Внебюджетные фонды - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Внебюджетные фонды

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Приамурский институт агроэкономики и бизнеса

Наименование дисциплины: Финансы

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: Внебюджетные фонды

Студент группы ЭКО-21

Е.Ю. Макарова

Проверил Б.З. Гвоздев

Хабаровск 2016

Содержание

  • Введение
  • 1. Сущность, функции и задачи внебюджетных фондов
  • 1.1 Роль и место государственных внебюджетных фондов в финансовой системе РФ
  • 1.2 Основа функционирования внебюджетных фондов
  • 2. Формирование и использование Пенсионного фонда РФ (ПФРФ), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС)
  • 2.1 Пенсионный фонд РФ
  • 2.2 Фонд социального страхования
  • 2.3 Фонд обязательного медицинского страхования
  • 3. Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Введение

Государственные внебюджетные фонды – это совокупные денежные средства, образуемые вне федерального бюджета и предназначенные для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых социально-экономических потребностей в стране.

Как одна из форм перераспределения и использования национального дохода, внебюджетные фонды являются частью финансовой системы.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Актуальность данной курсовой работы связана с тем, что государство на современном этапе мобилизует в указанные фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы выступает экономические и финансово-бюджетные отношения, связанные с формированием доходов и использованием государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации.

Предметом же являются непосредственно государственные внебюджетные фонды и особенности формирования их доходов.

Целью исследования выступает анализ непосредственно сущности и значения внебюджетных фондов в системе государственных финансов Российской Федерации, а также специфика формирования их доходной части.

Инструментами по достижению поставленной цели выступают следующие задачи:

– рассмотрение сущности, функций и задач внебюджетных фондов;

– рассмотрение и анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования;

– рассмотрение отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов.

Методологическая основа курсовой работы. Методологическая основа исследования базируется на принципах диалектической логики, раскрывающей противоречивый характер предметов и явлений объективной действительности и рассматривающей развитие через разрешение противоречий. Кроме того, в работе использовались такие общенаучные методы как формализация, моделирование, индукция, дедукция, анализ и синтез.

Степень разработанности проблемы. Исследованию различных вопросов проблемы социальных внебюджетных фондов и финансовых ресурсов посвящены труды известных ученых и специалистов Парыгина, В.А., Ногина О.А., Николаева Т.П., Артемов Ю.М. и других.

1. Сущность, функции и задачи внебюджетных фондов

1.1 Роль и место государственных внебюджетных фондов в финансовой системе РФ

Вопросы сущности финансовой системы, элементов, входящих в ее структуры на протяжении многих десятилетий, являются предметом научной дискуссии среди ученых – специалистов в области финансового права. Несмотря на столь богатый научный опыт в исследовании данного вопроса, к единой унифицированной позиции, исключающей множественность толкования указанного вопроса, ученые до сих пор не пришли. Следует отметить, что практически каждый ученый, занимающийся исследованием отдельных подотраслей, институтов финансового права, в той или иной степени изучал вопросы финансовой системы Российской Федерации. При этом каждый исследователь выделял в качестве структурного элемента системы государственные внебюджетные фонды. В целях определения их роли и места в финансовой системе представим следующий анализ научных позиций по вопросам финансовой системы. По мысли лингвистов, в общем смысле понятием “система” обозначается “совокупность элементов, объединенных в цельную структуру прямыми и обратными связями, определяющими свойства системы, выходящие за рамки простой суммы свойств составляющих ее элементов”. Известный ученый К.С. Бельский называет финансовую систему государства статикой финансовой деятельности государства, ее “фотографией”. По его словам, “по финансовой системе, имевшей место в эпоху Александра II, историки могут понять, как осуществлялась финансовая деятельность российского государства во второй половине XIX в., какая финансовая политика проводилась во времена русского самодержавия” (19).

Говоря о финансовой системе СССР, С.Д. Цыпкин указывал на употребление данного понятия в двух значениях:

– во-первых, как совокупность и взаимосвязь различных групп финансовых отношений, каждая из которых, имея особенности в аккумуляции и использовании денежных фондов, играет различную роль в общественном воспроизводстве;

– во-вторых, как совокупность органов государства и учреждений, осуществляющих непосредственное руководство финансовой деятельностью государства.

