В структуре общего экспорта и импорта странами АСЕАН услуг (см. Рисунок 1) доминируют транспортные услуги (20,8% и 30,1%), поездки (35,9% и 19,3%) и прочие деловые услуги (23,1% и 23,4%). В экспорте также заметны финансовые услуги (7,1%), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (4,1%), услуги по техническому обслуживанию и ремонту (2,5%). На строительство приходится 1,0% общего экспорта услуг АСЕАН, на страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов – 1,7%, на плату за пользование интеллектуальной собственностью – 1,2%. Что касается структуры импорта услуг странами АСЕАН, помимо доминирующих групп услуг, она формируется платой за пользование интеллектуальной собственностью (8,0%), телекоммуникационными, компьютерными и информационными услугами (4,7%), услугами страхования и негосударственных пенсионных фондов (3,6%), финансовыми услугами (2,0%) и строительством (1,5%).
Рисунок 1 – Структура экспорта и импорта услуг стран АСЕАН (2018 г.), %
В 1992 году на саммите в Сингапуре страны-участницы АСЕАН приняли решение о создании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement – AFTA). Вначале предполагалось, что процесс формирования АФТА займет не менее 15 лет, однако через пару лет срок был сокращен до 10-ти лет, в итоге конечной датой стал 2003 год. Однако в условиях азиатского финансового кризиса временные рамки создания АФТА были сокращены еще на год, поскольку страны стремились найти скорейший выход из сложившейся ситуации.
Основными направлениями АФТА стали следующие:
введение Общего единого преференциального тарифа (Common Effective Preferential Tariff – CEPT) на большинство торгуемых товаров, с сокращением ввозных пошлин на них до 0-5%;
постепенное устранение нетарифных ограничений (гармонизация национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества и прочее);
координация макроэкономической политики.
Все товары были объединены в четыре списка.
Список включенных товаров.
Список временных изъятий.
Список исключений в отношении «чувствительных товаров».
Список общих исключений.
Успех в формировании АФТА несомненен – в 2010 г. у Сингапура, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Таиланда и Брунея (АСЕАН-6) требования СЕПТ распространились на 99,5% товарных позиций из списка включенных товаров, а у Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы (АСЕАН-4) – на 98,6% товарных позиций из этого списка.
В то же время эта либерализация не только не привела к серьезному прорыву во взаимной торговле стран АСЕАН, С 1995 г. внутриасеановская торговля растет малыми темпами (см. Таб.9).
Таблица 9 – Внутриасеановская торговля (% от общего объема торговли)
1990 1995 2000 2010 2016
18,8 23,9 24,6 27,1 25,4
Со времени создания АСЕАН регион достиг существенного прогресса в области политической и экономической модернизации. Один из основных показателей достигнутого уровня интегрированности стран Ассоциации — доля взаимного экспорта в совокупном экспорте. Она возросла с 15% в 1980 году до 25,5% в 2008 году. Это самый высокий уровень среди интеграционных объединений с участием только развивающихся государств.