Какое бы направление внешнеэкономической политики не выступало предметом экономического анализа, одним из ключевых выводов теоретического уровня исследований является констатация приоритета согласованных действий стран-партнеров. Данный вывод подтверждает и теория международной экономической интеграции, основные положения которой были сформулированы еще в 1950-1960-х гг. Данная теория актуализирует роль государства и его экономической политики в сближении национальных экономических систем. Осмысление эволюции участия государства в данном процессе привело в итоге к формулировке общепризнанных сегодня основных этапов международной экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз.
А также к следующим ключевым тезисам доминирующей сегодня на практике парадигмы международной экономической интеграции:
экономическая интеграция — может быть рассмотрена как следствие:
либерализациивнешнеэкономическойполитики, координации
внешнеэкономической политики, транснационализации бизнеса;
экономическая интеграция — положительный фактор экономического развития стран-партнеров;
экономическая интеграция — последовательный процесс устранения отличий между национальными экономическими системами, характеризующийся прохождением конкретных стадий (этапов), основным признаком которых является унификация конкретных направлений внешнеэкономической политики.
Рассмотренные выше теоретические подходы к пониманию внешнеэкономической политики позволяют сделать следующие обобщения, формирующие концептуальные рамки ее прикладного экономического анализа:
основными сферами внешнеэкономической политики являются торговая и финансовая; основными направлениями: внешнеторговая, денежно-кредитная, валютная и фискальная;
основной целью внешнеэкономической политики (как части макроэкономической политики в целом) является обеспечение стабильного развития национальной экономики (стабильность экономического роста и максимизация национального благосостояния);
различия в экономической политике стран внешнеэкономических партнеров ведут к преимущественно отрицательным внешним и внутренним последствиям, оказывая значительное влияние на торговые потоки и движение факторов производства между ними и, как следствие — на национальное благосостояние;
в условиях открытой экономики основным фактором, определяющим ее развитие выступает баланс внутреннего и внешнего макроэкономических равновесий, что требует как координации действий во внутренней и внешней политике в рамках государства, так и координации внешней политики между странами;
основными альтернативами внешнеэкономических действий у государств являются ограниченные (согласованные) и автономные (независимые) действия, где последние являются менее эффективной (с позиций основной цели внешнеэкономической политики) стратегией, при прочих равных условиях.
Констатированные выше концептуальные рамки и предложенная методологическая схема анализа внешнеэкономической политики могут быть использованы как универсальный инструмент прикладного анализа экономической политики стран мира. Важным уточнением здесь будет следующее. Современный теоретический анализ внешнеэкономической политики признает ее многоуровневую природу . Как минимум здесь присутствуют два уровня: международный и внутренний. Позиции государств в переговорах на международном уровне всегда отражают интересы, проблемы, и силу внутренних интересов: после того, как достигается международное соглашение, оно должен быть затем «ратифицировано» внутри стран (что не всегда происходит).
Иными словами, современная внешнеэкономическая политика стран мира есть результат трансформации внутренних интересов и ограничений: системы формальных институтов (законодательной системы), социальных ценностей (культуры, традиций и пр.), позиций субъектов внутренних политических процессов (избирателей и групп интересов, политиков и политических партий, бюрократии). Как следствие, на практике правительства стран могут отказываться от экономического сотрудничества во внешней политике, невзирая на выгоды, или способствовать сотрудничеству, несмотря на издержки В итоге, сотрудничество между государствами может в меньшей степени определяться национальными интересами и максимизацией благосостояния, нежели интересами и максимизацией дохода отдельных социальных групп, бизнес-структур, отраслей национальной экономики и пр.
Внешнеторговая политика: основные цели, направления и инструменты
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.