В Федеральном законе № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
Методологические аспекты и показатели оценки уровня внешнеэкономической безопасности государства
Для оценки (измерения) экономической безопасности государства в настоящее время предложены следующие методы:
1. Наблюдение за основными макроэкономическими показателями и сравнение их с пороговыми значениями, в качестве которых принимаются значения не ниже среднемировых.
2. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменения.
3. Методы экспертной оценки, которые служат для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов. К ним, в частности, относится балльная оценка уровня кризиса и ранжирования территорий по степени угроз экономической безопасности на основе анализа результатов распознания фактических индикаторов экономической опасности.
Для определения факторов внешней и внутренней сред, которые оказывают влияние на деятельность кредитного учреждения и по которым можно определить вероятность возникновения финансовых рисков и снижения уровня экономической безопасности используют два анализа: Pest анализ – внешние факторы и swot анализ – внутренние факторы.
PEST анализ проводиться по четырем направлениям: социальные, политические, экономические, технологические.
В рамках анализа по каждому направлению выявляются факторы, которые оказываются влияние на деятельность кредитного учреждения:
— политические факторы: определяются факторы законодательного регулирования деятельности кредитного учреждения;
— экономические факторы: в рамках данного вида факторов выявляются такие факторы как ключевая ставка ЦБ РФ, налоговая нагрузка на организацию, его доходы и расходы, курс национальной валюты, ставки кредитования предпринимателей в РФ коммерческими банками и т.д.;
— социальные факторы: в рамках данного вида факторов осуществлется анализ потребительского рынка. Определяются основные потребители, выявляются динамика их дохода, который в первую очередь влияет на потребительскую способность населения;
— технологические факторы: в рамках данного вида факторов осуществляется анализ технологических новинок оборудования и программного обеспечения, которые возможно использовать и применять в процессе осуществления деятельности кредитного учреждения, и которые помогут снизить издержки и повысить доход.