Ведущий ученый в области финансового права Н.И. Химичева указывает, что современная финансовая система строилась в том числе и с учетом зарубежного опыта, например в области создания и функционирования внебюджетных и бюджетных целевых фондов. “Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране”5 . Подобное указание на специфичность финансовой системы, ее зависимость от направлений и целей государственного развития четко отражает наличие в финансовой системе в качестве самостоятельного ее элемента государственных внебюджетных фондов, которые были созданы, а затем приобрели самостоятельность структурного элемента в целях построения в Российской Федерации социального государства, стоящего на страже прав человека и гражданина, среди которых в особой защите нуждаются права на пенсионное, социальное и медицинское обеспечение. Размер страховых взносов, уплачиваемых в бюджеты государственных внебюджетных фондов, порядок их взимания, контроль за их уплатой обязанными субъектами, закрепленные в Федеральном законе № 212-ФЗ, в полном объеме отражают проводимую в государстве социально-экономическую и фискальную политику государства, являющие собой один из этапов на пути нахождения оптимального соотношения интересов частных и публичных (6, С. 28).

О.Н. Горбунова понимает под финансовой системой Российской Федерации либо “совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов”, либо “совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность”6 . При этом автор в финансовую систему в первом ее смысле, обосновывая необходимым использованием зарубежного опыта в условиях развития рыночной экономики, включает следующие денежные фонды: государственные финансы; финансы хозяйствующих субъектов; местные финансы; финансы страхования; кредит (государственный и банковский).

Если брать за основу второе определение финансовой системы профессора О.Н. Горбуновой, то одним из элементов подобной совокупности будут сами государственные внебюджетные фонды, которые осуществляют формирование, распределение и использование определенных денежных фондов в рамках проведения социальной политики государства. Финансовая система является предметом научных споров не только российских ученых, но и представителей зарубежных научных школ финансового права. Так, белорусский ученый Л.А. Ханкевич определяет финансовую систему государства как “совокупность определяемых правом собственности денежных фондов и установленного законом правового статуса каждого из этих фондов”. Определяя структурный состав финансовой системы Казахстана, А.И. Худяков делит их:

1) на частные финансы, включающие финансы коммерческих и некоммерческих организаций, страховых организаций; банков, негосударственных специальных фондов;

2) государственные финансы, в состав которых входят бюджетная система, внебюджетные целевые фонды, финансы государственного страхования, государственных банков, государственных предприятий и учреждений, а также центров хозяйственных систем (органов государственного управления) (11, с. 119).

Украинский ученый А.А. Нечай, в свою очередь, структурирует финансовую систему на подсистему публичных и частных финансов. Несмотря на столь обширную географию исследования данного вопроса, наблюдается некая тенденция по выделению в структуре финансовой системы:

1) в общем смысле двух групп – частных и публичных финансов. Об этом в своих трудах пишут Э.Д. Соколова, А.А. Нечай и т. д.;

2) при детальном рассмотрении – пять основных структурных элементов.

Основными представителями данной научной позиции в той или иной степени являются Н.И. Химичева, Е.Ю. Грачева, Ю.А. Крохина и пр. Неизменным при любом научном исследовании финансовой системы остается выделение в качестве самостоятельного элемента такой системы государственных внебюджетных фондов. Следует отметить, что наличие государственных внебюджетных фондов является обязательным признаком любого современного демократического социально ориентированного государства. Можно утверждать, что Российская Федерация, идя по пути построения социального государства, умело применила опыт зарубежных государств при определении места государственных внебюджетных фондов. С точки зрения Э.Н. Шафигуллина, внебюджетные фонды как финансовая категория “представляют собой совокупность денежных распределительных отношений, в результате которых на основе обязательных страховых и других доходов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для осуществления важнейших государственных расходов, не включенных в бюджет” (4, с. 89).

Действительно, пенсионная, социальная и медицинская сферы являются важнейшими направлениями деятельности государства, требующими значительных расходов. И только выведение подобных фондов за рамки бюджета, облачение в некую системную самостоятельность позволит беспрепятственно осуществлять такое расходование, а впоследствии контролировать данный процесс.

