Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Влияние языка на способ мышления его носителей

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По словам известного лингвиста Ф. Соссюра, мышление в его психологическом аспекте – бесформенная и беспокойная масса, которая выглядит как туманность, где ничто не ограничено. «Нет предвзятых идей, и нет различий до появления языка» [22]. И звуковая субстанция есть не что иное, как пластическое вещество, которое, в свою очередь, делится на отдельные частицы, которые могут служить необходимым для мыслительных «значащих». Он подчеркивал роль языка в отношении мысли вовсе не для создания материальной звуковой среды для выражения идей.
Однако советский психолог Л.С. Выготский в своей работе «Думая и говорить» указывает, что невозможно определить слово и мысль. «… Если слово и мысль совпадают, если это, то же самое, между ними не может возникнуть взаимосвязи и не может быть предметом исследования, поскольку невозможно представить, что объектом исследования может быть отношение вещи к себе ” [2, С. 78]. Да, и подумайте, ему не нужна мысль и слово, но смысл слова, для звука без смысла, пустой звук. Однако «… это (смысл слова от автора) является феноменом словесного мышления или содержательного слова, это единство слова и мысли» [6].
Усвоение языка может быть представлено как овладение правилами перехода от ядра системы к речи, усвоение сферы применения правил с учетом разного рода фильтров и ограничений.
Прежде чем мы начнем разъяснять связь языка с мышлением, попробуем понять: каково происхождение языка и мышления (психологические и физиологические предпосылки), как речевая активность и как устроен речевой механизм.
Считается, что из всех живых организмов, населяющих нашу планету, только человек способен создавать и ассимилировать сложную систему языка. Бесспорно, что животные могут издавать звуки, присущие их роду, но это всего лишь звуковая тревога, не более того. Гамадрилы, которые генетически очень близки к человеку, могут производить около 20 различных звуков. Эти стадные животные информируют друг друга о приближающейся опасности, о необходимости защиты, об обнаружении новых мест обитания и т. д. Однако их крики нельзя разбить на элементы, и они не могут быть синтезированы в новые структуры. То есть, если список звуков ограничен, в этом случае их 20, тогда обезьяны не могут создавать никаких новых сообщений, кроме этих 20.
Напротив, у человеческого языка есть удивительные возможности из ограниченного количества звуков речи (фонем, например, на русском языке 40) создать неограниченное количество слов, из которых затем создается огромное количество предложений, из которых, в свою очередь, создаются тексты.
Есть множество теорий возникновения языка: от «божественных» до социальных. Рассмотрим теорию, которую на сегодняшний день разделяет большинство ученых.
В процессе общественного труда, как указал Энгельс, у людей возникла объективная необходимость что-то друг другу сообщить. В ситуациях, когда люди были заняты совместным трудом – например, втроем перетаскивали ствол дерева – для того, чтобы друг друга понимать, им потребовались звуки, некие условные сигналы. То есть для того, чтоб донести собственные мысли до окружающих, потребовалась речь.
Эти жесты или крики, рожденные в совместной работе групп людей, первоначально были рассеянными, они сочетали жест и действие, жест и звук, они не имели никакого смысла вне действия, не работали и не возникали из-за работы. Но когда они возникли в основе действия, их можно было понять только в контексте действия.
Сначала эти «слова» появились только в процессе труда, затем они стали появляться в отсутствии предметов, вне трудовых процессов, а затем они стали вызывать не переживания, возникающие во время работы, а образ предмета, с которыми была связана работа. Это была элементарная диффузная речь, в которой содержались элементы действия, жест, тон и звук, разные для разных предметов, и послужили отправной точкой для дальнейшего формирования языка. Постепенно слово, возникшее в процессе труда, состоящее из жестов и звуков, начало отделяться от непосредственной деятельности, утратило его прямую связь с ним и начало приобретать определенную независимость, сохраняя при этом значение, которое оно первоначально получило в ходе трудовой деятельности.
Так постепенно стала развиваться система обозначений, которая составляет лексический код языка. И эти слова, возникшие в трудовой деятельности, отделились от нее и превратились в систему сигналов, обозначающих определенные предметы даже при отсутствии этих предметов в зоне наблюдения. Таким образом, человек мог общаться напрямую с помощью звуков.
Но такой возможностью обладает организм с определенной анатомической и физической основой. Это может быть подтверждено фактами патологии речи. Так, например, при травмах, кровоизлияниях или опухолях в определенных областях мозга, речь также нарушается определенным образом. Здесь мы пришли непосредственно к физиологическим предпосылкам для формирования речи.
В левом полушарии мозга у людей есть поля, которые полностью отсутствуют у животных. В левополушарной области происходит анализ и синтез акустических сигналов устной речи. При приеме речи важная функция также выполняется левой областью теменно-височно-затылочной области. Но особенно важную роль играют лобные области, которые регулируют движения – это так называемый анализатор речи, работающий в процессе развития речи вместе со слуховым анализатором.
Конечно, возникает вопрос, устроены ли мозг и органы речи взрослого и новорожденного одинаково, почему последний только кричит и не может произнести артикулированную речь? Оказывается, кроме того, что слуховой анализатор у новорожденного еще не заполнен ассоциативными связями, то есть на самом деле он пуст, речевой аппарат ребенка нуждается в некоторой корректировке, а именно в изменении положения надгортанника. Как быстро он будет развиваться и будет полностью функционировать в будущем, зависит от взрослых. Если ребенок очень редко участвует в процессе речевого общения, он может испытывать задержку развития не только в речи, но и в интеллектуальном росте.
Уже на первых этапах развития речи ребенок ловит номинантные замечания взрослого человека об окружающей среде: это собака, это кошка, это машина и т. д. Таким образом, он познает реальность с помощью языка. Язык помогает ему отличать одно от другого и отличать их от общего фона. Только тогда человек сможет научиться правильно применять и выбирать слова, когда они ассимилируются в процессе восприятия и наблюдения за действительностью. Например, в детстве это происходит, когда ребенок касается предмета, название которого произнес взрослый, играет с ним или с его изображением. В это время чувственное познание превращается в образ вещи, который может регулироваться словесными влияниями. Позже, на этой основе, ребенок развивает абстрактное мышление.

Пётр Прохоров
Пётр Прохоров
Учился в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» на гуманитарном факультете. Сейчас работаю в университете, преподаю иностранные языки и языкознание. В свободное от работы время занимаюсь репетиторством, преподаю английский школьникам, а также делаю переводы в компании «Диплом777». Люблю свою работу за возможность делиться знаниями и обучать студентов и школьников иностранным языкам, ведь в современной жизни это очень важно.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