Отношения Ирана с арабо-исламским миром прошли несколько важных этапов. В 80-е годы в Иране под руководством имама Хомейни был разработан внешнеполитический курс Исламской Республики Иран, который стал осуществляться путем экспорта исламской революции, проводимой как военными, насильственными методами, так и мирными средствами, политическим путем.
Тегеран на этом этапе явное предпочтение отдавал военным методам. В первую очередь Иран хотел применить эту модель по отношению к Ираку. Осуществлению этого плана должен был помочь ряд факторов: Ирак первым начал войну, и Тегеран был вынужден вступить; в Ираке около 60% населения составляли шииты, которые должны были помочь разгромить Ирак и свергнуть суннитского президента Саддама Хусейна.
После превращения Ирака в исламскую республику по иранскому образцу намечалось распространить «исламскую революцию» в Афганистан и Ливан, где также имелись крупные общины шиитов. Для осуществления своих планов иранские власти стали предпринимать практические меры. Однако на Ближнем Востоке попытка осуществить экспорт революции путем прямого вмешательства не увенчалась успехом, кроме Ливана, где с помощью КСИР в 1982 г. была создана партия «Хезболла», которая активно проводит политику Ирана в этом регионе. К тому же сам авторитет КСИР после ирано-иракской войны сильно упал, так как основная вина за неудачные действия иранской армии на последних этапах возлагалась на них. [11, с. 618]
По тому же сценарию Иран пытался распространить свое влияние в странах Персидского залива, где главным соперником была Саудовская Аравия. Здесь Иран работал в двух направлениях: во-первых, активно использовал рабочих-шиитов из восточных областей страны, где сосредоточены важные нефтедобывающие предприятия; во-вторых, поездка иранских паломников в хадж в 80-е превратилась в своего рода попытку начать антимонархические выступления в стране. Каждый год во время хаджа иранские паломники активно распространяли свою литературу и пытались организовывать антиправительственные митинги и демонстрации. [17, с. 484]
По схожему сценарию в 80-е годы действовал Иран во всех странах Персидского залива, Ближнего и Среднего Востока. В целом этот период можно охарактеризовать следующим образом: во-первых, все проходило под глобальными лозунгами. Это идея о создании «Соединенных Штатов Ислама», где руководящую роль будет играть Иран, это и призывы Хомейни к созданию 20-миллионной армии с резервом в 100 млн. человек для осуществления «первой волны» экспорта исламской революции и т.д.; во-вторых, для достижения этих целей Иран стал претворять в жизнь политику так называемой первой волны исламского возрождения, стержнем которой стал курс на экспорт исламской (иранской, шиитской) революции в другие страны, прежде всего исламские.
Фактически этот курс отличался агрессией и экспансионизмом, где на первом плане были военные, насильственные методы, особо проявившиеся в отношении к Ираку, Афганистану и Ливану. Наряду с этим в арабских странах применялись и полувоенные приемы, включавшие в себя терроризм и подрывные действия в таких странах, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и др. И, наконец, этот курс предполагал в арабских странах Африки мирные невоенные акции.
Естественно, это вызвало волну возмущения со стороны этих стран. Особенно негативное отношение наблюдалось в тех странах, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, которые считают шиитов еретиками. К тому же эта революция прямо угрожала существующим формам правления, особенно монархиям Персидского залива. Именно поэтому и в силу ряда других причин идея активного экспорта революции оказалась безуспешной. И в Иране в конце 80-х заговорили о необходимости серьезных перемен. В частности, было решено отказаться от насильственного курса на экспорт исламской революции и перейти к более мирным, невоенным методам, или экспорту исламской культурной революции. [20, с. 200]
Интересны отношения Ирана с Азербайджаном, обладающие особой спецификой. В 1813 г. был подписан Гюлистанский договор между Российской империей и Персией. В итоге азербайджанцы оказались разделены двумя державами. Большинство этнических азербайджанцев проживает на территории Ирана, тогда как в самом Азербайджане проживает меньшая часть. Поэтому две страны объединяет территориальная близость и религия (на формирование схожих обычаев и нравов оказывает большое влияние шиизм).
Камнем преткновения, который не позволила навязывать Ирану свои политические интересы Азербайджану стала тюркская национальная основа последнего. Она позволяет не попадать под абсолютное влияние Тегерана и отстаивать свои внешнеполитические приоритеты.
Таким образом, можно сказать, что после того, как в Иране произошла Исламская революция, и к власти пришло шиитское духовенство, колоссальное влияние на процесс формирования внешней политики стал оказывать религиозный фактор. Следует подчеркнуть, что шиитский фактор проявляется в конституционной форме и влияет на все аспекты жизни государства: экономику, политику, государственное устройство, юриспруденцию, идеологию.
Внешняя политика Исламской Республики Иран на Ближнем Востоке (1979-1990 гг.)
- Анфиса Суханова
- История
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Анфиса Суханова
Закончила ГАУГН, училась на историческом факультете. Работаю преподавателем, читаю лекции по истории. В свободное время подрабатываю репетитором и автором на сайте «Диплом777». Очень люблю свою основную работу за то, что с молодыми студентами сама ощущаю себя молодой. А эта компания нравится тем, что дает возможность хорошо зарабатывать из любой точки страны.