Основной задачей, которая ставилась при создании российских социальных внебюджетных фондов, являлась разгрузка бюджета от значительной части социальных расходов, финансирование которых осуществлялось с низкой степенью эффективности. Решение этой задачи виделось в обособлении средств внебюджетных фондов от федерального бюджета, в том числе и по источникам доходов.

Говоря о роли и месте государственных внебюджетных фондов, целесообразно привести точку зрения группы ученых, утверждающих, что “внебюджетные фонды являются важным компонентом системы публичных финансов во всех развитых странах мира. Увеличение их количества и совокупного объема аккумулируемых средств – характерная особенность для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем”.

1.2 Основа функционирования внебюджетных фондов

Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. В государственном бюджете не могут быть точно, конкретно связаны, скреплены друг с другом определенные доходы и определенные расходы.

Как было сказано ранее, в БК РФ приводится следующее определение понятия “государственный внебюджетный фонд”: это государственные денежные фонды, находящиеся на самостоятельном бюджетном регулировании и не входящие в состав бюджета какого-либо уровня бюджетной системы (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета). Кроме того, законодатель отдельно подчеркивает, что средства государственных внебюджетных фондов не могут быть изъяты во исполнение долговых обязательств РФ, субъектов РФ либо муниципального образования (п. 4 статьи 143 БК РФ). Однако, несмотря на то, что средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав федерального бюджета, все же средства государственных внебюджетных фондов РФ находятся в составе федеральной собственности и управляются органами государственной власти РФ (п. 1, 3 статьи 143 БК РФ) (14, с. 122).

В действующем бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение в случае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с БК РФ правовой статус, общие правила создания, деятельности и ликвидации всех государственных внебюджетных фондов должны быть определены в едином специальном федеральном законе о государственных внебюджетных фондах. Однако на настоящий момент на территории Российской Федерации действует множество нормативных актов, регламентирующих правовой режим отдельного вида государственных внебюджетных фондов, – Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирование, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансирования) находятся под контролем финансовых органов.

Бюджетный кодекс точно определяет, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, что фактически, означает гарантию самостоятельности указанных фондов.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации. Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом для соответствующих бюджетов.

Помимо этого, следует отметить, что материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что действительно государственные внебюджетные фонды являются самостоятельным элементом современной финансовой системы Российской Федерации вне зависимости от трактовки понятия “финансовая система”. Так например, если финансовая система – это совокупность специально ориентированных денежных фондов, то государственные внебюджетные фонды являются таковыми, аккумулируя внутри себя денежные средства в целях финансового обеспечения пенсионной, социальной и медицинской сфер. При этом государственные внебюджетные фонды являются и органами, обладающими специальной компетенцией, осуществляющими финансовую деятельность. В заключение хотелось бы отметить значимость социальных государственных внебюджетных фондов для развития Российского государства, основной целью которого является достижение благосостояния как для всего общества, так и его отдельных членов.

2. Формирование и использование Пенсионного фонда РФ (ПФРФ), Фонда социального страхования (ФСС) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС)

2.1 Пенсионный фонд РФ

Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР – это свыше 130 тысяч социальных работников. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % – по доходам, и 10,2 % – по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 39,2 млн. пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц – для свыше 128 млн. граждан России. Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру: центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР); отделения ПФР в субъектах Российской Федерации; управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах) (20).

Бюджет ПРФ – план создания и использования целевого страхового фонда, формируемого за счет страховых взносов в солидарную систему и поступлений из других источников. Бюджет Пенсионного фонда утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего году, на который составлен бюджет.

Проект бюджета Пенсионного фонда составляется с учетом ежегодных актуарных расчетов. Порядок разработки, утверждения и исполнения бюджета ПФР устанавливается правлением Пенсионного фонда. Непосредственно источниками формирования средств Пенсионного фонда выступают:

1) средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

2) средства федерального бюджета, которые предназначены для выплаты пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам;

3) добровольные взносы юридических и физических лиц; доходы от коммерческих операций.

