных качествах и качествах.
Она классифицируется как когнитивная схема, которая организует абстрактные и конкретные представления о себе и контролирует обработку информации, относящейся к самому себе ( Markus, 1977 ; Kihlstrom and Cantor, 1983 ).
Существует множество психологических теорий, в которых «Я-концепция» является одним из центральных понятий (У. Джемс, Ч. Кули и Дж. Мид) [1].
При этом авторы так и не смогли придти к единому определению. То, что одни учёные называют Я-концепцией, другие рассматривают как одну из ее составляющих элементов.
По нашему мнению, наиболее ярко и полно определение Я-концепции как психологического явления, описание ее строения и взаимодействия между элементами сделал английский психолог Р. Бернс [1]. В его книге Я-концепция представлена иерархической структурой. В самом верху расположена «глобальная Я-концепция», в которую включены различные составляющие индивидуального самосознания.
При этом выделяются 3 модальные установки.