Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Влияние военно-промышленного комплекса на общественное воспроизводство

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Под институтами военно-технического сотрудничества и влияния понимаются правила и нормы взаимодействия, действующие в сфере ВТС, а под организациями – конкретные «формально облеченные властью» участники процесса организации и продвижения влияния современной России на международном рынке вооружений и военных технологий. С этой точки зрения российский оборонно-промышленный комплекс представляет собой совокупность институтов ВТС, а именно правил взаимодействия между государством, наукой, бизнесом и мировым рынком по вопросам продвижения российского влияния на международной арене.
Военно-техническое сотрудничество, будучи проявлением властных, организационных, управленческих, административных, экономических, информационных и иных полномочий и возможностей государства, непосредственным образом зависит от качества и технологичности государственного управления (ГУ). Исследователи сходятся в том, что ГУ представляет согласованную и целенаправленную деятельность государственных организаций, основанную на анализе имеющихся ресурсов и существующих возможностей и ограничений, а также насущных и потенциальных вызовов и задач развития. Все это формирует в контексте заявленной проблематики комплекс внутренних и внешних факторов реализации государственного курса на военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами, что в свою очередь расширяет инструментарий внешнеполитического влияния страны.
Относительно военно-технической сферы государственной деятельности необходимо подчеркнуть ее прямую зависимость не только от публичновластного сектора, но и от уровня развития научно-исследовательских, экономических и информационных (в том числе пиар) структур. Иными словами, какими бы мощными ни были государственные рычаги управления, их эффективность в сфере торговли вооружениями зависит от качества, сервиса и цены военно-технической продукции, что в свою очередь напрямую связано с научно-техническим, экономическим и организационным потенциалом. Поскольку государственное управление ОПК сопряжено не только с огромными финансовыми затратами, геополитическими рисками и репутационными издержками, но от качества и уровня которого непосредственно зависит национальная безопасность, его организации должно быть уделено особое внимание.
Таким образом, под государственными управлением торговлей вооружениями в диссертации понимаются государственные меры тактического и стратегического характера (законы, указы, соглашения, программы, концепции, проекты и т. п.), направленные на развитие военноготехнического комплекса, включающего научно-исследовательский, производственный, организационный и информационный потенциал страны, и реализуемые государством совместно с другими участниками ВТС.
Институциональная система государственной организации и поддержки торговли вооружениями должна охватывать все этапы сложного процесса создания и продвижения военно-технической продукции. В современных условиях высококонкурентной среды на рынке вооружений и военной техники использование торговли вооружениями как инструмента политического влияния страны на международной арене невозможно без использования инноваций. Поэтому особое внимание со стороны государства должно уделяться развитию научных парков, «представляющих собой сложные комплексные институты» .
Место страны на мировом рынке вооружений есть следствие успешного развития государственных, научных, экономических и бизнес-институтов. В современном мире конкуренция на мировом рынке вооружений во многом зависит от инновационности предлагаемых продуктов и технологий. Поэтому страны, способные реализовать инновационную модель развития, лидируют на рынке ВВТ. В свою очередь инновационная модель развития страны является результатом сложных и многоуровневых процессов взаимодействия различных институтов и организаций (ведомств, агентств, концернов, банков).
Отталкиваясь от институционального подхода, можно утверждать, что успешное развитие отечественного ОПК и сохранение Россией лидирующих позиций на рынке вооружений невозможно без выстраивания эффективных вертикальных и горизонтальных связей между наукой (генератор инноваций), банковским сектором (финансирование разработок и производств) и государством (политический институт, задающий правовые рамки и обеспечивающий контроль за расходованием средств). При этом должен быть соблюден политический и экономический баланс, должна существовать своего рода система «сдержек и противовесов» , которая будет препятствовать неэффективному использованию ресурсов.
Объектом системы сотрудничества в сфере военно-промышленного комплекса (что также в полной мере относится к сфере торговли вооружениями, которая представляет лишь одно из проявлений ВТС) в работе понимается является интеграция отношений, которые осуществляются путем производства товаров военно-технической отрасли.
Объекты военно-промышленной отрасли в сфере сотрудничества имеют непростую структуру и выступают, с одной стороны, как интеграция страновых экономических взаимоотношений. С другой стороны выступают в качестве субъектов хозяйственной производственной деятельности (холдингов, концернов, КБ и т. п.). В-третьих, в виде реально существующих материальных объектов (военные заводы, иные производственные и испытательные мощности, вооружение, военная техника, услуги военного назначения), независимых от социальных взаимоотношений.
Таким образом, «всю систему ВТС можно охарактеризовать как социальную управляющую систему, каждый элемент которой представляет собой сложное системное явление и выступает, в зависимости от расположения в ее структуре, управляющей или управляемой подсистемами». Однако применительно к ВТС как системе следует помнить, что ее сходство с любой иной социальной системой ограничивается наличием субъектов, объектов и управляющих воздействий. В то время как различия определены спецификой производимых материальных предметов и услуг. Особые качества и характеристики продукции военного назначения как товара (не в последнюю очередь ее разрушительная сила) определены особыми потребительскими свойствами ВВТ, а именно интересами национальной безопасности, сохранением независимости государства, его территориальной целостности и суверенитета.
Современная Россия, являющаяся правопреемницей Советского Союза – одного из ведущих в мировой практике субъектов военно-технического сотрудничества, – по-прежнему играет существенную роль на рынке вооружений. Поэтому такие понятия, как «военно-техническое сотрудничество», «торговля вооружениями», «военно-техническая помощь», «оборонно-промышленный комплекс» представляют не только научный, но и практический интерес.

Picture of Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.