Страховые взносы граждан, работодателей, концентрируемые в Пенсионном фонде, используются:

1) на выплату пенсий (трудовых по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет);

2) оказание помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

3) повышение пенсий в связи с изменением индексов стоимости жизни; содержание органов управления, развитие материально- технической базы фонда;

4) участие в финансировании программ по социальной поддержке пенсионеров, инвалидов, детей;

5) осуществление коммерческих операций фонда; другие мероприятия, предусмотренные уставной деятельностью фонда.

Средства Пенсионного фонда используются на:

1) предоставление социальных услуг, предусмотренных законодательством;

2) выплату пенсий, предусмотренных Законом;

3) финансирование административных расходов, связанных с выполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

4) оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

5) формирование резерва средств Пенсионного фонда (11, с. 87).

В целях обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда формируется резерв средств Пенсионного фонда. Резерв средств Пенсионного фонда состоит из резерва средств для текущих нужд и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах, которые зачисляются на отдельные субсчета одного счета Пенсионного фонда. Резерв средств для текущих нужд формируется в целях обеспечения своевременного и в полном объеме финансирования выплаты пенсий и предоставления социальных услуг в сумме, равной месячной потребности на указанные цели согласно бюджету Пенсионного фонда на соответствующий год и утверждается в его составе. Размер резерва для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах определяется по результатам ежегодных актуарных расчетов. Размер резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах утверждается правлением Пенсионного фонда в составе бюджета Пенсионного фонда одновременно с установлением порядка его формирования и использования. Исполнительная дирекция Пенсионного фонда составляет годовой отчет относительно формирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета фонда в будущих периодах с выводом о достаточности этого резерва средств для обеспечения исполнения Пенсионным фондом обязательств в солидарной системе в течение следующих 75 лет и представляет его правлению Пенсионного фонда для утверждения. Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют исполнительные органы Пенсионного фонда. Средства ПФР зачисляются на единый счет фонда и хранятся на счетах территориальных органов в уполномоченном банке. Данные по доходам бюджета за 2015 г. показали, что в 2015 г. сумма взносов на обязательное страхование возросла по сравнению с предыдущим периодом 2015 г. на 2 319,6 трл. руб., что составило 87,9 % бюджета 2015 г (таблица 2.1).

Основные расходы составили расходы на выплату пенсий. Эта сумма равна 4 081,2 трл. руб., что составило 82,9 % от общей суммы. Этот показатель выше показателя предыдущего года на 981,2 трл. руб., и выше показателя 2013 г. на 1 481,2 трл. руб.

Таблица 2.1 Доходы бюджета ПФР за 2013 -2015 гг. (трл. руб.)

Общий бюджет расходов в 2015 г. составил 4 922 трл. руб., что на 1 433,3 трл. руб. выше расхода предыдущего 2015 г., и на 2 077,6 трл. руб. выше показателя 2014 г (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Расходы бюджета ПФР за 2013 -2015 гг.

Что касается доли доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП РФ за период 2013-2015 гг., то она составила 9,9%. Индексация пенсий, пособий, ЕДВ и др. выплат осуществлялась в установленные законодательными актами, сроки. Отельной строкой следует отметить социальные программы регионов. В 2015 г. Пенсионный фонд Российской Федерации предоставлял субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации на социальные программы, связанные с укреплением материально- технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности. Общий запланированный объем субсидий на 2015 год составил 1,052 млрд. рублей. Средства ПФР, предусмотренные на реализацию социальных программ, распределены между бюджетами субъектов Российской Федерации в установленном порядке. Всего распределено между бюджетами субъектов Российской Федерации 1015,61 млн. руб., в том числе на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам – 163,62 млн. руб., на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения – 851,99 млн. руб., из них на ремонт учреждений социального обслуживания и их оснащение технологическим оборудованием и предметами длительного пользования – 479,01 млн. руб., на приобретение автотранспорта для оснащения мобильных бригад учреждений социального обслуживания – 172,40 млн. руб., на строительство объектов учреждений социального обслуживания населения – 200,58 млн. рублей. Так, в 2015 г. в Фонд были представлены и рассмотрены социальные программы 82 субъектов Российской Федерации. В соответствии с представленными социальными программами осуществлен ремонт в 268 учреждениях социального обслуживания населения, 79 учреждений оснащены новым технологическим оборудованием, завершено строительство 10 объектов учреждений социального обслуживания, приобретено 469 автомашин для оснащения мобильных бригад, созданных при учреждениях социального обслуживания. Однако, полностью итоги реализации социальных программ субъектов Российской Федерации за 2015 г. будут подведены в первом квартале 2016 г. В 2015 г. Фондом продолжена работа по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ. Таким образом, Пенсионный Фонд Российской Федерации является важным социальным и экономическим институтом, деятельность которого направлена на улучшение жизни граждан России (19).

