Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Влияние психологической незащищенности на девиантное поведение подростков

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Можно отметить, что причины девиантного поведения сложно выявить однозначно, т.к. в каждом конкретном случае оно обуславливается комплексом причин. При его рассмотрении необходимо учитывать множество факторов, которые могли привести к отклоняющемуся поведению подростка. Но многие ученые сходятся во мнении, что в большей степени имеют значение семья и особенности взаимодействия ребенка с социумом. Если ребенок рос и развивался в благоприятных семейных отношениях, не имел опыта насилия, чувствовал себя принятым и нужным, то риск возникновения девиантного поведения существенно снижается. Дети из неблагополучных семей, имеющих опыт наблюдения или участия в ситуациях насилия, имеют большую склонность к демонстрации такого поведения. С самого детства они находились в ситуациях опасности и незащищенности, которые могли вызвать формирование девиантного поведения, как защитный ответ организма на них.
Некоторые отечественные и зарубежные исследователи выделяют виды отклоняющегося поведения. К ним относятся: аморальное, делинквентное и преступное поведение. Данные типы девиантного поведения выделены с учетом особенностей взаимодействия индивида с реальностью, механизмам возникновения поведенческих аномалий.
Как правило, под делинквентностью подразумевается правонарушительное или противоправное действие, не несущее за собой уголовной ответственности. Но, например, перевод с немецкого слова «делинквентность» означает все случаи нарушения норм, предусмотренные уголовным кодексом, т.е. все действия, которые могут быть наказуемые. В отечественной и зарубежной психологии данные понятия разводятся. К криминальной личности относятся различные преступления, предусмотренные уголовным кодексом, например, убийство, изнасилования и другие бесчеловечные поступки [10].
Е. Г. Дозорцева считает, что развитие личности с делинквентным поведением характеризуется совокупностью внешних и внутренних проблем и ресурсов. К внутренним проблемам относятся личностная незрелость, асоциальность установок, дисгармоничность индивидуально-психологических свойств. Ими также являются активность и творческие возможности подростков, позитивное отношение к социальным нормам и ценностям. К внешним проблемам можно отнести социальные условия, не обеспечивающие необходимых предпосылок развития и/или транслирующие асоциальные нормы. Внешние ресурсы представляет собой социально позитивная развивающая среда. Внешние проблемы делинквентных подростков как правило связаны с семьей ребенка. Так, автор выявила, что для делинквентных девочек специфическую отрицательную роль играет враждебное отношение со стороны матери [8,c. 53].
В. Д. Менделевич разделяет следующие типы девиантного поведения:
1. Делинквентный тип. Включает действия, поступки, уголовно –наказуемые.
2. Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).
3. Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии (истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).
4. Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.
5. Гиперспособности. Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных [22, c. 237].
Ю. В. Голубев выделяет также уровни девиантного поведения:
– криминогенный уровень. Выражается в совершениях уголовно-наказуемых преступлениях.
– докриминогенный уровень. Сюда входят нарушение норм морали, мелкие проступки, алкоголизация, употребление наркотических свойств, прогулы школы;
– преддевиантный синдром. Сюда входят дети с агрессивным типом поведения, с низким уровнем мотивации к учебе, с низким уровнем интеллекта. Дети, имеющие частые конфликты в семье [10].
И. С. Арон изучая социальную ситуацию развития и субъектные ресурсы профессионального самоопределения девиантных подростков отмечает, что общество, включая ближайшее окружение, негативно относится к девиантным подростков, основываясь на предрассудках и сложившихся стереотипах, они не понимают их индивидуальных особенностей. Часто на них вешают отрицательные ярлыки, подвергают необоснованной критике, считают, что в будущем они не принесут пользу обществу. Со стороны педагогов они чаще других детей вызывают раздражение, подвергаются оскорблениям и наказаниям. Большинство девиантных подростков живут в неблагополучных семьях с низким уровнем материальной обеспеченности, где распространены алкоголизм, наркомания, в отношениях с детьми родители грубы, конфликтны, подвергают детей унижениям, используют физическую силу. Другие девиантные подростки воспитываются социально – благополучных семьях, но родители воспитывают детей используя неадекватные типы семейного воспитания. В следствии нарушений семейных взаимоотношений институт семьи не несет функцию профессиональной социализации. В коллективе одноклассников такие подростки также имеют значительное количество трудностей. Часто они не принимаются или вовсе отвергаются сверстниками. Чтобы удовлетворить потребность в признании, уважении и одобрении ровесников часто девиантные подростки общаются с людьми имеющими асоциальные ценности, далекие от профессионального самоопределения [2].
Таким образом, подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью, импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление.
Выводы по главе 1
Теоретический анализ изучения девиантного поведения позволил нам сделать следующие выводы:
Понятие «девиантное поведение» имеет широкую
распространенность в исследованиях, но при этом оно не имеет однозначного толкования. Некоторые ученые считают, что девиантное поведение может иметь и позитивные и негативные последствия. Девиантность определяет механизм социальных изменений. Позитивная девиантность способствует прогрессу. Большинство ученых изучают негативную девиантность, поскольку ее рост и проявление различных форм являются одной из актуальнейших проблем общества.
Девиантное поведение – это поведение индивида, разрушающее
сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в социуме.
Подростки с девиантным поведением отличаются неустойчивостью,
импульсивностью, впечатлительностью, часто проявляют агрессию и враждебность. На девиантное поведение подростка в целом имеет влияние неблагоприятная социокультурная среда, которая затрудняет его личностное становление.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