2.2 Фонд социального страхования

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В 2011 году был запущен пилотный проект ФСС. С 1 июля началось поэтапное реформирование системы социального страхования. С инициативой модернизации существующего порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству выступил Фонд социального страхования Российской Федерации. Предложение изменить действующую “зачетную” систему (т.е. механизм выплаты работодателем пособий застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд) на систему непосредственного назначения и выплаты пособий Фондом социального страхования Российской Федерации (его региональными отделениями) было поддержано Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Причиной стала устаревшая “зачетная” система, которая в наше время не оправдывает себя.

Фонд социального страхования выполняет следующие функции:

– концентрация денежных средств государства на социальное страхование;

– обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям;

– оплата путевок на санаторно-курортное лечение детей работников;

– участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;

– частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для детей (15, с. 41).

Все выплаты и пособия начисляются, только если гражданин написал заявление и представил необходимые документы. Заявление и приложенные документы отправляются в отдел ФСС России, где рассматриваются в течение 10 календарных дней, после чего принимается решение выплатить или отказать в выплате пособия. Средства Фонда социального страхования подлежат только целевому расходованию. В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы.

Налоговые доходы: доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по нормативу 5%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5%; единого сельскохозяйственного налога по нормативу 6,4% (9, с. 107).

Неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба; безвозмездные поступления; межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования РФ; прочие поступления.

Средства ФСС образуется за счет:

– страховых взносов работодателей;

– страховых взносов граждан-предпринимателей, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;

– доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;

– добровольных взносов физических и юридических лиц;

– ассигнований из государственного бюджета РФ;

– прочих доходов.

Страховые взносы не начисляются на:

– средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;

– доходы, полученные от избирательных комиссий;

– фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;

– выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).

Расходы бюджета Фонда социального страхования осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.

Средства ФСС направляются на:

– выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

– оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

– оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

– частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

– частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;

– частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

– оплату проезда к месту лечения и обратно;

– создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

– обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

– проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

– участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования (12, с. 57).

Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступлении страхового случая и участие гражданина в системе социального страхования.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью. Примером тому являются постоянные сообщения об акциях протеста, митингах пенсионеров, которые не получают пенсии в течение нескольких месяцев, между тем они являются для них единственных источником средств к существованию. Если говорить о перспективах развития Фонда социального страхования, то на данный момент о его расформировании или замены на какой-либо другой фонд в правительстве речи не идет. Все силы фонда направлены на его укрепление, расширение и создание улучшенных нормативных актов, касающихся страхования.

Правлением ФСС подведены итоги и определены основные задачи на текущий год: своевременная и эффективная организация финансового обеспечения публичных нормативных обязательств; обеспечение сбалансированности бюджета за счет повышения собираемости страховых взносов; продолжение реализации пилотного проекта; обеспечение перехода на предоставление госуслуг через единый портал; создание новой информационно-технологической платформы для обеспечения перехода фонда на прямую выплату пособий.

Фонд социального страхования необходим в современных условиях, и осознание его необходимости приведет граждан к тому, что выплата налогов не только финансирует и содержит органы государственного управления, но по незначительной части собирает нужные суммы, которые помогаю соотечественникам справляться с трудными жизненными ситуациями.

2.3 Фонд обязательного медицинского страхования

Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии с Законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (5, с. 102).

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает финансовую устойчивость всей системы обязательного медицинского страхования на основе выравнивания условий финансирования территориальных программ. Одной из важнейших задач системы обязательного медицинского страхования является обеспечение финансовой устойчивости. Эффективное функционирование территориальных фондов обязательного медицинского страхования напрямую зависит от полноты сбора страховых взносов, которые являются главной составляющей финансового обеспечения здравоохранения. Для этого была создана эффективно функционирующая система учета и контроля за полным и своевременным перечислением работодателем страховых взносов на медицинское страхование работающих граждан, регистрацией плательщиков страховых взносов, а также основных направлений расходования средств.

Главными задачами фондов ОМС являются:

1) обеспечение реализации Закона РФ ” Об обязательном медицинском страховании граждан Российской Федерации”, а также предусмотренных законодательством прав населения РФ;

2) достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;

3) разработка и осуществление государственной финансовой политики и обеспечение ее финансовой устойчивости (2).

Управление, формирование и расходование средств фондов ОМС представлены следующим образом.

Рисунок 2.1 – Управление, формирование и расходование средств фондов ОМС

Движение средств в системе обязательного медицинского страхования представлено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Движение средств в системе обязательного медицинского страхования

Структура доходов территориальных фондов различна в зависимости от структуры населения, экономической ситуации в регионе и объема трансфертов. В общем виде приведена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Основная часть доходов территориальных фондов ОМС

Расходы фонда обязательного медицинского страхования включают в себя расходы на медицинское обслуживание населения в лечебных и оздоровительных учреждениях; оказание медицинской помощи инвалидам, находящимся в домах инвалидов и домах престарелых; оказание помощи учреждениям, которые занимаются лечением наркозависимости, расходы на борьбу с ВИЧ-инфекцией по целевым программам, в том числе и детей; финансирование расходов по борьбе с туберкулезом; строительство и оснащение медицинских центров различного профиля; содержание фонда; расходы, связанные с международным сотрудничеством, научно-исследовательской работой.

В рамках развития концепции перехода от финансирования затрат бюджетных учреждений к финансированию услуг, которые предоставляются населению, ОМС рассматривается как преимущественный механизм финансирования здравоохранения. Основная цель состоит в эффективном формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов для решения основной задачи – обеспечения здоровья населения (14, с. 64).

Государственная программа “Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года” определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. В Государственной программе сформулированы основные приоритеты развития отрасли, в рамках которых Министерство здравоохранения планирует работать в среднесрочной перспективе. Программа отражает основные подходы к решению таких основополагающих для отрасли вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи, повышение уровня подготовки медицинских кадров и заработной платы в отрасли. Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства. Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта “Здоровье” и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов. Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап – с 2013 по 2015 гг., второй этап – с 2016 по 2020 гг. (20).

Таким образом, за последние годы реформирования системы обязательного медицинского страхования произошло существенное укрепление финансового потенциала сданной системы за счет значительного роста объемов поступлений.

3. Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды

доход внебюджетный фонд страхование

Наряду с государственными федеральными внебюджетными фондами создаются территориальные, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды Территориальные внебюджетные фонды Законодательные акты предоставляют право представительным органам власти субъектов РФ самостоятельно образовывать любые внебюджетные фонды. Поэтому наряду с общераспространенными территориальными фондами (как правило, являющимися отделениями федеральных фондов) существуют отдельные специфические внебюджетные фонды территорий.. Примером такого фонда может послужить внебюджетный фонд Тульской области, предназначенный для создания финансовых резервов с целью оказания срочной помощи малоимущим, больным, престарелым, органам народного образования и здравоохранения, увеличения расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий, учреждениям культуры и спорта, органам внутренних дел и охраны природы, авансирования целевых программ и мероприятий по развитию территорий

Отраслевые внебюджетные фонды. Среди всех отраслевых внебюджетных фондов значительную долю составляли фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Экономическое содержание внебюджетных отраслевых фондов НИОКР ограничено перераспределением в рамках отрасли части прибавочного продукта, назначение которого – расширенное воспроизводство Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие отраслевые внебюджетные фонды:

– Министерство образования и науки РФ – Российский фонд технологического развития;

– Федеральные министерства и ведомства – Фонд финансирования научных исследований и экспериментальных опытно-конструкторских разработок;

– Коммерческие организации-ассоциации – фонды финансирования научных исследований и экспериментальных опытно-конструкторских разработок (НИОКР)

Отраслевые внебюджетные фонды федеральных органов и коммерческих организаций создаются по согласованию с Министерством образования науки РФ. Внебюджетные фонды не наделяются правами юридического лица и действуют от имени министерств, ведомств и организаций, в которых они образованы Отраслевые внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций формируются за счет добровольных отчислений организаций (хозяйствующих субъектов)

Суммы отчислений в размере до 1,5% себестоимости производимой продукции (работ, услуг) включаются организациями в себестоимость продукции (работ, услуг). В том случае, когда средства, предназначенные для отчисления во внебюджетный фонд, не перечислены в указанный фонд, налогооблагаемая прибыль организации увеличивается на сумму этих средств

Не подлежат к включению в себестоимость отчисления организаций, если производимая продукция (работы, услуги) изготавливалась для государственных нужд за счет ассигнований из бюджета

Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством образования и науки РФ ежеквартально перечисляют в Российский фонд технологического развития 25% средств, поступающих в их внебюджетные фонды

Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство финансов РФ и Министерство образования и науки РФ

Источниками доходов отраслевых внебюджетных фондов могут быть бюджетные средства и другие средства, не запрещенные законодательством: это стоимость дооценки оборотных средств предприятий, отчисления от себестоимости и чисто коммерческие источники по тем фондам, которым разрешена коммерческая деятельность, и другие источники.

Заключение

Данная курсовая работа была посвящена исследованию основополагающих аспектов функционирования государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации на современном этапе.

Помимо этого, особое внимание было уделено вопросу формирования доходов внебюджетных фондов, что в значительной мере увеличивает научную и практическую значимость курсовой работы

В процессе исследования было выяснено, что внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.

Следует особенно отметить тот факт, что бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Статьей 144 БК РФ к ним (то есть к федеральным социальным внебюджетным фондам) отнесены только:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Фонды обязательного медицинского страхования.

Так же в ходе исследования было выяснено, что доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются: обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти; добровольные взносы физических и юридических лиц; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами – юридическими лицами; другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Итак, завершая исследование внебюджетных фондов и их роль в современной бюджетной системе Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что государственные внебюджетные фонды оюбеюспеючиваюют зающиту коюнституциоюнных союциаюльных праюв граюждаюн в услоювиях рыноючноюй экоюноюмики.

Список использованных источников и литературы

1. Бюджеютный коюдеюкс Роюссийскоюй Феюдеюраюции оют 31.07.1998 N 145-ФЗ (реюд. оют 24.11.2014)

2. Феюдеюраюльный заюкоюн оют 15.12.2001 № 167-ФЗ (реюд. оют 02.04.2014) “Оюб оюбязаютеюльноюм пеюнсиоюнноюм страюхоюваюнии в Роюссийскоюй Феюдеюраюции” (15 деюкаюбря 2001 г.)

3. Феюдеюраюльный заюкоюн оют 24.07.2009 N 212-ФЗ (реюд. оют 04.06.2014) “Ою страюхоювых взноюсаюх в Пеюнсиоюнный фоюнд Роюссийскоюй Феюдеюраюции, Фоюнд союциаюльноюгою страюхоюваюния Роюссийскоюй Феюдеюраюции, Феюдеюраюльный фоюнд оюбязаютеюльноюгою меюдицинскоюгою страюхоюваюния”

4. Поюстаюноювлеюниею Праювитеюльстваю РФ оют 12.02.1994 № 101 (реюд. оют 15.05.2014) “Ою Фоюндею союциаюльноюгою страюхоюваюния Роюссийскоюй Феюдеюраюции” (12 феювраюля 1994 г.)”

5. Баютычкою В.Т. Финаюнсоювоюею праювою. Коюнспеюкт леюкций. Таюгаюнроюг: ТТИ ЮФУ, 2011.

6. Беюлоюусоюваю Аю.Г. Финаюнсоювый меюхаюнизм фоюрмироюваюния и испоюльзоюваюния внеюбюджеютных союциаюльных фоюндоюв БГУЭП: 2003 – 189 с.

7. Грудцынаю Л.Ю. Проюблеюмы пеюнсиоюнноюй реюфоюрмы в соювреюмеюнноюй Роюссии //Аюдвоюкают. 2012, №4, с.18

8. Аюртеюмоюв Ю.М. Неюкоютоюрыею оюсоюбеюнноюсти бюджеютноюй и наюлоюгоювоюй систеюм Роюссии [Теюкст] / Ю.М. Аюртеюмоюв // Финаюнсы: №11. – 2011. – С.17.

9. Заюбаюрчук, С. Ею. Аюктуаюльныею воюпроюсы праювоювоюгою реюгулироюваюния финаюнсоювоюй устоюйчивоюсти гоюсудаюрствеюнных внеюбюджеютных фоюндоюв // Юридичеюский мир, 2014, N 3, С. 48-53.

10. Заювоюйкинаю Н. Праювитеюльствою оюпреюдеюлилоюсь с поюсоюбиями. // Юрист. 2011, №25, с.19

11. Никоюлаюеюваю Т.П. Бюджеютнаюя систеюмаю РФ / Моюскоювскаюя финаюнсоювою-проюмышлеюннаюя аюкаюдеюмия. – М., 2013. – 280 с.

12. Ноюгинаю Ою.Аю. Гоюсудаюрствеюнныею внеюбюджеютныею фоюнды в союстаювею бюджеютноюй систеюмы Роюссии: проюблеюмы праювоювоюгою реюгулироюваюния. – М.: Стаютут, 2012. – 462 с.

13. Паювлючеюнкою, В. Каюк исцеюлить Пеюнсиоюнный фоюнд? / Виктоюрия Паювлючеюнкою // Союциаюльнаюя зающитаю, 2014. № 1,С. 3-6.

14. Паюрыгинаю, В.Аю. Бюджеютнаюя систеюмаю РФ: Учеюб. для вузоюв / В.Аю. Паюрыгинаю. – Роюстоюв-наю-Доюну: Феюникс, 2010. – 752 с.

15. Страюхоювыею взноюсы в гоюсудаюрствеюнныею внеюбюджеютныею фоюнды Роюссийскоюй Феюдеюраюции: Аювтоюреюфеюрают диссеюртаюции наю союискаюниею учеюноюй стеюпеюни каюндидаютаю юридичеюских наюук. / Ею. К. Широюкоюваю ; Наюуч. рук. М.В. Сеюнцоюваю. – Воюроюнеюж, 2011. -24 с.

16. Широюкоюваю Ею.К. Проюблеюмаю деюликтоюспоюсоюбноюсти гоюсудаюрствеюнных внеюбюджеютных фоюндоюв каюк неюоютъеюмлеюмоюй чаюсти их праювоювоюгою стаютусаю / Ею.К. Широюкоюваю // Праювою и экоюноюмикаю. – 2013. – №10. – С.76-79. (0,40 п.л.).

17. Широюкоюваю Ею.К. Союциаюльною-праювоюваюя прироюдаю страюхоювых взноюсоюв, их оюсоюбоюею меюстою в систеюмею гоюсудаюрствеюнных доюхоюдоюв / Ею.К. Широюкоюваю // Веюстник Таюмбоювскоюгою унивеюрситеютаю. Сеюрия: Гумаюнитаюрныею наюуки. – 2013. – Вып. 1(57). – С.343-351.(0,80 п.л.).

18. Оюфициаюльный саюйт Бюджеютноюгою коюдеюксаю Роюссийскоюй Феюдеюраюции. Элеюктроюнный реюсурс. [Реюжим доюступаю] http://bk-rf.ru/17/143.html (даютаю оюбрающеюния 19.11.2014)

19. Внеюбюджеютныею фоюнды РФ. Элеюктроюнный реюсурс. [Реюжим доюступаю] http://foюreюxaюw.coюm/TERMs/Ecoюnoюmic_teюrms_aюnd_coюnceюpt (даютаю оюбрающеюния 20.11.2014)

20. Оюфициаюльный саюйт Министеюрстваю финаюнсоюв Роюссийскоюй Феюдеюраюции. Элеюктроюнный реюсурс. [Реюжим доюступаю] http://infoю.minfin.ru/koюns_doюh_isp.php

Дмитрий Лазарев
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